Формулы расчета финансовых показателей предприятия: ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности и окупаемо

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике процесс финансового управления предприятия невозможен без формирования и последующего анализа тех или иных финансовых показателей. Формируемые на предприятиях финансовые показатели отражают положение дел в организации и служат источником принятия решений для руководства.

Оглавление

Введение 3
1. Основные группы финансовых показателей 4
2. Формулы расчета основных финансовых показателей 6
2.1. Коэффициенты ликвидности 6
2.2. Коэффициенты финансовой устойчивости 13
2.3. Коэффициенты деловой активности 17
2.4. Коэффициенты рентабельности 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 291.50 Кб (Скачать)

 

Фондоотдача

Показатель  фондоотдачи характеризует количество выручки от реализации, приходящейся на рубль основных фондов. Формула расчета показателя фондоотдачи выглядит следующим образом:

где ВР - выручка от реализации,

ОС - среднегодовая стоимость основных средств

По  данным баланса эту величину можно  получить следующим образом: с. 010 (ф.2)/с. 120(ф.1)

При рассмотрении показателя фондоотдачи как и любого другого, следует помнить, что его величина зависит от характера деятельности предприятия и нельзя, например, сказать, что фонды одного предприятия более, либо менее "рентабельны" в смысле фондоотдачи. Так, например, если предприятие практически не имеет собственных основных средств на балансе, а берет их в аренду, то, следовательно фондоотдача по собственным основным средствам у него будет гораздо выше, чем у предприятия - арендодателя. В таком случае было бы правильнее анализировать стоимость основных фондов, учитывая и находящиеся на забалансовых счетах.

Оборачиваемость средств в расчетах

Увеличение  оборачиваемости средств в расчетах на предприятии характеризуется  как положительная тенденция, когда  снижение оборачиваемости может  говорить либо о снижении объема продаж, либо о снижении спроса на продукцию, либо же об росте дебиторской задолженности.

Формула расчета оборачиваемости средств в расчетах выглядит следующим образом:

где ВР - выручка от реализации,

ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности

Данный  показатель рассчитывается в оборотах. Если для анализ необходимо получить значение показателя в днях, то 365 дней необходимо разделить количество оборотов.

Оборачиваемость запасов

Оборачиваемость запасов - показатель, характеризующий  скорость потребления или реализации сырья или запасов.

На  практике часто складывается ситуация, когда менеджеры-провизоры, опасаясь возможной нехватки товара и «недозарабатывания», создают избыточные запасы, чтобы подстраховаться, не задумываясь, что это приводит к излишним расходам, «замораживанию» средств и сокращению прибыли.

Грамотный руководитель избегает больших запасов  с низкой оборачиваемостью, предпочитая  высвобождать ресурсы путем ускорения  оборачиваемости товара. Разумеется, идеальной была бы работа «с колес», без всякого хранения. Однако такая  торговля лекарственными средствами и  изделиями медицинского назначения в связи с широким ассортиментом  и большим количеством производителей и поставщиков невозможна.

Поэтому на предприятиях сознательно идут на «замораживание» некоторого объема оборотных средств в товарных остатках. Оборачиваемость запасов, таким образом, является важным критерием и подлежит тщательному анализу.

Итак, показатель оборачиваемости запасов очень важен при анализе. Теперь посмотрим как выглядит формула его расчета (в обоих случаях коэффициент рассчитан в оборотах за анализируемый период - чтоб рассчитать коэффициент оборачиваемости в днях см. аналогичный пункт: оборачиваемость средств в расчетах):

где, ВР - выручка от реализации,

ЗЗ - средняя стоимость запасов и  затрат.

Показатель  оборачиваемости запасов и затрат также может быть рассчитан и  по формуле, где в числителе находится  себестоимость их реализации:

Если  полученный коэффициент слишком  высок (по сравнению с предыдущим периодом или со средними данными), это может указывать на недостаточность  запасов. Если же коэффициент слишком  низок, то это может означать, что  товарные запасы велики или не пользуются спросом. Например, коэффициент, равный 3, означает, что данный товар или группа товаров в течение месяца оборачивается 3 раза.

Для повышения оборачиваемости запасов  можно использовать следующие методы:

1. Снижение  запасов продукции на складе.  
2. Этот способ повышения оборачиваемости применим не только для нее: снижение ставки по заемным средствам, льготирование кредитов под оборотные средства и т.д.

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Оборачиваемость кредиторской задолженности - показатель, связывающий сумму денег, которую  организация должна вернуть кредиторам (в основном, поставщикам) к определенному  сроку, и текущую величину закупок  либо приобретенных у кредиторов товаров/услуг. Как правило, данный показатель бывает выражен в календарных  днях, характеризующих средний срок оплаты за товары и/или услуги, приобретенные  в кредит.

Высокая доля кредиторской задолженности снижает  финансовую устойчивость и платежеспособность организации, однако кредиторская задолженность, если эта задолженность поставщикам  и подрядчикам "дает" предприятию  возможность пользоваться "бесплатными" деньгами на время ее существования.

Выгоду  предприятия в этом случае рассчитать нетрудно: она заключается в разности величины процентов по кредиту равному  сумме этой задолженности (если бы предприятие  брало эти деньги в банке под  проценты), за время пребывания задолженности  на балансе предприятия, и величины этой кредиторской задолженности. То есть, прибыль предприятия - то, сколько  бы пришлось заплатить банку по процентам  за кредит за предоставление данной суммы  на данный срок.

