Конституционный строй Туркменистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:34, доклад

Краткое описание

Туркменистан, являясь полноправным субъектом мирового сообщества, признает приоритет общепризнанных норм международного права, придерживается во внешней политике принципов постоянного позитивного нейтралитета, невмешательства во внутренние дела других стран, отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах, содействия развитию мирных, дружественных и взаимовыгодных отношений со странами региона и государствами всего мира.

Файлы: 1 файл

Конст. Т-на.docx

— 34.34 Кб (Скачать)

Конституционный строй Туркменистана


В соответствии с Конституцией Туркменистана, Туркменистан  - демократическое, правовое и светское государство,  в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики.

Туркменистан обладает верховенством  и полнотой  власти  на  своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Туркменистан обладает статусом постоянного  нейтралитета.

Туркменистан,  являясь полноправным субъектом мирового сообщества,  признает  приоритет  общепризнанных  норм  международного права,   придерживается  во  внешней  политике  принципов  постоянного позитивного нейтралитета,  невмешательства во внутренние  дела  других стран,  отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах, содействия развитию мирных,  дружественных и взаимовыгодных  отношений со странами региона и государствами всего мира.

Носителем  суверенитета  и   единственным   источником государственной    власти    Туркменистана   является   народ.   Народ Туркменистана  осуществляет  свою  власть  непосредственно  или  через представительные органы.

Государственная власть делится  на  Халк  Маслахаты, законодательную, исполнительную и судебную власти,  которые действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга.

Халк Маслахаты Туркменистана является   постоянно действующим высшим представительным органом народной власти и обладает полномочиями высшей государственной власти и управления.

Высшую государственную  власть  и  управление   в   Туркменистане осуществляют  Президент  Туркменистана,  Меджлис,  Кабинет  Министров, Верховный казыет.

В состав Халк Маслахаты входят:

  • Президент Туркменистана;
  • депутаты Меджлиса,  председатель Верховного казыета,  Генеральный прокурор,  члены  Кабинета  Министров,  хякимы велаятов,  хяким города Ашхабада;
  • халк векиллери;
  • руководители партий,  Молодежной организации,  профсоюзов,  Союза женщин,  являющиеся  членами  Общенационального  движения  "Галкыныш", руководители общественных  организаций  в  государстве,  представители старейшин Туркменистана;
  • хякимы городов,  являющихся административными центрами велаятов и этрапов,  арчыны  городов  и  поселков,  являющихся  административными центрами этрапов. Халк Маслахаты состоит из 2507 членов.

К компетенции  Халк Маслахаты относятся:

  • принятие Конституции Туркменистана,  конституционных  законов, внесение в них изменений и дополнений;
  • образование  Центральной  комиссии  по  выборам  и  проведению референдумов в Туркменистане, внесение изменений в ее состав;
  • решение вопроса о проведении всенародных референдумов;
  • назначение   выборов   Президента   Туркменистана,   депутатов Меджлиса, халк векиллери и членов Генгешей;
  • рассмотрение   и  утверждение  программ  основных  направлений политического, экономического и социального развития страны;
  • изменение   Государственной   границы   и   административно-территориального деления Туркменистана;
  • заслушивание информации Президента Туркменистана о положении в стране, наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики;
  • заслушивание  отчетов  о  деятельности Меджлиса Туркменистана, Кабинета Министров, Верховного казыета, Генеральной прокуратуры;
  • объявление  отдельных  неправовых  деяний действиями по измене Родине,  объявление изменниками Родины  лиц,  признанных  виновными  и осужденных за совершение таких деяний,  и решение вопроса о разрешении применения к ним исключительной меры  наказания  в  виде  пожизненного лишения свободы. Право применения исключительной меры наказания в виде пожизненного   лишения   свободы   принадлежит   Верховному    казыету Туркменистана  с последующим рассмотрением на заседании Халк Маслахаты вопроса об утверждении таких приговоров, вынесенных казыетом;
  • ратификация   и  денонсация  договоров  о  межгосударственных союзах и иных образованиях;
  • рассмотрение вопросов мира и безопасности;
  • другие вопросы,  отнесенные  к  его  ведению  Конституцией  и законами.

