Этапы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

Антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.
Цель контрольной работы – рассмотреть этапы антикризисного управления: досудебные и судебные процедуры.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и этапы антикризисного управления 4
2. Досудебные процедуры антикризисного управления 5
3. Судебные процедуры антикризисного управления 7
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

антикризисное упр. этапы.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

"Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".

Антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.

Цель контрольной работы – рассмотреть этапы антикризисного управления: досудебные и судебные процедуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и этапы антикризисного управления

Антикризисное управление понятие довольно широкое, а финансовый анализ включает в себя множество  приемов и способов, поэтому целью  данной работы является рассмотреть их пересечение. Как будет отмечено ниже, мероприятия по антикризисному управлению осуществляются на различных стадиях банкротства, мы рассмотрим цели и методы проведения финансового анализа на каждой из этих стадий [6, с.34].

Антикризисное управление не ограничивается рамками судебных процедур, поэтому можно говорить о мероприятиях по выходу из кризиса или по избежанию кризиса на предприятиях с виду нормально функционирующих, и никак не ассоциирующихся со словом банкрот. Однако с помощью средств финансового анализа перспектива возможного банкротства может быть своевременно обнаружена.

Антикризисное управление – это управляемый процесс  предотвращения или преодоления  кризиса, отвечающий целям организации  и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление можно представить как специфическое управление, осуществляемое на различных стадиях банкротства предприятия. Схематично эти стадии представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Стадии банкротства  предприятия

2. Досудебные процедуры антикризисного управления

Досудебные процедуры  осуществляются по решению собственников  или менеджмента предприятия. Обычно такие процедуры проводятся на первых стадиях потери платежеспособности должником для смягчения проявлений кризиса и недопущения развития ситуации до необходимости введения судебных процедур. Досудебные процедуры включают весь спектр применяемых мероприятий: антикризисный мониторинг, регулирование и управление. Анализируя сущность досудебных процедур экономического оздоровления необходимо выделить их задачи: изменение структуры управления; выход на прямые связи с поставщиками и потребителями, избавление от посредников; взаимное снижение цен в технологических цепочках; диверсификация товаров и увеличение объемов производства конкурентоспособных товаров. Решение таких задач связано, с проведением мероприятий по снижению издержек производства, цен и тарифов, а также с увеличением доли денежной составляющей в выручке. Проведение экономического оздоровления в досудебных процедурах регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д. В данных нормативных актах установлены порядок, условия и ограничения для антикризисных процедур [5, с.165].

В досудебных процедурах традиционными методами экономического оздоровления предприятий являются: методы санации; методы реструктуризации и методы сокращения деятельности.

Досудебная санация  заключается в предоставлении собственником, государством, иными лицами финансовых ресурсов, необходимых для урегулирования отношений с кредиторами. Получение финансовой помощи собственников осуществляется в форме взносов участников в уставный капитал, дополнительной закрытой эмиссии акций или выпуска облигаций. Государственная поддержка производится на основе предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, субсидии, дотации. Зачастую процессы досудебной санации сопровождаются реструктуризацией.

На досудебной стадии реструктуризация связана со структурными преобразованиями в  деятельности  организации. Инициаторами процессов реструктуризации могут выступать менеджеры или собственники предприятия. По инициативе собственников реструктуризация производится для увеличения акционерного капитала, повышения доходности бизнеса, подготовки бизнеса к продаже, защиты от поглощений. Руководство организации инициирует реструктуризацию для улучшения как текущих результатов (текущей платежеспособности и безубыточности), так и для долгосрочных результатов (увеличение  стоимости бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности).

 

 

 

3. Судебные  процедуры антикризисного управления

Как мы выяснили выше антикризисное  управление имеет своей целью  устранение возможности банкротства  предприятия. В нашей стране процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы [8, с.206].

Понятно, что кредиторы  и налоговые органы обращаются в  арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (т.е. как раз случай, когда собственный капитал должника истрачен и стоимость обязательств превышает обоснованную рыночную стоимость активов);

Отметим, что если обращение кредиторов добровольное, то тут идет речь об обязанности, причем если такое заявление вовремя непредъявлено, то это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим через месяц после того как это заявление должно быть подано, т.е. фактически по всем новым обязательствам взятым на себя должником.

При рассмотрении дела о  банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры  банкротства:

    • наблюдение;
    • внешнее управление;
    • конкурсное производство;
    • мировое соглашение [2, с.213].

Процедура внешнего управления вводимая в рамках судебного разбирательства  дела о банкротстве предприятия  как нельзя ближе соответствует  духу антикризисного управления.

Так, согласно Федеральному закону №6-ФЗ от 08.01.98г. "О несостоятельности (банкротстве)" статья 2 главы I "внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему". В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия успех внешнего управления должен определятся не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением производства.

Рассмотрим остальные судебные процедуры банкротства.

Так, "наблюдение - процедура  банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом до момента, определяемого  в соответствии с настоящим Федеральным  законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника", т.е. это фактически вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника от растаскивания и подготовки решения арбитражного суда о возможности санации предприятия.

"Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом,  в целях соразмерного удовлетворения  требований кредиторов" На этой  стадии понятно уже не может  идти речи о восстановлении финансово-хозяйственных параметров предприятия на докризисном уровне, в следствии этой процедуры предприятие как правило ликвидируется.

Отмечу, что конечно  же антикризисное управление может  происходить и вне рамок процедур банкротства предприятия. Тем более, что и закон о банкротстве допускает возможность проведения, так называемой, досудебной санации. По своему смыслу и методам данная процедура (досудебная санация) совпадает с, так называемой, судебной санацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируют собственники предприятия, которые своей целью ставят собственно избежание процедур банкротства, т.к. в этом случае они зачастую теряют контроль за деятельностью предприятия, а процедуру внешнего управления инициируют кредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.

И, наконец, мировое соглашение - это  договоренность о прекращении дела о банкротстве между кредиторами  и должником. Оно должно содержать  положения о размерах, порядке  и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия.

Мировое соглашение может  содержать условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
  • об уступке прав требования должника;
  • об исполнении обязательств должника третьими лицами;
  • о скидке с долга;
  • об обмене требований на акции;
  • об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации [4, с.15].

Можно сказать, что заключение мирового соглашения это одно из направлений работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления.

Согласно Статьи 69 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" говорится, что:

"С момента введения внешнего  управления: руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с настоящим Федеральным законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Информация о работе Этапы антикризисного управления