Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства). Законодательства о банкротстве. Проблемы принятия законодательства о банкро

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Оглавление

Введение 3 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 5
1.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). 5
1.2 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 7
2. Характеристика процедур банкротства. 11
3. Проблематика законодательства о несостоятельности (банкротстве) и преступления в сфере банкротства. 21
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

о несост.docx

— 51.20 Кб (Скачать)

ГБОУ СПО ВО «Владимирский  Политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине: «Антикризисное управление»

на тему: «Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства). Законодательства о банкротстве. Проблемы принятия законодательства о банкротстве. Преступления в сфере банкротства».

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

                                                                              Работу выполнил:

                                                                                             студент гр. Б – 409

                                                                                            Лагунова О.А.

                                                                          Работу принял:   

                                                                                     преподаватель ВлПК

                                                                         Бокарева Е.Г.

                                                                                

 

 

 

2013

Содержание.

Введение                                                                                                                  3 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).                                                                                                          5

1.1 Понятие и признаки  несостоятельности (банкротства).                              5

1.2 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства).                      7                                                                                   

2. Характеристика процедур банкротства.                                                         11

3. Проблематика законодательства о несостоятельности (банкротстве) и преступления в сфере банкротства.                                                                     21

Заключение                                                                                                         28

Список литературы                                                                                            30

 

 

 

Введение

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма  правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления  как спад промышленности, экономический  кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение  денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Существующая до 1998 г. в  России нормативно-правовая база (опирающаяся  в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в  современных экономических условиях и привела к тому, что крупные  предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о  несостоятельности, рассмотренных  арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди  участников хозяйственного оборота.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный  закон “О несостоятельности (банкротстве)”  от 8 января 1998 года № 6-83. Необходимость  принятия нового закона была обусловлена  не только несовершенством Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” 1992 года, но и тем, что вступил  в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.

Актуальность и практическая значимость темы данного реферата обусловлена  рядом причин.

Во – первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

Во – вторых, с проблемой  банкротства предприятий юристам  приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

 

1. Понятие, признаки  и правовое регулирование несостоятельности  (банкротства)

1.1 Понятие и  признаки несостоятельности (банкротства)

Правовой институт несостоятельности (банкротства) в условиях рыночных отношений  является весьма актуальным. Это проявляется  в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов  хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую  деятельность убыточно и не рентабельно, которые, зачастую, заключая договор  впоследствии не в состоянии исполнить  принятые на себя обязательства. Чтобы  обезопасить предприятия от таких  должников, возникает необходимость  официального признания этих хозяйствующих  субъектов «несостоятельными» и, возможно, впоследствии полностью ликвидировать  их.

«Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом в этом понятии можно выделить формальный (признание судом или объявление должником) или материальный (неспособность исполнить указанные обязанности) элементы.

Наряду с понятием несостоятельности  Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на её признаки, которые различаются применительно  к несостоятельности физических и юридических лиц.

Признаки банкротства:

1. Гражданин считается  неспособным удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. В основу признаков банкротства физических лиц положен принцип неоплатности.

2. Юридическое лицо считается  неспособным удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В основу признаков банкротства юридических лиц положен принцип неплатёжеспособности.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом, если иное не предусмотрено  Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой  в деле о банкротстве и следующей  после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

1.2 Правовое регулирование  несостоятельности (банкротства)

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему  правовых норм, содержащихся не только в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», но и в некоторых  других нормативных правовых актах.

Основанием системы правового  регулирования несостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса  Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65); ГК РФ не включает в себя норм, регламентирующих несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, однако отсутствие позитивного регулирования данных правоотношений не означает запрета на осуществление такого регулирования другими федеральными законами.

Круг содержащихся в ГК РФ правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) участников имущественного оборота, не исчерпывается названными статьями. К числу таких норм, непосредственно регламентирующих эти правоотношения, должны быть отнесены положения о том, что в случаях, когда стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия) либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК, т.е. путем признания его банкротом (п. 4 ст. 61); об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, поскольку в соответствии со ст. 65 ГК при несостоятельности (банкротстве) юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной ГК на случай ликвидации юридических лиц (ст. 64); о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 105) и некоторые другие.

Кроме того, многие нормы  ГК РФ, хоть и не затрагивающие непосредственно  вопросы банкротства, имеют определяющее значение для решения целого ряда ключевых вопросов, возникающих в  связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц. Это положения, регулирующие, например, организационно-правовые формы юридических лиц; право  собственности и иные вещные права; обязательственные правоотношения; вопросы ответственности за нарушения  обязательств; порядок заключения, изменения и расторжения договоров  и другие.

Говоря о правовом регулировании  процедуры банкротства нужно  отметить, что Закон о банкротстве (пп. 5 – 7 ст. 1) определяет соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права.

Основополагающие принципы соотношения внутреннего законодательства и международного частного права  установлены Конституцией Российской Федерации, согласно которой «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы» (ст. 7).

Специфической чертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве является включение  в него наряду с материально-правовыми  нормами большого числа норм, относящихся  к процессуальному законодательству. Дело в том, что в соответствии со ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Принимая во внимание значительное своеобразие такой категории дел как дела о несостоятельности (банкротстве), законодатель включил в текст Закона о банкротстве большое число норм, регламентирующих порядок их разрешения арбитражным судом. Основная часть специальных правил, посвященных порядку рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), сосредоточена в главе III Закона о банкротстве «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» (ст. 28 – 55). Однако круг процессуальных правил этим не исчерпывается в тексте Закона, в других его главах имеется немало иных процессуальных норм, регламентирующих действия арбитражного суда и участников дела о банкротстве применительно к отдельным процедурам несостоятельности должника. Причем указанные процессуальные нормы применяется в приоритетном по отношению к правилам, помещенным в главе III Закона о банкротстве, порядке.

Существенными особенностями  отличается правовое регулирование  несостоятельности (банкротства) банков и иных кредитных организаций. Закон  о банкротстве включает лишь основные принципиальные положения о банкротстве  этой категории должников, а в  остальном отсылает к специальному закону – Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», нормы которого должны применяться  в приоритетном порядке. Среди специальных законов, можно также выделить Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», устанавливающего особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

Информация о работе Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства). Законодательства о банкротстве. Проблемы принятия законодательства о банкро