Государственная система антиинфляционных мер

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим принципом познания системы категорий любого явления является выделение в нем ведущей, стержневой, системообразующей категории. Это дает возможность изучить явление как целостный организм, который развивается. Выяснение содержания такой категории способствует исследованию главной причинно-следственной связи, выяснению динамики ее развития, поскольку эта стержневая категория синтезирует сущностные стороны различных элементов явления.

Файлы: 1 файл

Курсовая Инфляция гото.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     При определенных обстоятельствах инфляция уменьшает объем производства и уровень занятости в национальной экономике. Предположим, что сначала объем расходов таков, что достигаются полная занятость. И относительно стабильный уровень цен. Если в этой экономике развивается инфляция издержек, то при существующем совокупном спросе будут покупать менее реальный объем продукции. Следовательно, реальный объем производства будет уменьшаться, а уровень безработицы будет расти. Развитие экономики в периоды 70-х годов подтвердил это положение. Что касается гиперинфляции, то она оказывает разрушающее воздействие на объем национального производства и занятость.

     Инфляция снижает стимулы к трудовой деятельности, ибо подрывает возможность нормальной реализации заработанных денег. Кроме того, она усиливает диспропорции между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции. Продажа сельскохозяйственных продуктов сужается, поскольку их производители ожидают повышения цен на продовольствие.

     Если последствия непродолжительной непредвиденной инфляции хорошо известны и в основном неблагоприятные для всех хозяйственных единиц, то последствия полностью предусмотренной длительной инфляции в аналитической экономии еще до конца не исследованы. Изменение цен нередко предполагает значительные расходы, например, это может потребовать перепечатки и распространению новых каталогов. Эти убытки, как уже отмечалось, называют затратами меню. При более высоких темпах инфляции люди в среднем имеют на руках меньшее количество денег, поэтому им приходится чаще посещать басни и их обувь быстрее изнашивается. Отсюда и название - расходы на стоптанные ботинки.

     Известны и другие неблагоприятные последствия предусмотренной инфляции. Например, она может создавать неэффективное распределение ресурсов, поскольку относительные цены часто и не синхронно меняются. Кроме того, инфляция причиняет много неудобств населению, в частности индуцирует психологические напряжения и стрессы. Так, широкий социологический опрос граждан США, Германии и Бразилии показал, что в условиях инфляции большинство населения находится в состоянии недовольства и дискомфорта. Поэтому 84% американцев согласны с утверждением о том, что "управление инфляцией является одной из важнейших задач экономической политики США". В Германии и Бразилии соответственно 94 и 88% опрошенных согласились с этим. Кроме того, у населения бытует мнение о том, что жадность бизнесменов и некомпетентность государственных чиновников являются основными причинами инфляции, которая к тому же снижает престиж страны в мире.

     Специалисты нередко говорят и о положительных последствиях инфляции. Одни из них указывают на то, что умеренная инфляция позволяет увеличивать объем национального производства в фазе подъема. Другие считают, что проблему отсутствия эластичности номинальной зарплаты в направлении снижения можно решить с помощью инфляции, снижая реальную зарплату. [5, с. 103]

 

  1. Государственная система антиинфляционных мер

     Инфляция и безработица - это проблемы, решение которых не может обойти ни одно правительство.

     Основной задачей макроэкономической политики является поддержка полной занятости при стабильном уровне цен. Именно потому, что эти две проблемы тесно взаимосвязаны, нашей целью является рассмотрение этих двух направлений макроэкономической политики вместе.  
Антиинфляционная политика - это система целей и средств влияния на макроэкономическую ситуацию с целью: достижения соответствия между темпами роста денежной массы и темпами роста благ.

     Инфляцию как макроэкономическое явление нельзя преодолеть раз и навсегда правительством определенной страны, поскольку она порождается и циклическими колебаниями экономики, и внешними факторами, не зависящими от воли и желаний власти.

