Этапы процедуры банкротства. Виды оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существует большое количество факторов, которые могут привести к несостоятельности: высокий уровень инфляции, налогообложения, рост цен на ресурсы, усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса. Поэтому изучение банкротства, а также его причин и процедур, каждая из которых (за исключением процедуры конкурсное производство) может завершиться как ликвидацией предприятия, так и восстановлением его платежеспособности, является важнейшей задачей руководства организации и его специалистов. Для этого необходимо создавать систему антикризисного управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………1
1.Сущность и причины банкротства…………………………………………..4
2 Процедуры банкротства……………………………………………………...8
2.1 Наблюдение…………………………………………………………………8
2.2 Финансовое оздоровление………………………………………………..11
2.3 Внешнее управление………………………………………………………12
2.4 Конкурсное производство………………………………………………...14
2.5 Мировое соглашение………………………………………………………16
3 Виды санации………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………..24
Список используемой литературы……………………………………………26

Файлы: 1 файл

К.р. по Антикризисному управлению.doc

— 148.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2  Процедуры банкротства

 

   При рассмотрении дел о банкротстве  должника – юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства (ст. 27 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»):

  1. Наблюдение;
  2. Финансовое оздоровление;
  3. Внешнее управление;
  4. Конкурсное производство;
  5. Мировое соглашение.

   Термин  «процедура банкротства» в Федеральном  Законе «О несостоятельности (банкротстве)»  используется для описания особого  правового режима, установленного Законом, применяемого в отношении лица, имеющего признаки банкротства.

   Процедуры банкротства касаются правоспособности юридического лица, которая может  сужаться и видоизменяться. Перечень прав можно сформулировать следующим образом

 

   2.1  Наблюдение

   Наблюдение  – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

   Срок  проведения наблюдения составляет 7 месяцев.

   Данная  процедура вводится арбитражным  судом в отношении должника с  момента принятия заявления, кроме  случаев, когда по закону к должнику должна быть применена иная процедура  банкротства.

   Наблюдение  начинается с даты вынесения арбитражным  судом определения о его введении. С этой даты правоспособность юридического лица видоизменяется и ограничивается. Прежде всего, устанавливается особый порядок предъявления требований к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему, с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

   С момента вынесения арбитражным  судом определения о введении наблюдения к должнику предъявляются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым уже наступил.

   Введение  наблюдения не приостанавливает действия по документам: касающимся заработной платы, авторского вознаграждения, возмещения причиненного вреда жизни и здоровью, компенсации морального вреда.

   При введении наблюдения арбитражный суд  принимает решение  о назначении временного управляющего.

   Он  действует до принятия одного из следующих  решений:

  • введение финансового оздоровления или внешнего управления;
  • признание должника банкротом, открытия конкурсного

   производства  и назначения конкурсного управляющего;

  • отказ от признания должника банкротом;
  • утверждение мирового соглашения.

   В период наблюдения руководитель и другие органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, но эти полномочия ограничиваются.

   Без согласия временного управляющего, выраженного  в письменной форме, не совершаются  сделки, связанные с:

  1. Приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  2. Получением и выдачей займов (кредитов);
  3. Выдачей поручительств и гарантий;
  4. Уступкой прав требований;
  5. Переводом долга;
  6. Доверительным управлением имуществом должника.

   Согласие  временного управляющего должно быть получено и тогда, когда речь идет о нескольких взаимосвязанных между  собой сделках.

   Органами  управления должника на стадии наблюдения не могут приниматься решения о (об):

  1. Реорганизации и ликвидации должника;
  2. Создании новых юридических лиц, где должник выступал бы как учредитель (участник);
  3. Участие должника в иных юридических лицах;
  4. Создании филиалов и представительств;
  5. Выплате дивидендов в акционерном обществе или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  6. Размещение должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  7. Выходе лиц из состава учредителей должника;
  8. Приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  9. Участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, и иных объединениях юридических лиц;
  10. Заключение договоров простого товарищества.

   Запрет  на совершение перечисленных сделок существенно ограничивают права  юридического лица.

   Одной из функций временного управляющего является проведение анализа финансового состояния предприятия-должника. Его целями является определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в установленном порядке. В случае если в результате анализа финансового состояния должника установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия этих судебных расходов.

   Другой  функцией временного управляющего является созыв и проведение первого собрания кредиторов, которое принимает решение о введении определенной процедуры банкротства. Арбитражный суд на основании постановления первого собрания кредиторов принимает соответствующие решения:

  1. Выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника;
  2. При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточно оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  3. При наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

   С этого момента наблюдение прекращается. Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения административного, внешнего или конкурсного управляющего.

 

   2.2 Финансовое оздоровление

   Финансовое  оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

   Финансовое  оздоровление вводится в тех случаях, когда учредители (участники) должника или третьи лица предоставляют обеспечение (залог, банковскую гарантию, государственную или муниципальную гарантию, поручительство) исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

   В качестве предмета обеспечения  исполнения должником  обязательств не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

   Срок  проведения финансового  оздоровления не более 2 лет.

   Порядок введения данной процедуры: на основании  обращения должника, его органов, третьих лиц к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду в процессе проведения наблюдения.

   При финансовом оздоровлении органы продолжают осуществлять свои полномочия, но, с  отдельными ограничениями и под  контролем административного управляющего. На этой стадии также появляются административный управляющий, арбитражный управляющий, собрание кредиторов или комитет кредиторов и лица, предоставившие обеспечение.

   Должник не может без их согласия принимать  решения о своей реорганизации; совершать определенные сделки.

   На  стадии финансового оздоровления правоспособность и дееспособность должника существенно расширяются по сравнению со стадией наблюдения.

   Направления финансового оздоровления предприятий:

  1. Поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижение её себестоимости, рационального использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов, сокращения непроизводственных расходов и потерь. государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования;
  2. Выпуск и размещение новых акций и облигаций. Однако надо иметь в виду, что выпуск новых акций может привести к падению их курса, что тоже может стать причиной банкротства;
  3. Факторинг – уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор – цессия, по которому предприятие уступает банку свое требование дебиторам в качестве обеспечения возврата кредита;
  4. Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести доход предприятию.

   При проведении данной процедуры разрабатывается план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

   Не  позднее, чем за месяц  до окончания финансового  оздоровления должник  обязан предоставить административному  управляющему отчет  о результатах  проведения финансового оздоровления, к которому прилагается:

  • баланс должника на последнюю дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

   По  этим документам административный управляющий  составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности  и об удовлетворении требований кредиторов, которое направляется кредиторам и в арбитражный суд, который в свою очередь по итогам рассмотрения данного заключения принимает решение.

 

   2.3 Внешнее управление

   Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, и передачей полномочий по управлению должником внешнему (арбитражному) управляющему.

   Вводится  данная процедура  арбитражным судом  на основании решения  собрания кредиторов.

   Срок  проведения не более 18 месяцев, но может быть продлен еще на 6 месяцев. Если внешнее управление вводится после финансового оздоровления, то совокупный срок этих двух процедур не может превышать два года.

   Особенности внешнего управления:

  1. Оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах учредителя, возмещает последнему упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия – должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом.
  2. При внешнем управлении в большей степени сохраняется преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия – должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению. Внешнее управление носит черты коллегиальности: в нем принимают активное участие кредиторы.

Информация о работе Этапы процедуры банкротства. Виды оздоровления предприятия