Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.

Оглавление

Введение
Роль и функции государства в антикризисном управлении.
Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
Система и меры антикризисного управления.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Антикризисному управлению.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Первый — постепенно восстановить утраченные сбережения.

Второй - стимулировать привлечение  новых накоплений граждан в банки  и небанковские финансовые институты.

Третий - привлечение прямого и  портфельного иностранного капитала и  внешние заимствования.

Четвертый — использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

  Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.

   Преодоление финансового кризиса требует надежной опоры на государство: его регулирующие методы становятся  решающим фактором. 
   Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.5

   Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятие, преодоления сырьевой направленности экспорта. 
   Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, ключевым звеном которой выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

   Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы: 
-попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей предприятия применять антикризисные меры управления; 
-антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;

-в промышленности  стихийно формируются различные  антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

   Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства предприятий в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

   В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

  Необходимость государственного финансирования учреждений медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

- государственные мероприятия  в здравоохранении, такие, как  программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств; 
- престарелые и другая экономически неактивная часть мало имущего населения также нуждается в субсидиях;

- потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих  ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;

- финансирование мер  по охране здоровья населения  осуществляется в основном государством.

  Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами, не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система      и        меры         антикризисного      управления. 
   Система антикризисного управления включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства. Функциональными  элементами  системы антикризисного управления являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы.

   Механизмами, приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного управления и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.6

   Стратегия антикризисного управления - генеральное направление

стабилизации экономического развития предприятия с целью реализации

стратегии преобразования.

   Политика антикризисного управления — это направление деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на стабилизацию экономической ситуации на предприятии, поверженном в кризис, на формирование механизма регулирования. 
   С 2000 г. реализуется новая концепция государственной политики области банкротства и финансового оздоровления предприятий, суть, которой состоит в усилении влияния государства на экономические процессы, протекающие в стране, в результате более эффективного применения цивилизованных мер гражданско-правового характера в отношении должников. Механизмы антикризисного регулирования рассматриваются в качестве основного инструмента реализации государственной промышленной политики. Это нашло отражение в повышении решающей роли инициативы государства при проведении реструктуризации предприятий и в предоставлении полной самостоятельности государственным органам в выборе и реализации мер по финансовому оздоровлению несостоятельных должников. 
   Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. В соответствии с этой позицией принципами антикризисною управления  являются:

•    создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий; 
•    ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника; 
•    предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса; 
•    сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; 
•    введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;

•    защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;

•    защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;

•    справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

   Все эти принципы реализуются в законодательной базе антикризисного управления. К настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного управления.

   Участниками антикризисного управления являются различные службы и организации. 
1. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), которую на региональных уровнях представляют следующие организации:

•    13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению -Центральная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная,    Северная,   Северо

Западная,    Северо-Кавказская, Южная 

•    два территориальных органа Свердловской и Московской областей. 
   ФСФО России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Служба разрабатывает и реализует мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, проводит государственную политику по предупреждению банкротств, обеспечивает условия реализации процедур банкротства, обеспечивает защиту интересов государства при решении вопросов о несостоятельности предприятий и др. 
2. Федеральная (центральная и территориальная) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению. Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей.

3.    Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства  предприятия. 
   Некоммерческое партнерство «Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющее» (ЯП РТПАУ) - орган, координирующий деятельность предприятий в ближайшей перспективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоятельно выполняет те функции, которые Федеральная служба не в состоянии выполнить эффективно.  
5. Арбитражные суды.

6.  Совет по антикризисным программам при Правительстве РФ — это своего рода экспертный орган, выявляющий предприятия, нуждающиеся в судебной или внесудебной санации, и задающий процессу их оздоровления системный и плановый характер. 

7. Властные структуры и профильные ведомства, в том числе департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса и др. 
    Круг участников антикризисного регулирования непрерывно расширяется в результате проведения мероприятий, предоставляющих возможность для участия всем желающим. С их помощью обеспечивается мощный общественный резонанс, который укрепляет статус российских предпринимателей и способствует выработке цивилизованных форм отношения к неудачникам из этой когорты.

   Между всеми перечисленными участниками антикризисного управления формируются взаимоотношения по поводу повышения компетентности и прав в решении проблем финансового оздоровления предприятий. Они основаны на единстве и целостности государственной политики, проводимой в данной области. Механизм взаимодействия государственных структур, ответственных за осуществление процедур банкротства предприятий, с органами исполнительной власти играет главную роль в антикризисном управлении. Итак, в течение последних пяти лет в России удалось сформировать авторитетную и дееспособную систему антикризисного регулирования. Функционирование каждого ее элемента осмыслено и продумано. Перед каждым ее участником сформулированы четкие и ясные задачи, скоординированы отношения и разграничены пределы компетенции.

  Рассматривая данную тему необходимо ответить на вопрос: Какими путями можно оздоровить несостоятельные предприятия на государственном уровне? Управление состоянием «здоровья» предприятий осуществляется по различным технологиям.

  Технология антикризисного управления - совокупность способов, приемов, форм и методов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