Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства). Законодательства о банкротстве. Проблемы принятия законодательства о банкро

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Оглавление

Введение 3 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 5
1.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). 5
1.2 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 7
2. Характеристика процедур банкротства. 11
3. Проблематика законодательства о несостоятельности (банкротстве) и преступления в сфере банкротства. 21
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

о несост.docx

— 51.20 Кб (Скачать)

При принятии решения о  признании должника банкротом и  об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного  управляющего и размер его вознаграждения, о чем выносит определение. В  случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения конкурсным управляющим  возложенных на него обязанностей арбитражный  суд отстраняет конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей и  назначает нового по ходатайству  собрания кредиторов либо комитета кредиторов (Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А23–151/7–2000-Г).

После рассмотрения арбитражным  судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного  производства арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства, которое считается  завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

 

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве  должник, его конкурсные кредиторы  и уполномоченные органы вправе заключить  мировое соглашение.

Мировое соглашение, заключаемое  в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве – это соглашение (договор) между должником и его  конкурсными кредиторами об урегулировании между ними отношений долга путем  реструктуризации долгов (отсрочки (рассрочки) выплаты по долгам, скидки с долгов и т.п.). С юридической точки  зрения это соглашение можно рассматривать  как новацию, поскольку заключение этого соглашения приводит к замене прежних обязательств должника перед  кредиторами новыми обязательствами, предусматривающими иной способ исполнения. Вместе с тем, мировое соглашение – не обычный гражданско-правовой договор; для его заключения не достаточно одного лишь волеизъявления сторон. Это  соглашение подлежит судебному рассмотрению и считается заключенным только в случае его утверждения арбитражным  судом. В то же время, правоприменительная  практика исходит из того, что при  утверждении мирового соглашения арбитражный  суд проверяет только соблюдение требований по форме и порядку его заключения.

В связи с этим, в частности, заключенное мировое соглашение является обязательным для всех конкурсных кредиторов, в том числе и тех  из них, кто не изъявлял волю по поводу его заключения (голосовал против либо не участвовал в голосовании). Конституционный суд Российской Федерации определил, что указанные положения, как направленные на признание и защиту прав и интересов всех кредиторов, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя в сфере экономической деятельности, включая право собственности и принципы равенства и свободы договора (Определение Конституционного суда Российской Федерации №228-О от 01.10.2002 г.).

Относительно новым в  Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» является начисление на непогашенную часть долга процентов  с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения. Это означает, что кредиторы, на него согласившиеся, могут не опасаться, что соглашение окажется просто не предусмотренным в законе мораторием на выплаты, и по истечении срока предприятие-должник окажется вновь в состоянии банкротства, только уже с изрядно обглоданной инфляцией суммой долга.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает  разные режимы заключения мирового соглашения в зависимости от того, на какой  стадии находится дело о несостоятельности  предприятия. Если стороны идут на мировую  в процессе наблюдения, то решение  принимается либо руководителем  должника, либо лицом исполняющим его обязанности; если на стадии внешнего управления или конкурсного производства-то внешним или конкурсным управляющим соответственно; если на стадии финансового оздоровления – руководителем должника или лицом исполняющим его обязанности.

3. Проблематика законодательства о несостоятельности (банкротстве) и преступления в сфере банкротства.

Действующее законодательство о несостоятельности содержит ряд  положений, которые стали причиной возникновения проблемы возможного разделения юридической судьбы должника как субъекта права и предприятия как объекта права в ходе производства по делу о банкротстве.

Следует заметить, что в  законодательстве разных стран содержатся положения о необходимости сохранения предприятия как единого имущественного комплекса. И, как следствие, ликвидация субъекта права в ходе осуществления  процедур банкротства еще не означает ликвидации его предприятия. Аналогичные нормы содержатся и в российском Законе о банкротстве 2002 г.

