Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:57, реферат
Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.
Введение
    Роль и функции государства в антикризисном управлении.
    Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
    Система и меры антикризисного управления.
Заключение
Список использованной литературы
Первый — постепенно восстановить утраченные сбережения.
Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты.
Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования.
Четвертый — использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.
Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.
   Преодоление финансового кризиса 
требует надежной опоры на государство: 
его регулирующие методы становятся  решающим 
фактором. 
   Производство. Преодоление кризисного 
состояния требует создания материальной 
основы для повышения уровня жизни населения 
страны. Двигателем здесь выступает производительность. 
Управляет же ею научно-технический прогресс. 
Он, в свою очередь, находится под влиянием 
истории, культуры, образования, институциональных 
факторов и политики. Производительность 
связана с инвестициями в человеческий 
капитал и в качество окружающей среды.5
   Обеспечить решение этой задачи 
может только государство. Никакой другой 
институт не в состоянии добиться необходимой 
оптимизации структуры народного хозяйства, 
внедрения достижений научно-технического 
прогресса на предприятие, преодоления 
сырьевой направленности экспорта. 
   Государственное регулирование 
в этой области сводится к активной промышленной 
политике, ключевым звеном которой выступает 
повышение роли научно-технического прогресса. 
Именно он и общемировые тенденции к интеграции 
национальных экономик обусловливают 
стремительное расширение и обновление 
ассортимента продукции, ее техническое 
усложнение, повышение наукоемкости.
   Обобщение и осмысление специфических 
моделей поведения предприятий в кризисных 
условиях позволяет сформулировать следующие 
выводы: 
-попадание в кризисную фазу неизбежно 
заставляет руководителей предприятия 
применять антикризисные меры управления; 
-антикризисное поведение предприятий 
зачастую противоположно тем действиям, 
которые эффективны в условиях экономического 
роста или стабилизации экономики;
-в промышленности 
стихийно формируются 
Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства предприятий в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.
Необходимость государственного финансирования учреждений медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:
- государственные мероприятия 
в здравоохранении, такие, как 
программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют 
бюджетных средств; 
- престарелые и другая экономически неактивная 
часть мало имущего населения также нуждается 
в субсидиях;
- потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;
- финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.
Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами, не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии.
3. Система      и        меры    
   Система антикризисного управления 
Механизмами, приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного управления и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.6
Стратегия антикризисного управления - генеральное направление
стабилизации экономического развития предприятия с целью реализации
стратегии преобразования.
   Политика антикризисного управления — 
это направление деятельности правительства, 
совокупность принципов, методов, форм 
организационного поведения, направленных 
на стабилизацию экономической ситуации 
на предприятии, поверженном в кризис, 
на формирование механизма регулирования. 
   С 2000 г. реализуется новая концепция 
государственной политики области банкротства 
и финансового оздоровления предприятий, 
суть, которой состоит в усилении влияния 
государства на экономические процессы, 
протекающие в стране, в результате более 
эффективного применения цивилизованных 
мер гражданско-правового характера в 
отношении должников. Механизмы антикризисного 
регулирования рассматриваются в качестве 
основного инструмента реализации государственной 
промышленной политики. Это нашло отражение 
в повышении решающей роли инициативы 
государства при проведении реструктуризации 
предприятий и в предоставлении полной 
самостоятельности государственным органам 
в выборе и реализации мер по финансовому 
оздоровлению несостоятельных должников. 
   Основная задача института несостоятельности 
(банкротства) заключается в том, что коль 
скоро потери кредиторов оказались неизбежными, 
эти потери должны быть распределены между 
ними наиболее справедливым образом. В 
соответствии с этой позицией принципами 
антикризисною управления  
•    создание правовой основы 
цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности 
предприятий; 
•    ограничение до разумных пределов государственного 
и административного влияния на деятельность 
неплатежеспособных предприятий, демократический 
подход к решению судьбы предприятия-должника; 
•    предоставление честным должникам возможности возобновления 
своей деятельности и создание условий 
для возрождения отечественного бизнеса; 
•    сохранение перспективных предприятий, 
имеющих временные финансовые трудности, 
и оказание им помощи; 
•    введение системы безопасных мер для 
всех участников предпринимательства 
и экономической деятельности государства 
при банкротстве предприятий;
• защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;
• защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
• справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
Все эти принципы реализуются в законодательной базе антикризисного управления. К настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного управления.
   Участниками антикризисного управления 
1. Федеральная служба России по финансовому 
оздоровлению и банкротству (ФСФО России), 
которую на региональных уровнях представляют 
следующие организации:
•    13 межрегиональных территориальных 
служб по делам о несостоятельности и финансовому 
оздоровлению -Центральная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, 
Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, 
Волго-Вятская, 
Западная,    Северо-
•    два территориальных органа Свердловской и Московской областей. 
   ФСФО России выполняет исполнительные, 
контрольные, разрешительные, регулирующие 
и организационные функции, связанные 
с антикризисным регулированием. Служба 
разрабатывает и реализует мероприятия 
по финансовому оздоровлению предприятий, 
проводит государственную политику по 
предупреждению банкротств, обеспечивает 
условия реализации процедур банкротства, 
обеспечивает защиту интересов государства 
при решении вопросов о несостоятельности 
предприятий и др. 
2. Федеральная (центральная и территориальная) 
межведомственная балансовая комиссия 
по финансовому оздоровлению. Деятельность 
комиссий направлена на финансовое оздоровление 
предприятий без судебных процедур. В 
их функции входит также анализ краткосрочных 
графиков погашения задолженностей.
3.    Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, 
   Некоммерческое партнерство «Российская 
гильдия профессиональных антикризисных 
управляющее» (ЯП РТПАУ) - орган, координирующий 
деятельность предприятий в ближайшей 
перспективе посредством разработки конкретных 
программ и планов по их финансовому оздоровлению. 
Она самостоятельно выполняет те функции, 
которые Федеральная служба не в состоянии 
выполнить эффективно.  
5. Арбитражные суды.
6. Совет по антикризисным программам при Правительстве РФ — это своего рода экспертный орган, выявляющий предприятия, нуждающиеся в судебной или внесудебной санации, и задающий процессу их оздоровления системный и плановый характер.
7. Властные структуры и профильные 
ведомства, в том числе департаменты управления 
инвестициями, фонды по поддержке малого 
бизнеса и др.7  
    Круг участников антикризисного 
регулирования непрерывно расширяется 
в результате проведения мероприятий, предоставляющих 
возможность для участия всем желающим. 
С их помощью обеспечивается мощный общественный 
резонанс, который укрепляет статус российских 
предпринимателей и способствует выработке 
цивилизованных форм отношения к неудачникам 
из этой когорты.
   Между всеми перечисленными участниками 
антикризисного управления 
Рассматривая данную тему необходимо ответить на вопрос: Какими путями можно оздоровить несостоятельные предприятия на государственном уровне? Управление состоянием «здоровья» предприятий осуществляется по различным технологиям.
Технология антикризисного управления - совокупность способов, приемов, форм и методов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