Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:34, доклад
Туркменистан, являясь полноправным субъектом мирового сообщества, признает приоритет общепризнанных норм международного права, придерживается во внешней политике принципов постоянного позитивного нейтралитета, невмешательства во внутренние дела других стран, отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах, содействия развитию мирных, дружественных и взаимовыгодных отношений со странами региона и государствами всего мира.
В соответствии с
избранной моделью
В соответствии с
Основным Законом Туркменистана
народ — не пассивный источник
делегирования власти государственным
органам, а активный субъект государственно-
Согласно Конституции на вершине пирамиды власти — высший правительственный орган — Народный совет (Халк маслахаты), являющийся по-своему уникальной структурой публичной власти. С древнейших времен для решения вопросов, затрагивающих интересы всего народа, туркмены собирались на общий совет (маслахат). Эта по-настоящему демократическая традиция получила воплощение в новом органе власти — Народном совете (Халк маслахаты).
В состав Народного совета входят Президент страны, члены совета (халк векиллери), избранные от всех этрапов (районов), депутаты Меджлиса (парламента), члены Кабинета министров — правительства Туркменистана, главы местной исполнительной власти, руководители судебных органов и Генеральный прокурор страны (ст. 48). Народный совет, имеющий государственный статус, является общенациональным представительным форумом, рассматривающим важнейшие вопросы жизни страны и вырабатывающим рекомендации, реализация которых возлагается на законодательную и исполнительную ветви власти. Он созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Только Народному совету принадлежит право рассматривать и принимать решения о внесении поправок и дополнений в Конституцию страны, проведении всенародных референдумов и некоторых других важнейших вопросах жизни страны. Президент Туркменистана ежегодно представляет Народному совету доклад о положении страны, информирует его о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики.
Специфика этого представительного органа, однако, заключена в том, что он не наделен законодательными полномочиями, решения Народного совета реализуются Президентом, Меджлисом и другими государственными органами в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией и законами. Глава государства подписывает законы, вправе возвратить закон со своими возражениями в парламент для повторного обсуждения и голосования. В то же время Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции, которые принимаются Меджлисом на основе решения Народного совета (п. 1 ст. 50, п. 6 ст. 57). В соответствии с ч. 1 ст. 66 Конституции Президент Туркменистана наделен правом издавать законы по отдельным вопросам с обязательным последующим утверждением их Меджлисом.
Меджлис — постоянно действующий орган, состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам с примерно равным числом избирателей сроком на пять лет.
Судебная власть и прокуратура.
Концепция государственно-правового строительства предусматривает усиление роли, полномочий и независимости судебной власти. Судебная власть в Туркменистане принадлежит только судам, установленным законом. Не допускается создание чрезвычайных судов и иных структур, наделенных полномочиями судов.
На основании ст. 99 Конституции страны судебная власть призвана защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы.
Конституционная модель государственного устройства Туркменистана предусматривает условия обеспечения независимости и престижа судебной власти, усиления гарантий прав граждан в суде. Все судьи — Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, судов велаятов-п этрапов — назначаются непосредственно Президентом на пятилетний срок. Председатель Верховного суда и Председатель Высшего хозяйственного суда, как отмечалось, назначаются и освобождаются от должности Президентом страны по предварительному согласованию с Меджлисом. Досрочное освобождение судьи от должности без его согласия допустимо лишь по приговору суда, признавшего его виновным в совершении преступления, и по основаниям, точно указанным в законе. Такой порядок устраняет существовавшую зависимость судей от местной власти и позволяет им осуществлять правосудие, подчиняясь только закону и руководствуясь внутренним убеждением. Полновластие суда в Туркменистане обеспечивается и устранением прокурорского надзора за его деятельностью. Единственным носителем судебной власти является суд, и прокуратура призвана обеспечивать его полновластие. В то же время прокуратура осуществляет надзор за законностью судебных постановлений как актов органов государственной власти. Эта обязанность прокуратуры вытекает из конституционного требования, согласно которому на прокуратуру возлагается надзор за точным и единообразным соблюдением на территории Туркменистана законов и актов Президента организациями, учреждениями и должностными лицами (ст. 110 Конституции).
Судебная система носит двухинстанционный характер. Дело непосредственно, гласно и устно рассматривается судом первой инстанции. На приговор или решение суда первой инстанции могут быть принесены жалоба или протест, которые рассматривает вышестоящий суд второй, кассационной, инстанции. Последний осуществляет проверку законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции.
Существует и надзорный порядок проверки законности и обоснованности судебных постановлений. Таким правом наделены суды велаятов и Верховный суд страны. Проверка дел в порядке надзора осуществляется по протестам Председателя Верховного суда, Генерального прокурора Туркменистана, их заместителей, а также председателей велаятских судов, прокуроров велаятов и их заместителей.
Конституция Туркмении принята в 1992 году, поправки вносились в 1995, 1999, 2003[1], 2006[2] и 2008 году, состоит из 8 разделов и 117 статей. К основам конституционного строя (раздел I) относятся президентализм (президент является также главой правительства), светскость, нейтралитет, статус туркменского языка как государственного, рыночная экономика, разделение властей, ряд прав человека, суверенитет народа, статус Ашхабада как столицы. Поправки в конституцию могут быть внесены путём референдума или квалифицированным большинством в две трети членов Меджлиса. Не подлежат изменению положения о форме государственного строя — президентской республике.