В соответствии с положениями  действующего Закона о банкротстве 2002 г. государство - это равноправный участник всего процесса несостоятельности. Уполномоченные органы федеральной  исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления наравне с конкурсными кредиторами  участвуют в собрании кредиторов с правом голоса, а также во всех других процедурах, предусматривающих  участие кредиторов. Следует заметить, что первоочередного удовлетворения требований по налогам и другим обязательным платежам Закон о банкротстве 2002 г. не предусматривает. С этой позицией законодателя нельзя не согласиться. Вместе с тем по-прежнему остается нерешенным вопрос о защите интересов предприятия-должника, которому угрожает банкротство по вине государства. Речь идет о ситуации, когда выполненный предприятием государственный заказ не оплачен  в установленный срок. Это означает порой извлечение из оборота огромных средств предприятия, а иногда приводит к невозможности его дальнейшего нормального функционирования. В этой связи предлагается на законодательном уровне запретить положение об отложении рассмотрения в арбитражном суде заявления кредитора о признании должника банкротом до момента погашения государством задолженности перед предприятием-должником.

Закон о банкротстве 2002 г. значительно расширил число должников - субъектов отношений, возникающих  в процессе несостоятельности. В  целом изменение подхода законодателя к этому вопросу вызывает одобрение в научной среде. Основная проблема, возникающая в связи с этим, заключается в том, что соответствующие нормы Закона о банкротстве 2002 г. прямо противоречат нормам ГК РФ.

Представляется, что при  любых противоречиях должны применяться  нормы Закона о банкротстве как  последующего по отношению к ГК РФ. Этой же точки зрения придерживается и ВАС РФ, который изложил свою позицию в п. 2 Постановления Пленума  от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Позиция Конституционного Суда РФ состоит в следующем: в ст. 76 Конституции РФ не определяется и  не может определяться иерархия актов  внутри одного их вида, в данном случае федеральных законов. Ни один федеральный  закон в силу ст. 76 Конституции  РФ не обладает по отношению к другому  федеральному закону большей юридической  силой. Следовательно, применение положений  Закона о банкротстве 2002 г. не вызывает каких-либо сомнений, поскольку более  поздний по времени акт отменяет ранее принятый.

Неоднозначность решения  данного вопроса может привести на практике к ситуации, когда некоторые  суды будут отказывать в принятии заявлений о банкротстве, а другие, напротив, принимать подобного рода заявления, к примеру, в отношении  какой-либо некоммерческой организации (за исключением потребительского кооператива  благотворительного фонда). С точки  зрения законодателя позиция и одних  и других будет представляться обоснованной.

На практике вполне возможна ситуация, когда признакам несостоятельности  будет отвечать образование, которое  по тем или иным причинам не имеет  правового статуса юридического лица. В данном случае речь идет о субъектах, фактически участвующих в имущественном обороте, но не выполнивших формальных действий, необходимых для приобретения этого статуса. В этом случае для урегулирования правоотношений, связанных с их неплатежеспособностью, было бы целесообразно использовать зарубежное законодательство о несостоятельности. В связи с этим предлагается принять во внимание германскую модель формального наделения статусом юридического лица образований, не являющихся юридическими лицами (в рамках производства по делам о несостоятельности), а также английский подход к вопросу применения процедур несостоятельности к незарегистрированным компаниям.

Одной из проблем, возникающих  на практике в связи с принятием  Закона о банкротстве 2002 г., является соотношение ситуации предвидения  банкротства и фиктивного банкротства.

При этом Закон о банкротстве 2002 г. не содержит понятия фиктивного банкротства, а лишь перечисляет  его признаки (п. 3 ст. 10).

Действующим законодательством  предусматривается необходимость  проведения специального заседания  арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя. Это заседание  должно быть проведено не менее чем  через 15 и не более чем через 30 дней после принятия заявления.

Известна правовая позиция  КС РФ по данному вопросу, которая  заключается в том, что он признал  не соответствующей Конституции  РФ невозможность обжалования определений, касающихся установления требований. Закон о банкротстве 2002 г. воспринял  данную позицию, указав, что эти определения  могут быть обжалованы в порядке, установленном АПК РФ.

Определение о внесении требования в реестр требований кредиторов либо об отказе во включении его в реестр вступает в силу немедленно, поэтому  его последующее обжалование  не препятствует осуществлению процессуальных мероприятий в рамках уже возбужденного  дела о банкротстве. Вместе с тем  на практике это может вызвать  серьезные проблемы, в первую очередь  связанные со стабильностью конкурсного  процесса. Кредитор, чьи требования были подтверждены в результате подобного  обжалования, может существенным образом  повлиять на положение других кредиторов. В связи с этим предлагается закрепить  в законе положение, в соответствии с которым действительность решений  собраний не зависит от признания  вышестоящей инстанцией обоснованным или необоснованным требования кредитора.

