Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:57, реферат
Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.
Введение
    Роль и функции государства в антикризисном управлении.
    Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
    Система и меры антикризисного управления.
Заключение
Список использованной литературы
  Все меры антикризисного управления 
  1. Профилактические меры, предупреждающие 
наступление кризисного состояния у предприятий. 
К ним относятся антикризисные процедуры 
по улучшению правовых, экономических, 
социальных и иных условий внешней среды 
предприятии, стимулирующих их деятельность 
в направлении, важном и полезном для социально-экономического 
развития региона и страны в целом. Суть 
профилактических мер сводится к созданию поощрительных 
и запретительных стимулов по отношению 
к деятельности предприятий. 
 2. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, — это 
оздоровительные действия (санация) в 
отношении несостоятельных предприятий,  законодательно 
разрешенные государством.
  Санация состояния предприятия может 
быть: внесудебной, когда проводится без 
участия арбитражного суда и, соответственно, 
без официального объявления банкротства; досудебной, 
  Разнообразие применяемых в процессе 
антикризисного управления мер позволяет 
их объединить в рамках той или иной политики 
в этой области. Очевидно, что профилактические 
меры применяются в ходе проведения политики 
предупреждения кризиса, внесудебная 
или досудебная санация — в результате 
реализации политики преодоления последствий 
кризиса в щадящем для предприятия режиме, 
арбитражная санация — при политике жесткого 
следования нормам законодательства.
   Для российской экономики текущего периода 
характерна массовая несостоятельность 
предприятий. В соответствии с действующим 
законодательством о банкротстве большинство 
из них полагалось бы ликвидировать. Однако 
многие предприятия выполняют социально 
и экономически важные функции в народном 
хозяйстве (например, предприятия транспорта, 
коммунальные службы и т.п.). Их функционирование 
нельзя не только прекратить, но и приостановить. 
Поэтому органы, компетентные осуществлять 
антикризисное управление, не следуют 
принципу автоматического выполнения 
законодательства. Категоричный подход 
уместен в условиях здоровой экономики. 
Россия пребывает в состоянии затяжного 
глубокого кризиса. В этой ситуации наибольшую 
актуальность и эффективность приобретают 
профилактические меры и внесудебная санация 
состояния предприятий.8 
Популярные профилактические меры по 
антикризисному управлению 
•     Консультирование предпринимателей 
и менеджеров по вопросам законодательства 
о банкротстве.
•     Создание специализированных 
компаний по антикризисному управлению. 
•     Обеспечение условий для инновационной 
деятельности предприятий, а именно: осуществление 
институциональных преобразований, развитие 
инфраструктуры инновационного процесса, 
защита интеллектуальной 
   Все меры антикризисного управления 
  Однако, нужно помнить, что профилактика 
и досудебная санация результативны, если 
они начинаются своевременно. Но для этого 
необходимо постоянно отслеживать состояние 
предприятий. 
  В большинстве развитых стран потенциальные 
банкроты «вымываются» из сферы бизнеса 
задолго до официального обретения ими 
этого статуса. Поэтому для профилактики 
кризисных явлений в экономике чаще всего 
государство использует мониторинг.
Мониторинг— обозначает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.
  Мониторинг  финансового   
  Мониторинг необходим для своевременного 
обнаружения и распознавания несостоятельности 
предприятий. Проводится он на всех уровнях 
хозяйственного управления. Объективная 
необходимость его использования диктуется 
тем обстоятельством, что применяемые 
ранее методы анализа и прогнозирования 
практически перестали работать. Возникла 
необходимость создания адекватной современным 
условиям системы изучения и управления 
сложными процессами, включая несостоятельность 
предприятий. 
  В России мониторинг осуществляется 
с 1 апреля 1999г.  Проведение мониторинга 
является функцией территориальных органов 
и агентств, а также центрального аппарата 
ФСФО России. Они ежегодно формируют перечни 
предприятий, подлежащих мониторингу, 