     Антиинфляционные меры могут влиять только на открытую инфляцию. Скрытая же инфляция выдвигает на первый план проблему борьбы с дефицитом. Поэтому для борьбы с инфляцией ей необходимо прежде всего предоставить открытой формы.

     Мы так много уделили внимания последствиям инфляции зависимости от ее форм и видов, что все это имеет важное значение для осуществления экономической политики и определения ее эффективности.  
Есть две стратегии противостояния инфляции. Сторонники одной считают, что к инфляции нужно приспособиться, научиться жить в условиях инфляции, ограничивая пагубное его влияние на экономику путем индексации налогов, контрактов по заработной плате, займами и т.п.  
Сторонники другой стратегии видят в инфляции чистое зло для экономики, которому надо противостоять с помощью любых возможных макроэкономических мер, не гнушаясь даже падением объема производства.

     В связи с принципиально отличными подходами к роли государства в выборе адаптивной или компромиссной стратегии борьбы с инфляцией и безработицей возникает вопрос: «Какая стратегия лучше?» 
На первый взгляд, менее уязвимой для экономики является первая стратегия. Ведь при отсутствии инфляции нет и индексации. А если инфляция наблюдается, ее пагубное влияние ограничивается, а стимулирующее влияние на экономику сохраняется. Но американские ученые-экономисты    С. Фишер и Л. Саммерс доказывают, что снижение потерь, связанных с инфляцией, одновременно стимулирует политиков осуществлять антиинфляционные мероприятия. Кроме того, антиинфляционные меры могут приводить к скачкообразному роста инфляции, в результате чего потери в экономике существенно растут.

     Как правило, антиинфляционная защита желательна и результативна в тех случаях, когда инфляционные процессы вызваны шоками, которые не подвергаются влиянию со стороны правительства. В этих условиях индексация с учетом инфляции уменьшает пагубное влияние шоков на эффективность функционирования экономики.

     Если же инфляция вызвана сознательной политикой правительства в денежной и фискальной сферах, то антиинфляционные мероприятия могут только усиливать инфляционные процессы, имитируя сначала впечатление борьбы с ней.

     В реальной практике существует возможность выбора в экономической политике между политикой, направленной на экономической оживление с высокими темпами прироста ВВП и быстрым снижением уровня безработицы и высоким уровнем инфляции, и политикой, направленной на оживление с медленным ростом ВВП и замедленной инфляцией при длительном безработице. [3, с. 565] 

     2.1. Адаптационная политика

     Адаптация означает приспособление к каким-то условиям, в нашем случае - к инфляции. Адаптационная политика заключается в том, что государство не принимает никаких мер, по преодолению инфляции, снижение ее темпов.

     При сильной инфляции, погасить которую за короткий период невозможно, государство вынуждено оценить величину прогнозируемых потерь. Эти потери в значительной степени несут потребители. Поэтому правительство преимущественно проводит политику в двух направлениях:

  1. индексация доходов;
  2. компенсация потерь от инфляции.

     Индексация (полная или частичная) означает компенсацию убытков в результате обесценивания денег. Первоначально этот метод применялся в конце 40-х - начале 50-х годов при инфляции, которая была вызвана переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Индексация снова стала применяться в 70-е года в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых странах она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США примерно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добивались введении в стране полной индексации. Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. При адаптационной антиинфляционной политике приходит социальное напряжение, устанавливается предел падению жизненного уровня. Компенсации в государственном секторе проводятся за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Причины инфляции не устраняются, смягчаются только последствия.

     Адаптивная политика приемлема при условии, что темп инфляции не превышает 20-З0% в год. Прочие средства воздействия на экономику адаптивной политики:

  • стабилизация инфляционных ожиданий;
  • усиление регулирования цен и доходов;
  • заключение договоров с предпринимателями и профсоюзами по темпам роста цен и заработной платы. [2, с. 390]
 
 
 

     2.2. Компромиссная политика

     Компромиссная политика предусматривает резкое (шоковое) сокращение предложения денег. Чаще всего она применяется в условиях гиперинфляции.  
Компромиссная политика применяет такие группы мероприятий:

     1. Прямые монетарные меры:

  • контроль за денежной эмиссией;
  • запрет эмиссионного финансирования государственного бюджета;
  • осуществление текущего контроля количества денег в обращении через операции на открытом рынке;
  • проведение денежной реформы конфискационного типа, которая вытесняет из оборота денежные суррогаты.

