Федеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального
управления и безопасности
Кафедра «Правовые основы
государственной и муниципальной
службы»
специальность 061000 – «Государственное
и муниципальное управление»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Стратегическое
противодействие коррупции в Российской
Федерации »
на тему «Коррупция в сфере
государственного и муниципального заказа»
Работу выполнил:
студент Т.Ф. Аташов
_____________________(подпись)
ИПСУБ, гр. О-061000-51
Проверил:
к.ю.н.
А. А. Иванова
_____________________(подпись)
Ижевск – 2011г.
ВВЕДЕНИЕ
При размещении государственных
и муниципальных заказов в
большинстве случаев предполагается
проведение какой-либо конкурентной процедуры,
предполагающей объективный выбор
наилучшего предложения из нескольких
поступивших. Однако в некоторых
случаях ответственные сотрудники
заказчиков имеют возможность обеспечить
победу конкретного участника размещения
заказа, пообещавшего наибольшие «комиссионные»
со сделки. В российских СМИ комиссионное
вознаграждение ответственных сотрудников
государственных и муниципальных заказчиков
за помощь в получении государственного
заказа получило неофициальное название
«откат». Таким образом, можно констатировать
наличие в системе государственных и муниципальных
закупок значительных коррупционных рисков.
Коррупция в
сфере государственного и муниципального
заказа
Коррупционные риски возникают
на всех этапах государственных и муниципальных
закупок. Рассматривая процедуру размещения
заказа укрупненно, можно выделить следующие
основные этапы: формирование заказа,
размещение заказа и исполнение контрактов.
Остановимся на каждом из них и проанализируем
их с точки зрения потенциальных возможностей
для обеспечения победы «нужного» поставщика.
На стадии формирования заказа коррупционные
риски возникают при:
- определении приоритетов заявок государственных заказчиков на закупку;
- исследовании приоритетов рынка;
- выборе способа размещения заказа;
- формировании плана-графика закупок.
Возможные нарушения на этапе формирования
заказа иллюстрируются в таблице 1.
Таблица 1
Определение приоритетов
заявок на закупку |
- Расстановка мнимых приоритетов по предмету, объемам, срокам удовлетворения потребности.
- Лоббирование инвестиций в «нужную» сферу бизнеса.
- Определение круга и места расположения потребителей заказа, объема потребления.
- Определение объема необходимых средств.
|
Исследование приоритетов
рынка |
- Необоснованное расширение (ограничение) круга возможных поставщиков.
- Необоснованное расширение (сужение) круга удовлетворяющей потребности продукции.
- Необоснованное расширение(ограничение) упрощение (усложнение) необходимых условий контракта и оговорок относительно их исполнения.
- Необоснованное завышение (занижение) цены объекта закупок.
|
Выбор способа размещения
заказа |
- Необоснованное усложнение (упрощение) процедур определения поставщика.
- Неприемлемые критерии допуска и отбора поставщика, отсутствие или размытый перечень необходимых критериев допуска и отбора.
- Неадекватный способ выбора размещения заказа по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфики рынка поставщиков.
|
Формирование плана-графика
закупок |
- Необоснованное сокращение срока: может только та компания, которая либо имеет инсайдерскую информацию о закупке, либо уже наполовину выполнила предлагаемый контракт.
- Размещение заказа аврально в конце года (квартала). В этом случае велик риск сговора как с благими целями (отдать контракт надежному поставщику, который его доделает), так и с коррупционными (отдать контракт под большой «откат» с получением некачественной продукции, когда отсутствие качества незаметно при авральной приемке).
- Необоснованное затягивание или ускорение процесса размещения заказа.
|
|
На этапе размещения заказа коррупционные
риски возникают:
- в ходе разработки документации;
- при размещении извещения о закупке;
- в период подготовки заявок участниками;
- на процедуре вскрытия конвертов с заявками;
- при рассмотрении заявок;
- в процессе оценки и сопоставлении заявок;
- при заключении контракта.
Возможные нарушения на этапе размещения
заказа иллюстрируются в таблице 2.
Таблица 2
Разработка документации |
- Несоответствие технического задания имеющимся финансовым ресурсам (закладываемое в ТЗ качество продукции явно не соответствует (ниже) цены продукции, заложенной в проект контракта).
- «Заточенность» спецификации под конкретного поставщика.
- Несоответствие закупаемого объекта имеющимся ресурсам, в том числе персоналу.
- Техническое задание на объект закупки не учитывает цену владения объектом и длительность жизненного цикла объекта.
- Критерии отбора поставщика, условия контракта неприемлемы для большей части поставщиков данного объекта закупки.
- Размытость (неясность, неконкретность) и противоречивость условий определения поставщика, условий исполнения контракта, условий приемки объекта закупки, гарантийных условий.
|
Размещение извещения
о закупке |
- Размытость (неясность, неконкретность) и противоречивость предмета закупки, объекта закупки и основных условий контракта.
