Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературных источников по теме дипломной работы изучить основные положения института несостоятельности (банкротства); процедуры банкротства, применяемые к должнику – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство; изложить наиболее важные правовые и экономические вопросы конкурсного производства.
Задачи исследования предопределяются целью исследования:
1. Дать общую характеристику понятия «банкротство» и раскрыть признаки банкротства коммерческих организаций.
2. Выявить меры по предупреждению банкротства.
3. Изучить основные процедуры банкротства, применяемые к должнику.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ................................................................................. 6 1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА
КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.............................................. 6
1.2. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА................... 18
ГЛАВА 2. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА......... 26
2.1. НАБЛЮДЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА............... 26
2.2. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА
БАНКРОТСТВА.................................................................................. 36
2.3. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА
БАНКРОТСТВА.................................................................................. 42
ГЛАВА 3. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.................................................. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................... 69
Утверждение мирового соглашения судом влечет вступление соглашения в силу. Это так или иначе меняет обязательства должника и конкурсных кредиторов (включая уполномоченные органы). Поскольку утверждение заключенного мирового соглашения прекращает рассмотрение дела о банкротстве должника, то, по мнению З. И. Цыбуленко, считать мировое соглашение одной из процедур банкротства было бы нелепо, тем более, что мировое соглашение может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве с учетом всех особенностей положения должника на этой стадии и последствий прекращения дела о банкротстве на этой же стадии.23
По мнению В. В. Витрянского, о мировом соглашении как процедуре банкротства можно говорить лишь в том смысле, что его заключение преследует ту же цель, что и иные реабилитационные процедуры: восстановление платежеспособности и удовлетворение требований кредитов, на условиях, приемлемых для должника. Но фактические расчеты с кредиторами производятся уже за рамками дела о банкротстве.24
Порядок заключения мирового соглашения до момента утверждения его судом в п.18 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»» рассматривается лишь как условие, предпосылка для утверждения мирового соглашения судом.
Таким образом, начало «процедуры» мирового соглашения совпадает с моментом придания ему юридической силы арбитражным судом, а значит, с моментом прекращения производства по делу.25
Это означает, что не совсем обосновано рассматривать мировое соглашение в качестве самостоятельной процедуры банкротства. Ведь мировое соглашение может быть заключено в ходе любой процедуры банкротства, и на этом она закончится. Это скорее способ окончания дела о банкротстве. Именно так его традиционно рассматривало российское дореволюционное законодательство.26
С процессуальной точки зрения мировое соглашение фиксирует завершение определенной процессуальной стадии в деле о банкротстве (как правило, завершает само дело о банкротстве, если в последующем определение суда об утверждении мирового соглашения не будет отменено, расторгнуто или пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам).27
Судебный акт, утверждающий мировое соглашение, ввиду создания им значимых процессуальных последствий оформляется в виде определения, в котором должно быть указано на прекращение дела о банкротстве.
Выводы:
Конкурсное производство – последняя процедура процесса о банкротстве. Ее конечным результатом является распродажа всего имущества предприятия-должника и ликвидация его как юридического лица. Конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Последствия введения конкурсного производства направлены на прекращение всякой хозяйственной деятельности должника и подготовку к полной продаже его имущественного комплекса. Ключевой фигурой, ответственной за проведение конкурсного производства, является конкурсный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в общем порядке одновременно с принятием решения о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, т.е. до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Мировое соглашение как
процедура банкротства в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время Россия продолжает находиться в состоянии формирования законодательства о банкротстве. В Федеральном законе 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменен подход законодателя к регулированию многих ситуаций, отдельные вопросы более детально проработаны и усовершенствованы. Но наряду с положительными сторонами, данный акт имеет целый ряд пробелов и несоответствий с гражданским и процессуальным законодательством. Прежде всего, наличием существенных недостатков характеризуются нормы, регламентирующие отдельные процедуры банкротства.
Банкротство (финансовый крах, разорение) – это признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.
В системе правового
регулирования
Закон распространяет свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, исключение составляют казенные предприятия. Кроме того, в соответствии с данным законом, несостоятельными могут быть признаны некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Банкротство иных некоммерческих организаций исключается.
Основной признак банкротства – неспособность организации обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом.
В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства организации: реальное банкротство организации; временное, условное банкротство; преднамеренное (умышленное) банкротство; фиктивное банкротство.
Банкротство организации имеет как позитивные, так и негативные последствия, поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы-должника, а ее банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматривается как крайне нежелательная мера.
В целях предупреждения
банкротства необходимо систематически
силами аппарата управления проводить
анализ финансовой устойчивости и при
появлении первых признаков ухудшения
финансового положения
В процессе антикризисного управления в зависимости от стадии финансовой несостоятельности предприятия, от существующих взаимоотношений между руководством предприятием, собственниками предприятия, кредиторами, степени доверия между ними и др. обстоятельствами различаются следующие виды процедур: досудебные, судебные (арбитражные), внесудебные (когда, не дожидаясь арбитражного суда, собственники предприятия сами принимают решения о процедурах банкротства.
Наблюдение – процедура
банкротства, применяемая к должнику
с момента принятия арбитражным
судом заявления о признании
должника банкротом до момента, определяемого
в соответствии с настоящим
Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества
должника и проведения анализа финансового
состояния должника.
В целом процедура наблюдения оправдывает свое существование: она фактически дает руководству должника шанс на ликвидацию задолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинство действий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитора, отслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестовываются в суде. Однако наблюдение является достаточно новой процедурой для российского законодательства о несостоятельности. Видимо, именно поэтому на сегодняшний момент среди правоведов возник ряд споров в отношении применения норм, предусмотренных в ходе наблюдения. Так, например, не ясен порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих; отсутствуют нормативные акты, определяющие размер оплаты труда временных управляющий и др.
Процедура финансового оздоровления осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
Она носит черты мирового соглашения, внешнего управления и наблюдения. Многие специалисты отмечают, что именно такая конструкция обеспечивает необходимый баланс интересов должника, его собственников и кредиторов. Исходя из этого, можно надеяться, что данная процедура может в будущем стать самым приемлемым выходом из процесса банкротства.
Основная цель введения внешнего управления по Закону о банкротстве 2002 г. – восстановление платежеспособности должника.
Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.
Конкурсное производство – последняя процедура процесса о банкротстве. Ее конечным результатом является распродажа всего имущества предприятия-должника и ликвидация его как юридического лица. Конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Последствия введения конкурсного производства направлены на прекращение всякой хозяйственной деятельности должника и подготовку к полной продаже его имущественного комплекса. Ключевой фигурой, ответственной за проведение конкурсного производства, является конкурсный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в общем порядке одновременно с принятием решения о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, т.е. до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Мировое соглашение как
процедура банкротства в
Итак, анализ действующих законов и подзаконных актов, юридической литературы, посвященных вопросам несостоятельности (банкротства), свидетельствует о том, что законодательство о несостоятельности остается все еще довольно противоречивым.
Хотя данный институт широко освещен в литературе, но зачастую среди авторов нет единого мнения по тому или иному вопросу, разногласия встречаются даже в одном источнике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: