Контрольная работа по "Антикризисная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – рассмотреть модель менеджера в антикризисном управлении.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
– Рассмотреть функции руководителя кризисной фирмы
– Рассмотреть ролевую структуру деятельности менеджера в антикризисном управлении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретическая основа деятельности руководства предприятия в условиях кризиса 5
2.Деятельность менеджера в антикризисном управлении 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

антикризисное_упр-е[1].doc

— 92.00 Кб (Скачать)

 При построении антикризисных  моделей управления фирмы целесообразно  учитывать зарубежный и отечественный  опыт моделирования организационно-управленческих  структур. При внедрении зарубежных  моделей управления промышленными  фирмами следует учитывать российскую ментальность, специфику российской управленческой культуры, которая «прорастает» в конечном счете через все заимствованные интермодели.

 Наряду с этим, следует учитывать  и то обстоятельство, что каждая  фирма уникальна по своему содержанию, а поэтому и ее организационно-управленческая форма также должна быть уникальна (как минимум — в деталях и элементах). Это вынуждает руководителя к творческому подходу к управленческим реорганизациям с учетом индивидуальности объекта управления.

 Одной из центральных функций  генерального менеджера является  поддержание определенного имиджа  фирмы. В общем виде имидж  складывается из многих факторов, различающихся по масштабам, глубине  проникновения и продолжительности  действия. Имидж — это «все, имеющее хоть какое-то отношение к компании и предлагаемым ею товарам и услугам... Это произведение, постоянно создающееся как словами, так и образами...» Слово «имидж» (от англ. image) наделяется в современном русском языке такой большой емкостью и многообразием, что его можно отнести к категории мультикультурных символов.

 В общем виде имидж фирмы  подразделяют на:

- внутренний — это восприятие  фирмы ее персоналом;

- внешний — это восприятие  фирмы обществом, субъектами деловой  среды, средствами массовой информации;

- виртуальный — неосязаемый,  как бы витающий в воздухе,  своеобразное имиджевое поле  тяготения.

 Поддержание определенного  имиджа фирмы (у конверсионных  фирм — это высокая культура  производства, интеллигентное обращение  с клиентами, обязательность в обещаниях, высокий патриотизм и порядочность и т.п.) расширяет возможности ее руководителя в отношениях с субъектами деловой среды, государственными и муниципальными органами. Это особенно ценно в условиях организационного стресса, когда обостряются проблемы получения кредитов, заимствования товарных ресурсов, участия в правительственных программах, решения споров в судебных органах и др.

 Поддержание высокого  имиджа фирмы в условиях кризисности  представляет для ее руководителя  большую сложность, которая обусловлена негативными финансовыми, производственными, кадровыми и другими процессами. Тем не менее эта задача имеет решение, если руководитель начинает его с самооценки личного поведения, настойчиво занимается саморазвитием, соблюдает высокую культуру отношений внутри и вне коллектива. Последнее особенно ценно в условиях организационного стресса, когда все напряжены и малейшая провокация может взорвать относительно спокойную обстановку в коллективе.

 Одной из исключительных (по обязательствам и исполнителям) функций генерального директора фирмы является поддержание доброжелательных отношений с аппаратом региональных и муниципальных властей. В условиях транзитивности на макро- и мезоуровне эти отношения видоизменяются. Тем не менее изменение законодательства и культуры административной бюрократии — это длительный процесс. Нередко формы и методы аппарата административных органов отстают в своем развитии от динамики отношений в обществе, что проявляется в высокой агрессивности в отношениях с коммерческими фирмами, безответственности в разработке и реализации экономических программ, жестком диктате хозяйственным организациям в вопросах их внутренней деятельности и др. В таких условиях руководитель кризисной фирмы должен находить подходы к административным клеркам, уметь нейтрализовать их агрессивные устремления и использовать интересы региональных и муниципальных органов в решении собственных антикризисных задач (участие в территориальных программах, выполнение подрядов, организация совместных предприятий, решение социальных вопросов и т.п.).