На практике определенный интерес представляет проблема соотношения  компетенции собрания и комитета кредиторов. Закон о банкротстве 2002 г. наделяет в определенных случаях  правом принять решение либо собрание, либо комитет кредиторов. При этом не исключена ситуация, когда эти  органы могут применять противоположные  решения. В результате возникает  необходимость дать ответ на вопрос о последствиях принятия собранием  и комитетом таких решений.

Закон не отвечает на вопрос, какой из этих органов обладает большей  юридической силой. Вместе с тем  следует обратить внимание на п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве 2002 г., где  говорится, что, реализуя законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляя контроль за действиями арбитражного управляющего, комитет кредиторов может осуществлять и иные предоставленные ему собранием кредиторов полномочия. Кроме того, именно собрание кредиторов принимает (или не принимает) решение об образовании комитета кредиторов, да и само избрание комитета происходит в рамках собрания. В подобной ситуации комитету кредиторов, пожалуй, будет сложно принять решение, отличное от решения собрания, поскольку сами члены комитета кредиторов оказываются в определенной степени зависимы от настроения собрания кредиторов. Помимо этого, собрание может принять решение о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и избрать новый.

В связи с анализом данного  вопроса вполне уместным и обоснованным является предложение четко разграничить функции собрания и комитета кредиторов, установив, в частности, перечень вопросов, решения по которым вправе принимать  только комитет кредиторов.

Одним из участников арбитражного процесса по делу о банкротстве является представитель работников должника (ст. 35 Закона о банкротстве 2002г.).

Данное лицо без права  голоса участвует в собраниях  кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве 2002 г.). Арбитражный управляющий в  случае созыва собрания кредиторов уведомляет представителя работников о месте  и времени проведения собрания. Однако законодатель не предусматривает возможности  подачи этим лицом жалобы в арбитражный  суд на решения, принимаемые собранием  кредиторов, действия арбитражных управляющих, а также на решения и определения  арбитражного суда.

В связи с этим, анализируя права работников предприятия-должника, ряд авторов утверждают, что «Закон о банкротстве попросту забыл о том, что на предприятиях-банкротах есть трудовые коллективы». Между тем отдельные положения Закона о банкротстве 2002 г. позволяют утверждать, что действующее законодательство в той или иной степени учитывает интересы работников должника.

Следует заметить, что действующее  законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве) содержит ряд норм, которые  способствуют своевременному открытию процесса о несостоятельности. Так, руководитель должника - юридического лица или индивидуальный предприниматель  обязаны обратиться в арбитражный  суд с заявлением о банкротстве  в случае, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности  исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими  кредиторами. Более того, законодатель закрепляет возможность признания недействительными сделок должника, совершенных с заинтересованными лицами, если в результате исполнения таких сделок кредиторам могут быть причинены убытки, а также с любыми лицами, если сделки совершены в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, и влекут предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими.

Вместе с тем анализ действующего законодательства и судебно-арбитражной  практики позволяет утверждать, что  угроза удовлетворения требований одного кредитора (или небольшой группы) в ущерб интересам большинства  кредиторов может возникнуть в силу ряда обстоятельств, а именно: при  выборочном погашении требований кредиторов по инициативе самого должника в ситуации предвидения банкротства, при наложении  ареста и обращении взыскания  на имущество лица судебным приставом-исполнителем и т.д.

Таким образом, Закон о  банкротстве 2002 г. упрочил позиции  арбитражного суда в деле о банкротстве, вместе с тем ряд проблем теоретического и практического характера в  настоящее время остается неразрешенным.


 

 

 

Заключение

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма  правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Правовой институт несостоятельности (банкротства) – институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного  права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика  этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного  уровня развития. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что банкротство есть неотъемлемая часть функционирования любой развитой экономики. Российский институт несостоятельности  обладает большим набором правовых средств, действие которых направлено на оздоровление экономики. Каждому  руководителю следует изучить рассматриваемый  институт, разобраться в его сущности, причинах банкротства, проанализировать отечественный и зарубежный опыт.