     Помимо средств влияния на инфляцию общего характера, выделяют средства влияния на конкретные виды (формы) инфляции. К ним относятся средства, направленные на борьбу с инфляцией спроса и инфляцией предложения.

     2. Мероприятия, направленные против инфляции спроса, включают:

  • уменьшение государственных расходов, рост налогов;
  • сокращение бюджетного дефицита;
  • проведение жесткой денежно-кредитной политики;
  • стабилизацию валютного курса.
  1. Мероприятия, направленные на борьбу с инфляцией предложения, включают:
  • ограничение роста факторных доходов и цен;
  • ограничение монополизма и защита конкурентной среды;
  • снижение налогов на бизнес и с граждан;
  • проведение денежной эмиссии в пределах ожидаемого прироста потенциально не инфляционного уровня выпуска;
  • усиление мотивации к трудовой деятельности путем изменений в социальной политике. [2, с. 392]
 

2.3 Кейнсианская и монетаристская антиинфляционные политики

     Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются причины, которые ее вызвали. В мире сформулированные два направления антиинфляционной политики: кейнсианская и монетаристская.

     Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателя должен быть той силой, которая активизирует его деятельность. Эффективный спрос правительство создает за счет государственных заказов. Для выполнения заказа задействуется большое количество предприятий. Снижается безработица, уменьшается спад. Предложение растет, что ведет к падению цен и уменьшения инфляции. Еще одним средством роста предложения должны быть дополнительные инвестиции, в совокупности с дешевым кредитом.

     Реализация этих мер приводит к увеличению бюджетного дефицита. Выход из данной ситуации - государственные займы, которые можно будет погасить позже. Сторонники кейнсианской теории считают, что экономика не способна обеспечить за колебания уровня цен, процента и заработной платы естественный уровень производства, инфляции и занятости. Именно поэтому государство должно вмешиваться в процесс формирования эффективного спроса. Учитывая сказанное, государство должно определить оптимальное соотношение между запланированным уменьшением уровня безработицы и темпом роста инфляции. Считается, что политики отдают предпочтение борьбе с безработицей, жертвуя ростом инфляции, поскольку избиратели по более высокой шкале оценивают политику поддержания занятости. Важно отметить, что политика стимулирования эффективного спроса является краткосрочной.

     С точки зрения интересов долгосрочной перспективы задача правительства заключается в обеспечении эффективных изменений в структуре занятости. Государственное обеспечение занятости осуществляется как прямыми, так и непрямыми методами.

     К прямым методам относят:

  • законодательное регламентирование условий найма и вы ¬ пользования труда через трудовое законодательство;
  • стимулирование создания новых рабочих мест;
  • создание стимулов для заинтересованности наемных работников предлагать трудовые услуги и т.д.
 

     Непрямые методы:

  • государственная стимулирующая политика, направленная на создание дополнительных рабочих мест через систему организации и расширения общественных работ;
  • фискальная политика, направленная на изменение ставок налогообложения, с одной стороны, и использования субсидий, ассигнований и других рычагов, направленная на поддер ¬ ния и повышение уровня занятости с другой;
  • осуществление выплат по безработице и т.п.;
  • установление уровня прожиточного минимума и создания условий для его обеспечения;
  • влияние на уменьшение дифференциации доходов;
  • защита интересов потребителей;
  • создание благоприятных условий для профессиональной, территориальной и социальной мобильности населения;
  • организация эффективной системы формирования доходов, при которой уровень вознаграждения определяется вкладом в результат деятельности, независимо от отрасли, в которой эта деятельность осуществляется. [6, с. 370]

Информация о работе Государственная система антиинфляционных мер