которые охватывают крупные, экономически 
и социально значимые предприятия. 
  С точки зрения технологии мониторинг 
представляет собой специально организованные 
действия по определению вероятности 
или реальности наступления кризиса предприятий. 
Он проводится в три этапа. 
  На первом этапе осуществляется сбор 
и хранение первичной информации, которая 
размещается на бумажных носителях в установленной 
форме. На основании данных  документов  
На втором этапе производится обработка полученной информации с целью получения оценки финансово-экономического состояния предприятия. Для этого используются конкретные показатели платежеспособности предприятий.
  На третьем этапе производится ранжирование 
всех исследованных предприятий по критериям 
схожести их состояния, отраслевой принадлежности 
и территориального расположения. Затем для 
каждой из выделенных групп разрабатываются 
конкретные антикризисные решения.  
   Таким образом, в России создана 
мощная система мониторинга состояния 
предприятий, которая впитала в себя успешный 
зарубежный опыт многих развитых стран. 
Эта система позволяет собрать исчерпывающую 
информацию, необходимую для принятия 
экономически обоснованных взвешенных 
решений по антикризисному управлению  в 
каждой конкретной ситуации. Вместе с 
тем она не лишена недостатков. Необходимо 
стандартизировать подходы к оценке состояний 
предприятий и выработать универсальную 
технологию анализа. Требуется унифицированная 
методика ранжирования предприятий. 
Заключение. 
   Итак, рассмотрев данную тему, мы 
пришли к следующим выводам. Антикризисное 
управление – система управленческих 
мер и решений по диагностике, предупреждению, 
нейтрализации и преодолению кризисных 
явлений и их причин. Государство всегда 
регулирует кризисные ситуации: правительство 
использует все уровни имеющихся в его 
распоряжении полномочий по всему фронту 
экономики с целью ее стабилизации.  В течение 
последних лет в России удалось сформировать 
авторитетную и дееспособную систему 
антикризисного регулирования. Функционирование 
каждого ее элемента осмыслено и продумано. 
Перед каждым ее участником сформулированы 
четкие и ясные задачи, скоординированы 
отношения и разграничены пределы компетенции.  
  Существуют четко обозначенные направления 
принятия мер антикризисного управления  деятельности 
предприятий, составляющие разные варианты 
антикризисной политики: предупреждение 
кризиса, преодоление его последствий 
в щадящем режиме и жесткое следование 
нормам законодательства. Их избирают 
в зависимости от сложившихся обстоятельств. 
Каждый вариант антикризисной политики 
позволяет, во-первых, продвинуть развитие 
предприятий в желаемом направлении, во-вторых, 
защитить от разорения социально значимые 
предприятия, в-третьих, цивилизованным 
путем обеспечить развязку отношений 
вокруг несостоятельности предприятий.
Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Выход из кризиса и переход к устойчивому экономическому росту экономики и благосостояния граждан страны возможен только на основе реформирования отечественных предприятий, превращая из «старых» неплатежеспособных, созданных в советскую эпоху, в современные, эффективные, конкурентоспособные корпорации, привлекательные не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Только в этом случае появится свой постоянный финансовый источник благосостояния страны, и она не будет зависеть от временной благоприятной внешнеторговой коньюктуры.
 
 
                     
Список используемой литературы.
 
 
1 Антикризисное управление / под. ред. Короткова Э. М. — М.: ИНФРА-М, 2000.
2 Н.В.Родионова «Антикризисный менеджмент», Юнити, М 2001.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации.
4 Е. Таркановский. Антикризисное управление. «Хозяйство и право», 2000, № 1.
5 Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999г.
6 Айвазян, В. Кириченко. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. «Проблемы теории и практики управления», 2002, № 4.
7 Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999г.
8 Оценка бизнеса /под .ред. проф. Грязновой А. Г., проф. Федотовой М.А. — М.: Финансы и статистика,1999.
9 Н.В.Родионова «Антикризисный менеджмент», Юнити, М 2001.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