Президент Туркменистана является главой государства и исполнительной  власти,  высшим   должностным   лицом   Туркменистана, выступает  гарантом  национальной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана,  территориальной целостности,  соблюдения Конституции и международных соглашений.

Президент  Туркменистана  избирается  непосредственно народом  Туркменистана  сроком  на  пять  лет  и  вступает в должность немедленно после принесения присяги на заседании Халк Маслахаты.

Президентом Туркменистана может  быть избран родившийся в Туркменистане  гражданин Туркменистана из  числа  туркмен  не  моложе сорока  лет  и  не  старше  семидесяти лет,  владеющий государственным языком,  в течение предшествующих десяти лет постоянно  проживающий в Туркменистане и работающий  в государственных органах, общественных организациях  и  отраслях  народного  хозяйства,  завоевавший  высокий авторитет,   признанный   и   выдвинутый  Халк  Маслахаты  кандидатом, достойным участвовать в выборах Президента Туркменистана.

Президент Туркменистана:

  • проводит в жизнь Конституцию и законы;
  • руководит  осуществлением   внешней   политики,   представляет Туркменистан   в  отношениях  с  другими  государствами,  назначает  и отзывает послов и других дипломатических представителей  Туркменистана в  иностранных  государствах,  при  межгосударственных и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
  • является  Верховным  Главнокомандующим   Вооруженными   Силами Туркменистана,   отдает   распоряжения   о   всеобщей   или  частичной мобилизации,  использовании  Вооруженных  Сил,   изменении   их   мест дислокации,   приведении   их   в   боевое   состояние  с  последующим рассмотрением  этих  действий   Халк   Маслахаты,   назначает   высшее командование   Вооруженных   Сил,   руководит   деятельностью   Совета государственной безопасности Туркменистана;
  • выступает на Халк Маслахаты о положении в стране,  информирует о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики;
  • представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса Государственный бюджет и отчет о его исполнении;
  • подписывает  законы,  вправе  не  позднее  чем в двухнедельный срок,  используя право отлагательного вето, возвратить закон со своими возражениями  в Меджлис для повторного обсуждения и голосования.  Если Меджлис большинством в две трети голосов  депутатов  подтвердит  ранее принятое   им  решение,  Президент  Туркменистана  подписывает  закон. Президент Туркменистана  не  обладает  правом  отлагательного  вето  в отношении законов об изменениях и дополнениях в Конституцию,  принятых на Халк Маслахаты;
  • назначает   по   решению   Халк   Маслахаты   дату  проведения референдумов, вправе досрочно созвать сессию Меджлиса;
  • решает  вопросы о приеме в гражданство и выхода из гражданства Туркменистана, предоставления убежища;
  • награждает   орденами   и   другими  наградами  Туркменистана, присваивает  почетные,  воинские,  иные  специальные   государственные звания и отличия;
  • с согласия Меджлиса  назначает  и  освобождает  от  должности председателя  Верховного  казыета,  Генерального  прокурора,  министра внутренних дел, министра юстиции;
  • осуществляет помилование и амнистию;
  • вводит   в   интересах   обеспечения   безопасности   граждан чрезвычайное  положение  на всей территории или в отдельных местностях Туркменистана.   Режим   чрезвычайного   положения    регламентируется соответствующим законом Туркменистана;
  • решает другие вопросы,  отнесенные к его ведению Конституцией и законами.

Меджлис (парламент) Туркменистана является государственным законодательным органом Туркменистана.

Меджлис  состоит  из  50  депутатов,  избираемых   по территориальным округам примерно с равным числом избирателей сроком на пять лет.

