Коррупция в сфере государственного и муниципального заказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

При размещении государственных и муниципальных заказов в большинстве случаев предполагается проведение какой-либо конкурентной процедуры, предполагающей объективный выбор наилучшего предложения из нескольких поступивших. Однако в некоторых случаях ответственные сотрудники заказчиков име¬ют возможность обеспечить победу конкретного участника раз¬мещения заказа, пообещавшего наибольшие «комиссионные» со сделки. В российских СМИ комиссионное вознаграждение ответственных сотрудников госу¬дарственных и муниципальных заказчиков за помощь в получении государственного заказа получило неофициальное название «откат». Таким образом, можно констатировать наличие в систе¬ме государственных и муниципальных закупок значительных коррупционных рисков.

Файлы: 1 файл

Стратегическое противодействие коррупции доклад.docx

— 29.55 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального  управления и безопасности

Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной  службы»

 

специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Стратегическое противодействие коррупции в Российской Федерации »

на тему «Коррупция в сфере государственного и муниципального заказа»

 

 

Работу выполнил:

студент Т.Ф. Аташов                           _____________________(подпись)

ИПСУБ, гр. О-061000-51

 

Проверил:

к.ю.н.

А. А. Иванова                                        _____________________(подпись)

 

 

 

 

 

Ижевск – 2011г.

ВВЕДЕНИЕ

 

При размещении государственных  и муниципальных заказов в  большинстве случаев предполагается проведение какой-либо конкурентной процедуры, предполагающей объективный выбор  наилучшего предложения из нескольких поступивших. Однако в некоторых  случаях ответственные сотрудники заказчиков имеют возможность обеспечить победу конкретного участника размещения заказа, пообещавшего наибольшие «комиссионные» со сделки. В российских СМИ комиссионное вознаграждение ответственных сотрудников государственных и муниципальных заказчиков за помощь в получении государственного заказа получило неофициальное название «откат». Таким образом, можно констатировать наличие в системе государственных и муниципальных закупок значительных коррупционных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррупция в  сфере государственного и муниципального заказа

 

Коррупционные риски возникают  на всех этапах государственных и муниципальных закупок. Рассматривая процедуру размещения заказа укрупненно, можно выделить следующие основные этапы: формирование заказа, размещение заказа и исполнение контрактов. Остановимся на каждом из них и проанализируем их с точки зрения потенциальных возможностей для обеспечения победы «нужного» поставщика. 
 
На стадии формирования заказа коррупционные риски возникают при:

  • определении приоритетов заявок государственных заказчиков на закупку;
  • исследовании приоритетов рынка;
  • выборе способа размещения заказа;
  • формировании плана-графика закупок.

 
Возможные нарушения на этапе формирования заказа иллюстрируются в таблице 1. 
Таблица 1

 

Определение приоритетов  заявок на закупку

  • Расстановка мнимых приоритетов по предмету, объемам, срокам удовлетворения потребности.
  • Лоббирование инвестиций в «нужную» сферу бизнеса.
  • Определение круга и места расположения потребителей заказа, объема потребления.
  • Определение объема необходимых средств.

Исследование приоритетов рынка

  • Необоснованное расширение (ограничение) круга возможных поставщиков.
  • Необоснованное расширение (сужение) круга удовлетворяющей потребности продукции.
  • Необоснованное расширение(ограничение) упрощение (усложнение) необходимых условий контракта и оговорок относительно их исполнения.
  • Необоснованное завышение (занижение) цены объекта закупок.

Выбор способа размещения заказа

  • Необоснованное усложнение (упрощение) процедур определения поставщика.
  • Неприемлемые критерии допуска и отбора поставщика, отсутствие или размытый перечень необходимых критериев допуска и отбора.
  • Неадекватный способ выбора размещения заказа по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфики рынка поставщиков.

Формирование плана-графика  закупок 

  • Необоснованное сокращение срока: может только та компания, которая либо имеет инсайдерскую информацию о закупке, либо уже наполовину выполнила предлагаемый контракт.
  • Размещение заказа аврально в конце года (квартала). В этом случае велик риск сговора как с благими целями (отдать контракт надежному поставщику, который его доделает), так и с коррупционными (отдать контракт под большой «откат» с получением некачественной продукции, когда отсутствие качества незаметно при авральной приемке).
  • Необоснованное затягивание или ускорение процесса размещения заказа.


 
На этапе размещения заказа коррупционные  риски возникают:

  • в ходе разработки документации;
  • при размещении извещения о закупке;
  • в период подготовки заявок участниками;
  • на процедуре вскрытия конвертов с заявками;
  • при рассмотрении заявок;
  • в процессе оценки и сопоставлении заявок;
  • при заключении контракта.

 
Возможные нарушения на этапе размещения заказа иллюстрируются в таблице 2. 
Таблица 2 

Разработка документации

  • Несоответствие технического задания имеющимся финансовым ресурсам (закладываемое в ТЗ качество продукции явно не соответствует (ниже) цены продукции, заложенной в проект контракта).
  • «Заточенность» спецификации под конкретного поставщика.
  • Несоответствие закупаемого объекта имеющимся ресурсам, в том числе персоналу.
  • Техническое задание на объект закупки не учитывает цену владения объектом и длительность жизненного цикла объекта.
  • Критерии отбора поставщика, условия контракта неприемлемы для большей части поставщиков данного объекта закупки.
  • Размытость (неясность, неконкретность) и противоречивость условий определения поставщика, условий исполнения контракта, условий приемки объекта закупки, гарантийных условий.