- Мистификация, подмена предмета контракта.
- Объединение в одно размещение заказа разных предметов и объектов закупки.
|
Подготовка заявок участниками |
- Предоставление неполной или разной информации о закупке, подмена разъяснений ссылками на документацию о закупке.
- Прямые контакты и переговоры с поставщиком.
- Дискриминационные разъяснения или изменения в документацию.
|
Процедура вскрытия конвертов
с заявками |
- Оглашение неполной или неверной информации о предложениях конкурентов.
- Сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов.
- Оглашение несуществующей информации о закупке.
- Подлог, добавление, изъятие, непринятие заявок на участие в конкурсе.
|
Рассмотрение, оценка и сопоставление
заявок |
- Необоснованная дискриминация в отношении поставщиков.
- Необоснованные преференции поставщикам.
- Разное отношение к разным участникам размещения заказа (по одинаковым (схожим) условиям предложений поставщиков: одни из них допускаются, другие — нет).
- Использование необъявленных или недопустимых условий допуска к размещению заказа, критериев отбора.
|
Заключение контракта |
- Затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения заказа.
- Необоснованные изменения условий контракта.
- Затягивание (ускорение) заключения контракта.
- Запрос недопустимых или необъявленных документов и сведений при заключении контракта.
- Необоснованный отказ от заключения контракта.
|
На этапе исполнения контракта
коррупционные риски возникают:
- при администрировании контракта;
- при приемке объекта закупок;
- в гарантийный период.
Возможные нарушения на этапе исполнения
контракта иллюстрируются в таблице 3.
Таблица 3
Администрирование контракта |
- Необоснованно жесткое администрирование исполнения контракта вплоть до вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика.
- Затягивание предоставления информации, необходимых материалов для исполнения заказа со стороны заказчика.
- Обременение контракта дополнительными необъявленными условиями.
- Необоснованное отвлечение поставщика от исполнения контракта.
|
Приемка объекта закупок |
- Необоснованно жесткие (мягкие) или необъявленные условия приемки продукции по контракту.
- Необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты по контракту.
|
Гарантийный период |
- Отсутствие контроля за исполнением гарантийных обязательств.
- Необоснованные претензии по объемам и срокам гарантий.
- Изменение заказчиком условий гарантийного обслуживания.
- Игнорирование гарантийного периода.
|
|
Подробная регламентация процедуры
размещения государственных и муниципальных
заказов и система контроля, прямо предусмотренные Федеральным законом от 21 июля
2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд», а также введение в КоАП РФ штрафных санкций за нарушения
при размещении заказов, привели к тому,
что большая часть коррупционных рисков
в российских госзакупках сместилась
на этапы формирования заявок и исполнения
контрактов.
В научной литературе встречаются два
вида индикаторов, сигнализирующих о коррупционной
пораженности должностных лиц органов
государственной власти и местного самоуправления:
сигнальные индикаторы и социально-нейтральные
индикаторы поведения и деятельности
должностных лиц.
Наиболее распространенные сигнальные
индикаторы коррупции в госзакупках можно
представить следующим образом:
- режим наибольшего благоприятствования при подготовке и (или) рассмотрении заявки конкретного участника размещения заказа;
- неоднократные победы конкретной фирмы или аффилированных фирм в торгах одного и того же заказчика в течение длительного времени;
- выполнение для заказчика разнопрофильных работ одной и той же организацией в течение длительного периода времени;
- заключение долгосрочных контрактов на поставки продукции на заведомо невыгодных для заказчика условиях;
- отсутствие штрафных или иных гражданско-правовых санкций в заключаемых контрактах и (или) неприменение их в случаях нарушения договорных обязательств поставщиком;
- большое количество искажений в экономических расчетах, приводящее к значительному завышению реальной стоимости закупаемой продукции;
- значительные корректировки стоимости закупаемой продукции на этапе исполнения контракта.
К социально-нейтральным индикаторам
можно отнести следующие признаки
коррупционного поведения:
- частые и длительные приватные переговоры с потенциальными поставщиками;
- необоснованное резкое изменение материального благосостояния ответственных должностных лиц организации-заказчика;
- отсутствие у ответственных должностных лиц организации- заказчика «свободного времени», отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях в период проведения крупных закупок;
- «подбрасывание» ответственных должностных лиц организации-заказчика после работы домой транспортом сторонних лиц;
- неожиданный интерес к работе сотрудников или подразделений, не входящих в непосредственную компетенцию должностного лица, отвечающего за размещение заказа (вмешательство в работу других);
- получение дорогостоящих подарков от потенциальных поставщиков на дни рождения и иные праздники;
- неожиданная смена точки зрения на рассматриваемые вопросы;
- обособленный, скрытный, замкнутый образ жизни;
- необъяснимо дорогостоящий досуг (посещение элитных ночных клубов, ресторанов, баров, казино и т.п.).