2.Деятельность менеджера  в антикризисном управлении

В процессе своей деятельности антикризисный управляющий выступает  во множестве ролей. При этом его  личность влияет на характер исполнения роли, но не на ее содержание — подобно актеру менеджер играет заранее предопределенную роль, хотя и реализует в ней свою персональную интерпретацию.

 Роль есть лишь  отдельно взятый аспект целостного  поведения. С понятием «роль»  в управлении связаны теории  ролевых ожиданий (экспектации), ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных отношений. Роль — это комплекс образцов поведения, связанных с выполнением какой-либо функции ее исполнителем. Каждая роль связана с другими ролями. Их оптимальное сочетание определяет идеальную модель менеджера.

 Можно составить  разные классификации управленческих  ролей в зависимости от критериев,  положенных в их основу, характер (формы) воздействия в процессе  управления — например, административные  и межличностные (неформальные), характера исполнения роли — творческие и репродуктивные, целевой направленности — прямые и косвенные, продолжительности исполнения роли — кратковременные и постоянные и т.д. Одна из классификаций — это классификация по ролевым функциям. Здесь можно выделить четыре основные группы ролей:

 • организационные,  связанные с реализацией субординационных  отношений, полномочий и ответственности  в организации — руководитель, дипломат, лидер, наставник;

 • инфраструктурные (в антикризисном управлении это  могут быть процессы восстановления платежеспособности предприятия, реорганизации производства, реструктуризации системы управления) — кадровик, поставщик ресурсов и т.д.;

 • экономические,  обеспечивающие рациональное использование  ресурсов и максимизацию прибыли,  — инноватор, финансист, предприниматель;

 • информационные, связанные с передачей, обработкой, сбором, распространением информации  — исследователь-прогнозист и  др.

 В процессе своей  деятельности антикризисный управляющий  сталкивается с большим многообразием  ситуаций, в которых ему приходится выступать в конкретных ролях. Все эти роли неразрывно связаны между собой, но в конкретной ситуации чаще всего доминирует одна определенная роль.

 Каждая роль предполагает  свои особые приемы, требует наличия  соответствующих личностных качеств, устанавливает этические рамки. В качестве основных (характерных) для менеджера по АКУ можно выделить следующие.

 Руководитель —  это одна из главных составляющих  комплекса ролей в антикризисном  управлении. В этой роли менеджер  по АКУ руководит предприятием, разрабатывает его стратегию (стратег), определяет основные задачи реорганизационной политики (концептолог), осуществляет делегирование полномочий (организатор). При этом ему часто приходится выступать в роли эксперта в постановке задач. Коллектив кризисного предприятия — благодатная почва для возникновения разнообразных конфликтов — от производственных до межличностных. Руководителю безусловно приходится принимать участие в их урегулировании, т. е. выступать в роли арбитра при разрешении споров и устранении напряженности в коллективе. Основными принципами его поведения и данной ситуации должны быть интересы дела и справедливость.

 Лидер — эта  роль определяет социальный статус  менеджера по АКУ. Антикризисный  управляющий обязательно должен  быть лидером. В сжатых временных рамках, отведенных ему законом, невозможно добиться намеченного результата, не пользуясь поддержкой всего коллектива. Вот почему и процессе реорганизации производства ему необходимо создать сплоченную команду единомышленников, благоприятную моральную атмосферу для каждого служащего. Именно роль лидера в наибольшей степени реализует интеграцию целей.

 Наставник. Отличительным  признаком данной роли является  то обстоятельство, что в этом  амплуа менеджер по АКУ должен  обладать максимальным потенциалом знаний, иметь профессиональную компетентность.

 Отдавая приказ  или поручая что-либо подчиненным,  он должен выступить:

 • в роли консультанта, разъясняя цель, задачи и способы  их решения;

 • в роли контролера, куратора, который регулирует отклонения  от правильного курса в работе, оценивает результаты по качеству и количеству.

 Одна из основных  функций в менеджменте — активизация  деятельности персонала. Активизация  лидера отличается от активизации  наставника. Если первый воодушевляет  коллектив общей идеей, то второй концентрирует внимание на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность.