Размещение извещения  о закупке

  • Размытость (неясность, неконкретность) и противоречивость предмета закупки, объекта закупки и основных условий контракта.
  • Мистификация, подмена предмета контракта.
  • Объединение в одно размещение заказа разных предметов и объектов закупки.

Подготовка заявок участниками

  • Предоставление неполной или разной информации о закупке, подмена разъяснений ссылками на документацию о закупке.
  • Прямые контакты и переговоры с поставщиком.
  • Дискриминационные разъяснения или изменения в документацию.

Процедура вскрытия конвертов  с заявками

  • Оглашение неполной или неверной информации о предложениях конкурентов.
  • Сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов.
  • Оглашение несуществующей информации о закупке.
  • Подлог, добавление, изъятие, непринятие заявок на участие в конкурсе.

Рассмотрение, оценка и сопоставление  заявок

  • Необоснованная дискриминация в отношении поставщиков.
  • Необоснованные преференции поставщикам.
  • Разное отношение к разным участникам размещения заказа (по одинаковым (схожим) условиям предложений поставщиков: одни из них допускаются, другие — нет).
  • Использование необъявленных или недопустимых условий допуска к размещению заказа, критериев отбора.

Заключение контракта

  • Затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения заказа.
  • Необоснованные изменения условий контракта.
  • Затягивание (ускорение) заключения контракта.
  • Запрос недопустимых или необъявленных документов и сведений при заключении контракта.
  • Необоснованный отказ от заключения контракта.

 
На этапе исполнения контракта  коррупционные риски возникают:

  • при администрировании контракта;
  • при приемке объекта закупок;
  • в гарантийный период.

 
Возможные нарушения на этапе исполнения контракта иллюстрируются в таблице 3. 
Таблица 3

 

Администрирование контракта

  • Необоснованно жесткое администрирование исполнения контракта вплоть до вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика.
  • Затягивание предоставления информации, необходимых материалов для исполнения заказа со стороны заказчика.
  • Обременение контракта дополнительными необъявленными условиями.
  • Необоснованное отвлечение поставщика от исполнения контракта.

Приемка объекта закупок

  • Необоснованно жесткие (мягкие) или необъявленные условия приемки продукции по контракту.
  • Необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты по контракту.

Гарантийный период

  • Отсутствие контроля за исполнением гарантийных обязательств.
  • Необоснованные претензии по объемам и срокам гарантий.
  • Изменение заказчиком условий гарантийного обслуживания.
  • Игнорирование гарантийного периода.


 
Подробная регламентация процедуры  размещения государственных и муниципальных заказов и система контроля, прямо предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также введение в КоАП РФ штрафных санкций за нарушения при размещении заказов, привели к тому, что большая часть коррупционных рисков в российских госзакупках сместилась на этапы формирования заявок и исполнения контрактов. 
 
В научной литературе встречаются два вида индикаторов, сигнализирующих о коррупционной пораженности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления: сигнальные индикаторы и социально-нейтральные индикаторы поведения и деятельности должностных лиц. 
 
Наиболее распространенные сигнальные индикаторы коррупции в госзакупках можно представить следующим образом: 

  • режим наибольшего благоприятствования при подготовке и (или) рассмотрении заявки конкретного участника размещения заказа;
  • неоднократные победы конкретной фирмы или аффилированных фирм в торгах одного и того же заказчика в течение длительного времени;
  • выполнение для заказчика разнопрофильных работ одной и той же организацией в течение длительного периода времени;
  • заключение долгосрочных контрактов на поставки продукции на заведомо невыгодных для заказчика условиях;
  • отсутствие штрафных или иных гражданско-правовых санкций в заключаемых контрактах и (или) неприменение их в случаях нарушения договорных обязательств поставщиком;
  • большое количество искажений в экономических расчетах, приводящее к значительному завышению реальной стоимости закупаемой продукции;
  • значительные корректировки стоимости закупаемой продукции на этапе исполнения контракта.

 
К социально-нейтральным индикаторам  можно отнести следующие признаки коррупционного поведения: 

  • частые и длительные приватные переговоры с потенциальными поставщиками;
  • необоснованное резкое изменение материального благосостояния ответственных должностных лиц организации-заказчика;
  • отсутствие у ответственных должностных лиц организации- заказчика «свободного времени», отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях в период проведения крупных закупок;
  • «подбрасывание» ответственных должностных лиц организации-заказчика после работы домой транспортом сторонних лиц;
  • неожиданный интерес к работе сотрудников или подразделений, не входящих в непосредственную компетенцию должностного лица, отвечающего за размещение заказа (вмешательство в работу других);
  • получение дорогостоящих подарков от потенциальных поставщиков на дни рождения и иные праздники;
  • неожиданная смена точки зрения на рассматриваемые вопросы;
  • обособленный, скрытный, замкнутый образ жизни;
  • необъяснимо дорогостоящий досуг (посещение элитных ночных клубов, ресторанов, баров, казино и т.п.).

Информация о работе Коррупция в сфере государственного и муниципального заказа