Процедура банкротства является «санитаром» экономики, устраняя неэффективных  участников хозяйственного оборота. При  плановой экономике указанный институт не был востребован. Таким образом рождение института несостоятельности стало возможным в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям.

В данной работе были рассмотрены  такие вопросы, как понятие, признаки института несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя  и юридического лица, значение института  банкротства, четыре процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство, а также общие положения, форма и содержание мирового соглашения, а также были рассмотрены проблемы применения законодательства о банкротстве и преступления в данной сфере.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод  о том, что нормативная база регламентирующая правовое положение института банкротства достаточна полна и кодифицирована. Так, помимо общих положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются нормы новопринятых законов регулирующих процедуры банкротства отдельных субъектов. Закон о банкротстве 2002 г. упрочил позиции арбитражного суда в деле о банкротстве, вместе с тем ряд проблем теоретического и практического характера в настоящее время остается неразрешенным.

Остается только выработать практику, заставить на 100% работать законы и эффективно применять законодательную  базу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации: Ч.I: федерал. закон: от 30.11.1994, №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.

2. О несостоятельности  (банкротстве): федерал. закон: от 26.10.2002, №127-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ. – 2002. – №43. – Ст. 4190.

3. Федеральный закон «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций» от 25 февраля  1999 года №40-ФЗ // Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №12. – Ст. 193.

4. Постановление Правительства  РФ «Об уполномоченном и регулирующем  органе в делах о банкротстве  и процедурах банкротства» от 30 ноября 2002 г. №855 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №49. – Ст. 4886.

5. Постановление Правительства  РФ «Об уполномоченном органе  в делах о банкротстве и  процедурах банкротства и регулирующем  органе, осуществляющем контроль  за саморегулируемыми организациями  арбитражных управляющих» от 14 февраля  2003 г. №100 // Собрание законодательства РФ – 2003. – №7. – Ст. 659.

6. Постановление Правительства  РФ «О порядке предъявления  требований по обязательствам  перед Российской Федерацией  в делах о банкротстве и  процедурах банкротства» от 15 апреля 2003 г. №218 // Российская газета. – 2003. – 26 апреля. – С. 21

7. Постановление кассационной  инстанции по проверке законности  и обоснованности решений (определений,  постановлений) арбитражных судов,  вступивших в законную силу: Постановление  ФАС Центрального округа от  04.12.2002 г. по делу №А14–3128/02/88/17. (Архив Арбитражного суда Воронежской области. 2002. Дело №А14–3128/02/88/17).

8. Постановление кассационной  инстанции по проверке законности  и обоснованности решений (определений,  постановлений) арбитражных судов,  вступивших в законную силу: Постановление  ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А35–3728/02г. (Архив Арбитражного суда Курской области. 2003. Дело №А35–3728/02г).

9. Постановление кассационной  инстанции по проверке законности  и обоснованности решений (определений,  постановлений) арбитражных судов,  вступивших в законную силу: Постановление  ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А23–151/7–2000-Г. (Архив Арбитражного суда Калужской области. 2003. Дело №А23–151/7–2000-Г).

10. Беляева, О.П. Предпринимательское право России: курс лекций / О.П. Беляева. – М.: Юстицинформ, 2005. -234 с.

11. Дойников, И.В. Предпринимательское право: учеб. пособие для вузов: рекомендовано УС ИПКУ / И.В. Дойников. – М.: ПРИОР, 2002. – 464 с.

12. Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник для вузов / И.В. Ершовой. – М.: Юриспруденция, 2002. – 512 с.

13. Телюкина, М.В., // Комментарии к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ // Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 2003. – №14. – Ст. 121.

14. Юн, Г.Б., Воронова, Ю.А. Конкурсное производство: учеб. – практ. пособие / Г.Б. Юн, Ю.А. Воронова. – М.: Дело, 2004. – 432 с.

15.  Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник для вузов / И.В.Ершовой. – М.: Юриспруденция, 2002. – 114с.

 


Информация о работе Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства). Законодательства о банкротстве. Проблемы принятия законодательства о банкро