Существует  даже внегласное "золотое правило" экономистов - "Если возможно не отдавать деньги на сколько можно долго и без последствий, то лучше их не отдавать" :).

Формула оборачиваемости кредиторской задолженности (в днях) представлена ниже:

где КЗ - средняя кредиторская задолженность , интервал анализа,

СР - себестоимость реализации, либо выручка от реализации

Анализ  кредиторской в свою очередь необходимо дополнить анализом дебиторской  задолженности, который проводится по аналогичной схеме.

Если  же оборачиваемость дебиторской  задолженности выше (то есть коэффициент - меньше) оборачиваемости кредиторской, то это является положительными фактором.

Оборачиваемость собственного капитала

Скорость  оборота собственного капитала отражает активность использования денежных средств. Низкое значение этого показателя свидетельствует о бездействии  части собственных средств. Увеличение оборачиваемости говорит о том, что собственные средства предприятия  вводятся в оборот

Формула расчета показателя выглядит так:

Продолжительность операционного  цикла

Операционный  цикл равен времени между закупкой сырья и материалов или товаров  и получением выручки от реализации продукции.

При снижении операционного цикла при  прочих равных условиях снижается время  между закупкой сырья и получением выручки, вследствие чего растет рентабельность. Соответственно снижение данного показателя в днях благоприятно характеризует деятельность организации

Продолжительность финансового цикла

Финансовый  цикл - начинается с момента оплаты поставщикам материалов (погашение  кредиторской задолженности), заканчивается  в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности).

где ОЦпрод - продолжительность операционного цикла (в днях),

Обкз - Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)

 

2.4. Коэффициенты рентабельности

 

Показатели  рентабельности предназначены для  оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово - хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. Это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия.

Показатели  рентабельности формируются следующим  образом :

где RСиИ - рентабельность тех или иных хозяйственных средств и их источников,

  П - прибыль (чистая либо балансовая)

Далее представлены некоторые основные показатели рентабельности, применяемые при анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общая рентабельность

Этот  показатель является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

Показатель  показывает какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя.

где Пдн - прибыль до налогообложения,

  Вреал - выручка от реализации

Рентабельность оборотных активов

Определяется  как отношение чистой прибыли (прибыли  после налогообложения) к оборотным  активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия  в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем  выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

где ЧП - чистая прибыль,

  ОА - среднегодовая стоимость оборотных  активов

Рентабельность производственных фондов

Определяется  как отношение балансовой прибыли  к среднему значению суммы стоимости  основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств  в товарно - материальных ценностях.

Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача  основных фондов и скорость оборота  оборотных средств, чем ниже затраты  на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)).

где П - прибыль до налогообложения,

  ПФ - среднегодовая стоимость производственных  фондов

Рентабельность активов предприятия

Определяется  как отношение чистой прибыли  ко всем активам предприятия

где ЧП - чистая прибыль,

  ВБ - валюта баланса

 

Рентабельность финансовых вложений

Определяется  как отношение величины доходов  от финансовых вложений к величине финансовых вложений.

где Пфв - прибыль предприятия от финансовых вложений за период,

  ФВ - величина финансовых вложений

Рентабельность производства

Рентабельность  производства определяется как отношение  величины валовой прибыли к себестоимости  продукции.

где ВП - валовая прибыль,

  СС - себестоимость продукции

Период окупаемости собственного капитала

Период  окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой  величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет  важное значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.

Период  окупаемости собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

где СК - средняя стоимость собственного капитала

  ЧП - чистая прибыль

Заключение

Анализ финансовых показателей представляет собой  процесс изучения показателей деятельности предприятия, на основе которого принимаются  решения, касающиеся управления финансами.

Финансовые  показатели можно объединить в следующие  группы:

- коэффициенты, характеризующие платежеспособность  и ликвидность предприятия;

- показатели  финансовой устойчивости предприятия;

- показатели  рентабельности предприятия;

- показатели  деловой активности;

По каждой из вышеперечисленных групп ведется  расчет отдельных показателей. Для  расчета этих показателей используются специально разработанные формулы.

Использование финансовых показателей для управления финансами предприятия позволяет  руководителям принимать решения, которые будут обоснованы и будут  способствовать повышению эффективности  функционирования хозяйствующего субъекта. Принятие управленческих решений на основе финансовых показателей снижает  вероятность принятия ошибочных  решений, которые могут повлечь  за собой ухудшение финансового  состояния предприятия, вплоть до его  банкротства.

Финансовые  показатели также служат информационной базой для внешних пользователей. К этим пользователям могут относится потенциальные инвесторы, решающие вложить капитал в то или иное предприятие (особенно если речь идет о покупке акций отрытого акционерного общества); банковские структуры и другие финансовые учреждения, которые принимают решения о выдаче или выдаче кредита хозяйствующему субъекту. Тщательное изучение финансовых показателей предприятий внешними пользователями дает им возможность снизить риски потери капитала или невозврата кредита, а также помогают выявить наиболее перспективные организации для инвестирования и кредитования.

Информация о работе Формулы расчета финансовых показателей предприятия: ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности и окупаемо