Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:57, реферат
Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.
Введение
Роль и функции государства в антикризисном управлении.
Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
Система и меры антикризисного управления.
Заключение
Список использованной литературы
Первый — постепенно восстановить утраченные сбережения.
Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты.
Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования.
Четвертый — использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.
Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.
Преодоление финансового кризиса
требует надежной опоры на государство:
его регулирующие методы становятся решающим
фактором.
Производство. Преодоление кризисного
состояния требует создания материальной
основы для повышения уровня жизни населения
страны. Двигателем здесь выступает производительность.
Управляет же ею научно-технический прогресс.
Он, в свою очередь, находится под влиянием
истории, культуры, образования, институциональных
факторов и политики. Производительность
связана с инвестициями в человеческий
капитал и в качество окружающей среды.5
Обеспечить решение этой задачи
может только государство. Никакой другой
институт не в состоянии добиться необходимой
оптимизации структуры народного хозяйства,
внедрения достижений научно-технического
прогресса на предприятие, преодоления
сырьевой направленности экспорта.
Государственное регулирование
в этой области сводится к активной промышленной
политике, ключевым звеном которой выступает
повышение роли научно-технического прогресса.
Именно он и общемировые тенденции к интеграции
национальных экономик обусловливают
стремительное расширение и обновление
ассортимента продукции, ее техническое
усложнение, повышение наукоемкости.
Обобщение и осмысление специфических
моделей поведения предприятий в кризисных
условиях позволяет сформулировать следующие
выводы:
-попадание в кризисную фазу неизбежно
заставляет руководителей предприятия
применять антикризисные меры управления;
-антикризисное поведение предприятий
зачастую противоположно тем действиям,
которые эффективны в условиях экономического
роста или стабилизации экономики;
-в промышленности
стихийно формируются
Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства предприятий в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.
Необходимость государственного финансирования учреждений медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:
- государственные мероприятия
в здравоохранении, такие, как
программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют
бюджетных средств;
- престарелые и другая экономически неактивная
часть мало имущего населения также нуждается
в субсидиях;
- потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;
- финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.
Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами, не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии.
3. Система и меры
Система антикризисного управления
Механизмами, приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного управления и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.6
Стратегия антикризисного управления - генеральное направление
стабилизации экономического развития предприятия с целью реализации
стратегии преобразования.
Политика антикризисного управления —
это направление деятельности правительства,
совокупность принципов, методов, форм
организационного поведения, направленных
на стабилизацию экономической ситуации
на предприятии, поверженном в кризис,
на формирование механизма регулирования.
С 2000 г. реализуется новая концепция
государственной политики области банкротства
и финансового оздоровления предприятий,
суть, которой состоит в усилении влияния
государства на экономические процессы,
протекающие в стране, в результате более
эффективного применения цивилизованных
мер гражданско-правового характера в
отношении должников. Механизмы антикризисного
регулирования рассматриваются в качестве
основного инструмента реализации государственной
промышленной политики. Это нашло отражение
в повышении решающей роли инициативы
государства при проведении реструктуризации
предприятий и в предоставлении полной
самостоятельности государственным органам
в выборе и реализации мер по финансовому
оздоровлению несостоятельных должников.
Основная задача института несостоятельности
(банкротства) заключается в том, что коль
скоро потери кредиторов оказались неизбежными,
эти потери должны быть распределены между
ними наиболее справедливым образом. В
соответствии с этой позицией принципами
антикризисною управления
• создание правовой основы
цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности
предприятий;
• ограничение до разумных пределов государственного
и административного влияния на деятельность
неплатежеспособных предприятий, демократический
подход к решению судьбы предприятия-должника;
• предоставление честным должникам возможности возобновления
своей деятельности и создание условий
для возрождения отечественного бизнеса;
• сохранение перспективных предприятий,
имеющих временные финансовые трудности,
и оказание им помощи;
• введение системы безопасных мер для
всех участников предпринимательства
и экономической деятельности государства
при банкротстве предприятий;
• защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;
• защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
• справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
Все эти принципы реализуются в законодательной базе антикризисного управления. К настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного управления.
Участниками антикризисного управления
1. Федеральная служба России по финансовому
оздоровлению и банкротству (ФСФО России),
которую на региональных уровнях представляют
следующие организации:
• 13 межрегиональных территориальных
служб по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению -Центральная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская,
Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская,
Волго-Вятская,
Западная, Северо-
• два территориальных органа Свердловской и Московской областей.
ФСФО России выполняет исполнительные,
контрольные, разрешительные, регулирующие
и организационные функции, связанные
с антикризисным регулированием. Служба
разрабатывает и реализует мероприятия
по финансовому оздоровлению предприятий,
проводит государственную политику по
предупреждению банкротств, обеспечивает
условия реализации процедур банкротства,
обеспечивает защиту интересов государства
при решении вопросов о несостоятельности
предприятий и др.
2. Федеральная (центральная и территориальная)
межведомственная балансовая комиссия
по финансовому оздоровлению. Деятельность
комиссий направлена на финансовое оздоровление
предприятий без судебных процедур. В
их функции входит также анализ краткосрочных
графиков погашения задолженностей.
3. Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов,
Некоммерческое партнерство «Российская
гильдия профессиональных антикризисных
управляющее» (ЯП РТПАУ) - орган, координирующий
деятельность предприятий в ближайшей
перспективе посредством разработки конкретных
программ и планов по их финансовому оздоровлению.
Она самостоятельно выполняет те функции,
которые Федеральная служба не в состоянии
выполнить эффективно.
5. Арбитражные суды.
6. Совет по антикризисным программам при Правительстве РФ — это своего рода экспертный орган, выявляющий предприятия, нуждающиеся в судебной или внесудебной санации, и задающий процессу их оздоровления системный и плановый характер.
7. Властные структуры и профильные
ведомства, в том числе департаменты управления
инвестициями, фонды по поддержке малого
бизнеса и др.7
Круг участников антикризисного
регулирования непрерывно расширяется
в результате проведения мероприятий, предоставляющих
возможность для участия всем желающим.
С их помощью обеспечивается мощный общественный
резонанс, который укрепляет статус российских
предпринимателей и способствует выработке
цивилизованных форм отношения к неудачникам
из этой когорты.
Между всеми перечисленными участниками
антикризисного управления
Рассматривая данную тему необходимо ответить на вопрос: Какими путями можно оздоровить несостоятельные предприятия на государственном уровне? Управление состоянием «здоровья» предприятий осуществляется по различным технологиям.
Технология антикризисного управления - совокупность способов, приемов, форм и методов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