 Дипломат. В этой  роли антикризисный управляющий  выполняет функции специалиста  по связям с общественностью  и представителя. Первая связана с социально-психологической составляющей в деятельности менеджера, вторая с внешней деятельностью организации (представление фирмы, заключение договоров, ведение переговоров). В роли представителя антикризисному управляющему нередко приходится выступать оратором и даже публицистом. Он — «лицо» организации, и от его умения выступить с речью, дать интервью, вести переговоры с кредиторами во многом зависит успех деловых встреч и сделок, паблисити организации.

 Следует отметить, что роль дипломата — одна  из самых неординарных ролей менеджера по АКУ, которая должна сопровождаться целой гаммой сопутствующих знаний, например в области психологии личности и делового общения. Ведь прежде чем принять решение, он должен прочувствовать ситуацию, оценить личности участвующих в ней и только после этого выработать поведенческую тактику.

 Деятельность антикризисного  управляющего немыслима без знания  правовых основ.

 Предприниматель.  Роль предпринимателя отличается  от профессии тем, что последняя  определяет собственника, а роль предусматривает комплекс определенных функций. Специфика данной роли отражается в следующем:

 • поставщик обеспечивает  бесперебойное снабжение предприятия  для эффективного функционирования: материальными, кадровыми, техническими, финансовыми ресурсами.

 • маркетолог организует  сбыт готовой продукции. Для  этого ему необходимо знать  конъюнктуру рынка, оценить конкурентоспособность  товара, определить направления  и адреса товаре-потоков.

 • коммерсант-финансист  служит связующим звеном между  двумя предыдущими, обеспечивая материальную основу сбыта и поставок. Поиск инвестиций, привлечение инвесторов -неотъемлемая часть плана внешнего управления.

 Инноватор. Менеджер  по АКУ непременно должен иметь  инновационный склад мышления. Часто  проблемы несостоятельности предприятия заключаются устаревшей технологии производства. А ведь конкурентоспособность напрямую зависит от технического прогресса. В реализации проекта по преодолению кризисной ситуации важны способность предвидеть и умение пойти на риск.

 Исследователь-прогнозист. Эта роль очень важна в современном исследовании, так как в ней реализуется одна из основных функций менеджмента. Значение исследований трудно переоценить. Именно благодаря им становится возможным оптимальное сочетание внутренних возможностей фирмы и внешних потребностей рынка.

 Исследования необходимы  и при составлении прогнозов,  которые играют важную роль  в построении тактики и стратегии  организации. Антикризисная деятельность  требует от менеджера аналитических  способностей для быстрого определения причин негативных явлений, умения адекватно оценить и предвидеть последствия принимаемых решений.

 Информационный центр.  Информация занимает особое место  в системе антикризисного управления. Полнота, точность, своевременность,  достоверность внешней и внутренней информации играют решающую роль в кризисной ситуации.

 Помимо этих свойств  информация в рыночной экономике  имеет еще один аспект —  секретность, связанный с сохранением  коммерческих интересов фирмы.  Менеджер по АКУ действительно  становится некоторым узловым звеном на пересечении разнообразных каналов информационных потоков.

 На этапе финасово-экономического  анализа ему приходится сталкиваться  с большими массивами данных, характеризующими параметры деятельности  организации. Результаты их оценки и учета составляют основу стратегии преодоления кризиса. В процессе тактической реализации решений информационный поток меняет направление — менеджер по АКУ становится распространителем информации. Его задача — отправить ее в нужное время и место, чтобы достичь согласованности в действиях собственных подразделений и внешних структур.

 Анализ комплекса  ролей менеджера по антикризисному  управлению показывает, что исполнение  конкретной роли подразумевает,  что в рамках каждой из них  он должен уметь рационально организовывать различную по характеру и содержанию деятельность, учитывая ее специфику. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, менеджер по АКУ создает наиболее благоприятную основу для реализации поставленных целей и достижения результата.

 Резюмируя, можно выделить условия успешной реализации ролей антикризисного управляющего:

 – Роли должны  быть взаимосвязаны и динамичны.  Менеджер по АКУ должен понимать, что ролевая структура его  деятельности недискретна: роли  неотделимы одна от другой  и обладают некоторой целостностью. Каждая из ролей находится в развитии, постоянно видоизменяясь, переходя из одной в другую.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисная экономика"