Механизмы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование банкротства предприятий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотреть задачи антикризисного управления;
2. проанализировать классификацию и причины организационных кризисов;
3. исследовать диагностику банкротства предприятий;
4. проанализировать механизмы антикризисного управления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
1. Банкротство предприятий...........................................................................6
1.1. Задачи антикризисного управления....................................................6
1.2. Классификация и причины организационных кризисов...................7
2. Диагностика банкротства..........................................................................10
2.1. Виды и методы диагностики несостоятельности организации.......10
2.2. Горизонтальный (трендовый) финансовый анализ...........................12
2.3. Вертикальный (структурный) финансовый анализ..........................13
2.4. Анализ относительных показателей (коэффициентов)....................16
2.5. Факторный финансовый анализ..........................................................18
2.6. Сравнительный финансовый анализ..................................................22
3. Механизмы антикризисного управления............................................... 23
3.1 Антикризисное управление в нормальных условиях........................23
3.2. Антикризисное управление в условиях кризиса...............................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................28
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............

Файлы: 1 файл

Антикриз.управл. ун..doc

— 167.50 Кб (Скачать)

                                    СОДЕРЖАНИЕ 
 

       ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3 

      1. Банкротство предприятий...........................................................................6

           1.1. Задачи антикризисного управления....................................................6

       1.2. Классификация и причины организационных кризисов...................7

        2. Диагностика банкротства..........................................................................10

       2.1. Виды и методы диагностики несостоятельности организации.......10

          2.2. Горизонтальный (трендовый) финансовый анализ...........................12

      2.3. Вертикальный (структурный) финансовый  анализ..........................13

      2.4. Анализ относительных показателей  (коэффициентов)....................16

      2.5. Факторный финансовый анализ..........................................................18

      2.6. Сравнительный финансовый анализ..................................................22

    3. Механизмы антикризисного управления............................................... 23

      3.1 Антикризисное управление в нормальных  условиях........................23

          3.2. Антикризисное управление в условиях кризиса...............................25

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................28

    4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................................29

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ВВЕДЕНИЕ 

    Устранение  с рынка обанкротившихся предпринимательских  структур -непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма.

    Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

    Решению именно этой задачи подчинена система  мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

    Однако  подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

    Поэтому, с одной стороны, антикризисное  управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы.

    Таким образом, антикризисное управление - это:

    1 -     анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

    2 - познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;

    3 - стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

    4 - оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

    5 - разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

    6 -  постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

    Актуальность. Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий – важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.

    Негативные  последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

    Цель  работы – исследование банкротства предприятий.

    В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

    1. рассмотреть задачи антикризисного управления;

    2. проанализировать классификацию и причины организационных кризисов;

    3. исследовать  диагностику банкротства предприятий;

    4. проанализировать механизмы антикризисного управления;

    5. рассчитать и проанализировать показатели финансового состояния  конкретного предприятия на основе бухгалтерской отчётности ;

    6. сделать выводы о финансовом состоянии предприятия на основе рассчитанных  показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            1. Банкротство предприятий

                  1.1. Задачи антикризисного управления 

    Антикризисное управление это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. В этом определении объединены две  составляющие антикризисного управления: предотвращение ещё не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса1.

    В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся  состояния предприятия и предполагают использование разных инструментов управления.

    Решение первой задачи антикризисного управления предотвращение кризиса предполагает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие  для многих предприятий черты. Такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.

    Антикризисное управление в широком смысле это  сохранение и укрепление конкурентного  положения предприятия. Это управление в условиях неопределённости, риска. В этом случае антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).

    Решение второй задачи преодоление кризиса всегда носит специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.

    Антикризисное управление в узком смысле это  предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.

    Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:

    1 - кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

    2 - кризисы в определённой степени можно ускорять, предварять и отодвигать;

    3 - к кризисам можно и необходимо готовиться;

    4 - кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определённой степени управляемы, управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их негативные последствия;

    5 - управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знаний и навыков. 

            1.2. Классификация и причины организационных кризисов 

    Можно провести следующую классификацию  организационных кризисов и выделить три типа кризисов предприятия2:

    1. кризис ликвидности;

    2. кризис успеха;

    3. кризис стратегии.

    Кризис  ликвидности означает реальную потерю платёжеспособности. Может закончиться ликвидацией предприятия, поэтому нужны срочные меры по выходу из кризиса.

    Кризис  успеха (результатов деятельности) характеризуется негативным отклонением фактического состояния от запланированного. Например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и т. д.

    Кризис  стратегии менее  заметен. Положение предприятия в данный момент времени может казаться вполне удовлетворительным, но начинают происходить сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе.

    Различают три основных вида кризиса ликвидности: сбыта, издержек, финансовый.

    При кризисе сбыта предприятие не может продавать свою продукцию в объемах, необходимых для достижения уровня безубыточного производства. Причиной кризиса сбыта могут быть неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса.

    При кризисе издержек себестоимость производства продукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуждает предприятие либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банкротству. Причиной кризиса издержек являются завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т.д.

    При финансовом кризисе у предприятия  отсутствуют денежные средства на возобновление производства, уплату налогов, выплату заработной платы, оплату электроэнергии, коммунальных услуг и т.д.

    На  практике, как правило, предприятие  сталкивается одновременно со всеми  тремя типами кризиса. В задачу антикризисного менеджера входит проведение анализа особенностей развития кризиса на конкретном предприятии и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из кризиса.

    Причиной  возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут  быть внешние либо внутренние факторы:

    1 - внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

    2 - внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

    Указанные причины не являются непосредственными  причинами возникновения кризиса  на той или иной стадии жизненного цикла предприятия и тем более  его банкротства. Однако они влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния предприятия. Причины кризиса и банкротства предприятий всегда обусловлены непродуманностью системы менеджмента и ошибками управления. 
 
 
 
 

Информация о работе Механизмы антикризисного управления