Меджлис является постоянно действующим  государственным органом,  депутат  не  может  одновременно  занимать  должность  члена Кабинета Министров,  хякима велаята,  города,  этрапа,  арчына, казы и прокурора.

К ведению Меджлиса относятся:

  • принятие,   толкование  законов,  внесение  в  них  изменений, осуществление контроля за их исполнением. Контроль за   исполнением   законов   осуществляется   на  основе соответствующего Положения через Кабинет Министров.  Разногласия между Меджлисом и Кабинетом Министров разрешаются Президентом Туркменистана;
  • рассмотрение вопроса об одобрении программы деятельности Кабинета Министров;
  • рассмотрение вопроса об утверждении  Государственного  бюджета Туркменистана и отчета о его исполнении;
  • организация контроля и наблюдения за выборами;
  • рассмотрение  по предложению Президента Туркменистана вопросов о назначении на должность и  освобождении  от  должности  председателя Верховного казыета,  Генерального прокурора,  министра внутренних дел, министра юстиции;
  • учреждение       государственных      наград,      награждение государственными наградами Президента  Туркменистана,  присвоение  ему почетных званий, воинских званий и отличий;
  • определение соответствия Конституции нормативных актов органов государственной власти и управления;
  • иные вопросы, отнесенные к полномочиям Меджлиса Конституцией и законами.

Кабинет Министров Туркменистана является   исполнительным и распорядительным  органом. Возглавляет Кабинет Министров Президент Туркменистана. Кабинет Министров формируется Президентом в течение месяца  после вступления  его в должность и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом.

Кабинет Министров:

  • организует  исполнение  законов Туркменистана,  правовых актов Президента Туркменистана и решений Халк Маслахаты;
  • осуществляет  меры  по  обеспечению  и  защите  прав  и свобод граждан,  охране собственности и общественного  порядка,  национальной безопасности;
  • разрабатывает  и  вносит  на   рассмотрение   Халк   Маслахаты предложения    по    основным    направлениям   внутриполитической   и внешнеполитической деятельности государства,  программы экономического и социального развития страны;
  • осуществляет  государственное   управление   экономическим   и социальным    развитием,    организует   управление   государственными предприятиями, организациями и учреждениями, обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов;
  • принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы;
  • образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Кабинете Министров;
  • реализует   внешнеэкономическую   деятельность,   обеспечивает развитие культурных связей с зарубежными государствами;
  • руководит    деятельностью    правительственных    учреждений, государственных  предприятий  и  организаций,  вправе  отменять   акты министерств и ведомств;
  • выполняет  иные  обязанности,  отнесенные  законами  и   иными нормативными актами к его ведению.

Исполнительную  власть  на  местах  осуществляют: в велаятах  - хякимы велаятов,  в городах - хякимы городов,  в этрапах - хякимы этрапов, арчыны.

Систему  местного  самоуправления  образуют Генгеши и органы территориального общественного самоуправления.

В велаяте,  этрапе,  городе с правами велаята и этрапа образуются местные  халк  маслахаты,  которые  взаимодействуют с органами местной исполнительной   власти   и   местного   самоуправления   в   пределах действующего законодательства.

Генгеши являются  представительными  органами  народной власти на территории города в этрапе, поселка, генгешлика. Территория одного или нескольких  сел  образует  генгешлик.  Генгеши  не связаны отношениями административной соподчиненности.  Члены Генгеша избираются гражданами непосредственно сроком на пять лет.

Судебная власть в  Туркменистане  принадлежит  только казыетам. Судебная власть предназначена защищать права и  свободы  граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы.

Судебная  власть  осуществляется  Верховным  казыетом Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Создание чрезвычайных   казыетов   и  иных  структур,  наделенных полномочиями казыета, не допускается.

Председатель Верховного казыета отчитывается перед Халк Маслахаты Туркменистана и  Президентом  Туркменистана  о  деятельности  судебной системы.

