Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:57, реферат
Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.
Введение
Роль и функции государства в антикризисном управлении.
Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
Система и меры антикризисного управления.
Заключение
Список использованной литературы
Все меры антикризисного управления
1. Профилактические меры, предупреждающие
наступление кризисного состояния у предприятий.
К ним относятся антикризисные процедуры
по улучшению правовых, экономических,
социальных и иных условий внешней среды
предприятии, стимулирующих их деятельность
в направлении, важном и полезном для социально-экономического
развития региона и страны в целом. Суть
профилактических мер сводится к созданию поощрительных
и запретительных стимулов по отношению
к деятельности предприятий.
2. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, — это
оздоровительные действия (санация) в
отношении несостоятельных предприятий, законодательно
разрешенные государством.
Санация состояния предприятия может
быть: внесудебной, когда проводится без
участия арбитражного суда и, соответственно,
без официального объявления банкротства; досудебной,
Разнообразие применяемых в процессе
антикризисного управления мер позволяет
их объединить в рамках той или иной политики
в этой области. Очевидно, что профилактические
меры применяются в ходе проведения политики
предупреждения кризиса, внесудебная
или досудебная санация — в результате
реализации политики преодоления последствий
кризиса в щадящем для предприятия режиме,
арбитражная санация — при политике жесткого
следования нормам законодательства.
Для российской экономики текущего периода
характерна массовая несостоятельность
предприятий. В соответствии с действующим
законодательством о банкротстве большинство
из них полагалось бы ликвидировать. Однако
многие предприятия выполняют социально
и экономически важные функции в народном
хозяйстве (например, предприятия транспорта,
коммунальные службы и т.п.). Их функционирование
нельзя не только прекратить, но и приостановить.
Поэтому органы, компетентные осуществлять
антикризисное управление, не следуют
принципу автоматического выполнения
законодательства. Категоричный подход
уместен в условиях здоровой экономики.
Россия пребывает в состоянии затяжного
глубокого кризиса. В этой ситуации наибольшую
актуальность и эффективность приобретают
профилактические меры и внесудебная санация
состояния предприятий.8
Популярные профилактические меры по
антикризисному управлению
• Консультирование предпринимателей
и менеджеров по вопросам законодательства
о банкротстве.
• Создание специализированных
компаний по антикризисному управлению.
• Обеспечение условий для инновационной
деятельности предприятий, а именно: осуществление
институциональных преобразований, развитие
инфраструктуры инновационного процесса,
защита интеллектуальной
Все меры антикризисного управления
Однако, нужно помнить, что профилактика
и досудебная санация результативны, если
они начинаются своевременно. Но для этого
необходимо постоянно отслеживать состояние
предприятий.
В большинстве развитых стран потенциальные
банкроты «вымываются» из сферы бизнеса
задолго до официального обретения ими
этого статуса. Поэтому для профилактики
кризисных явлений в экономике чаще всего
государство использует мониторинг.
Мониторинг— обозначает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.
Мониторинг финансового
Мониторинг необходим для своевременного
обнаружения и распознавания несостоятельности
предприятий. Проводится он на всех уровнях
хозяйственного управления. Объективная
необходимость его использования диктуется
тем обстоятельством, что применяемые
ранее методы анализа и прогнозирования
практически перестали работать. Возникла
необходимость создания адекватной современным
условиям системы изучения и управления
сложными процессами, включая несостоятельность
предприятий.
В России мониторинг осуществляется
с 1 апреля 1999г. Проведение мониторинга
является функцией территориальных органов
и агентств, а также центрального аппарата
ФСФО России. Они ежегодно формируют перечни
предприятий, подлежащих мониторингу,
которые охватывают крупные, экономически
и социально значимые предприятия.
С точки зрения технологии мониторинг
представляет собой специально организованные
действия по определению вероятности
или реальности наступления кризиса предприятий.
Он проводится в три этапа.
На первом этапе осуществляется сбор
и хранение первичной информации, которая
размещается на бумажных носителях в установленной
форме. На основании данных документов
На втором этапе производится обработка полученной информации с целью получения оценки финансово-экономического состояния предприятия. Для этого используются конкретные показатели платежеспособности предприятий.
На третьем этапе производится ранжирование
всех исследованных предприятий по критериям
схожести их состояния, отраслевой принадлежности
и территориального расположения. Затем для
каждой из выделенных групп разрабатываются
конкретные антикризисные решения.
Таким образом, в России создана
мощная система мониторинга состояния
предприятий, которая впитала в себя успешный
зарубежный опыт многих развитых стран.
Эта система позволяет собрать исчерпывающую
информацию, необходимую для принятия
экономически обоснованных взвешенных
решений по антикризисному управлению в
каждой конкретной ситуации. Вместе с
тем она не лишена недостатков. Необходимо
стандартизировать подходы к оценке состояний
предприятий и выработать универсальную
технологию анализа. Требуется унифицированная
методика ранжирования предприятий.
Заключение.
Итак, рассмотрев данную тему, мы
пришли к следующим выводам. Антикризисное
управление – система управленческих
мер и решений по диагностике, предупреждению,
нейтрализации и преодолению кризисных
явлений и их причин. Государство всегда
регулирует кризисные ситуации: правительство
использует все уровни имеющихся в его
распоряжении полномочий по всему фронту
экономики с целью ее стабилизации. В течение
последних лет в России удалось сформировать
авторитетную и дееспособную систему
антикризисного регулирования. Функционирование
каждого ее элемента осмыслено и продумано.
Перед каждым ее участником сформулированы
четкие и ясные задачи, скоординированы
отношения и разграничены пределы компетенции.
Существуют четко обозначенные направления
принятия мер антикризисного управления деятельности
предприятий, составляющие разные варианты
антикризисной политики: предупреждение
кризиса, преодоление его последствий
в щадящем режиме и жесткое следование
нормам законодательства. Их избирают
в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Каждый вариант антикризисной политики
позволяет, во-первых, продвинуть развитие
предприятий в желаемом направлении, во-вторых,
защитить от разорения социально значимые
предприятия, в-третьих, цивилизованным
путем обеспечить развязку отношений
вокруг несостоятельности предприятий.
Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Выход из кризиса и переход к устойчивому экономическому росту экономики и благосостояния граждан страны возможен только на основе реформирования отечественных предприятий, превращая из «старых» неплатежеспособных, созданных в советскую эпоху, в современные, эффективные, конкурентоспособные корпорации, привлекательные не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Только в этом случае появится свой постоянный финансовый источник благосостояния страны, и она не будет зависеть от временной благоприятной внешнеторговой коньюктуры.
Список используемой литературы.
1 Антикризисное управление / под. ред. Короткова Э. М. — М.: ИНФРА-М, 2000.
2 Н.В.Родионова «Антикризисный менеджмент», Юнити, М 2001.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации.
4 Е. Таркановский. Антикризисное управление. «Хозяйство и право», 2000, № 1.
5 Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999г.
6 Айвазян, В. Кириченко. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. «Проблемы теории и практики управления», 2002, № 4.
7 Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999г.
8 Оценка бизнеса /под .ред. проф. Грязновой А. Г., проф. Федотовой М.А. — М.: Финансы и статистика,1999.
9 Н.В.Родионова «Антикризисный менеджмент», Юнити, М 2001.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