Казы   независимы,   подчиняются   только  закону  и руководствуются внутренним убеждением.  Вмешательство  в  деятельность казы с чьей бы то ни было стороны недопустимо и влечет ответственность по закону. Неприкосновенность казы гарантируется законом.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Стороны имеют право на обжалование  решений,  приговоров  и  иных постановлений всех казыетов Туркменистана.

 

 

 

 

Основы  государственного права Туркменистана

Конституция Туркменистана; основы конституционного строя; правовой статус личности;

1991 год — год  провозглашения независимости Туркменистана  — стал поворотным годом в  новейшей истории туркмен, открывшим магистральный путь к становлению подлинной независимости, национальному возрождению и строительству свободного и процветающего общества.

Обращение к национальным корням при разработке модели государственной  организации и общественного  устройства покоится на всестороннем анализе мирового опыта национально-государственной интеграции и учете стойкой приверженности туркменского народа национальным традициям, обычаям и представлениям, наглядной иллюстрацией которой служит последнее столетие. Сохранив общинное самоуправление, сложившийся в сфере семейно-бытовых отношений уклад жизни и традиционные социальные регуляторы, царское правительство проводило внедрение правовых начал европейского типа, объективно носившее прогрессивный характер, но проходившее сложно и длительное время не воспринимавшееся населением. События после октября 1917 г. и весь советский период катализировали становление новых государственно-правовых отношений. Все годы советской власти шел процесс замены традиционных регуляторов правовыми предписаниями нового образца. И, несмотря на все это, не только не исчезли, а наоборот, еще сильнее стали проявляться различия внедряемых и исторически сложившихся регуляторных начал, влияние обычаев, традиций, ритуалов в ряде сфер жизни общества даже усилилось.

В декабре 1991 г. Туркменистан приступил к непосредственной разработке собственной Конституции.

Президент страны явился инициатором подготовки новой Конституции и непосредственно руководил ее разработкой. Активизировалась работа предусмотренной постановлением Верховного Совета Туркменской ССР еще 23 августа 1990 г. Конституционной комиссии, председателем которой был утвержден С. А. Ниязов. Для подготовки проекта Конституции была образована рабочая группа.

Разработка Конституции  была связана со значительными трудностями, ибо это была первая попытка создания не имеющего аналогов в прошлом Основного Закона страны, начавшей переход к принципиально иной форме государственного устройства и системе общественных отношений. С одной стороны, Конституция страны призвана была образовать правовую основу регулирования существующих в переходной фазе общественных отношений, а с другой — создать импульсы для их развития и формирования рыночных отношений и политического плюрализма. В условиях смены устоявшихся представлений, идеологической разобщенности и определенной дезориентации Конституция предлагает четкую систему целей развития, нравственных и правовых ориентиров. Доктринальные положения Конституции направлены на утверждение в жизни страны духа конституционализма, уважения к устанавливаемым ими основам демократического строя, включающим принципы международного права.

Концептуальный  замысел Конституции прослеживается в ее структуре. Она характеризуется  единством замысла и стремлением обеспечить целостность всего акта. При отборе перечня и определении последовательности изложения положений, нуждающихся в закреплении в Конституции, выделялись базовые принципы и институты, отражающие новую направленность развития национальной государственности и исповедуемые обществом ценности.

Халк Маслахаты – высший представительный орган. Меджлис (парламент) – законодательный орган; Президент Туркменистана; Кабинет Министров Туркменистана;

Согласно принятой в Туркменистане модели государство  служит выразителем достигнутого национального и общественного согласия, оно является инструментом, способным опосредовать и уравновесить общие цели и задачи, обеспечить социальное партнерство, устойчивость и стабильность развития. Такая природа государства предопределила своеобразие построения и характер его властных структур. Система органов власти и управления должна была быть приспособлена для решения задач переходного периода.

Планируемая реконструкция  основана на нетрадиционном подходе к формированию механизма, власти и управления и использовании общедемократической доктрины разделения властей.

Информация о работе Конституционный строй Туркменистана