Банкротство коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературных источников по теме дипломной работы изучить основные положения института несостоятельности (банкротства); процедуры банкротства, применяемые к должнику – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство; изложить наиболее важные правовые и экономические вопросы конкурсного производства.
Задачи исследования предопределяются целью исследования:
1. Дать общую характеристику понятия «банкротство» и раскрыть признаки банкротства коммерческих организаций.
2. Выявить меры по предупреждению банкротства.
3. Изучить основные процедуры банкротства, применяемые к должнику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ................................................................................. 6 1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА
КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.............................................. 6
1.2. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА................... 18
ГЛАВА 2. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА......... 26
2.1. НАБЛЮДЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА............... 26
2.2. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА
БАНКРОТСТВА.................................................................................. 36
2.3. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА
БАНКРОТСТВА.................................................................................. 42
ГЛАВА 3. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.................................................. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................... 69

Файлы: 1 файл

диплом аку.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Таким образом, последствия  введения конкурсного производства направлены на прекращение всякой хозяйственной  деятельности должника и подготовку к полной продаже его имущественного комплекса. Ключевой фигурой, ответственной  за проведение конкурсного производства, является конкурсный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в общем порядке одновременно с принятием решения о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, т.е. до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации  ситуации, когда конкурсное производство вводится арбитражным судом при  отсутствии соответствующего решения кредиторов.

Закон в банкротстве 1998 г. в такой ситуации предоставлял собранию кредиторов двухнедельный  срок на предложение арбитражному суду кандидатуры управляющего; если кредиторы  не представляли кандидатуру, то арбитражный  су мог назначить управляющего из числа лиц, предложенных любым участником дела о банкротстве, либо из числа лиц, зарегистрированных в данном суде. И только при отсутствии таких кандидатур суд мог назначить конкурсного управляющего из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

М. В. Телюкина отмечает в  этой связи, что «Закон 2002 г., к сожалению, не регламентирует рассмотренные ситуации, хотя они возможны в силу ч.5 ст.75 Закона».10

С момента утверждения  конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Эти полномочия весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства их можно разделить на четыре группы:

  1. полномочии конкурсного управляющего по распоряжению имуществом предприятия-должника;
  2. правомочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы;
  3. правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы;
  4. иные правомочия конкурсного управляющего при проведении конкурсного производства.11

Необходимо отметить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках конкурсного  производства, включают в себя права  и обязанности, определенные уставными  положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве.

Вместе с тем, по мнению некоторых автором, «даже гипотетически  конкурсный управляющий не может  обладать всеми правами органов  управления должника. Например, не может он принять решение об открытии филиала или представительства юридического лица – банкрота. Напротив, единоличный орган управления лишен некоторых полномочий конкурсного управляющего».12

Одним их основных этапов конкурсного производства является формирование конкурсной массы.

Современное законодательство о банкротстве под конкурсной массой понимает все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

В соответствии с законом не все имущество должника включается в конкурсную массу: в нее включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Прежде всего, изымается  имущество, находящееся в пользовании  должника, но не принадлежащее ему:

  • арендованное имущество или находящееся у должника на ответственном хранении;
  • личное имущество работников предприятия, кроме имущественных вкладов участников юридических лиц.

Из оставшегося имущества  исключаются изъятое из оборота  имущество, имущественные права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное п.2 с.131 Закона о банкротстве 2002 г.

Продажа имущества должника – ключевой момент процедуры конкурсного производства.

Конкурсный управляющий продает имущество должника на открытых торгах (в форме аукциона или конкурса), если иной порядок продажи не установлен законом о банкротстве.

В ходе диссертационного исследования Т. Е. Мантатова приходит к выводу, что установленный действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) порядок осуществления торгов по продаже имущества должника в ходе конкурсного производства не позволяет участникам конкурсных отношений в полной мере осуществлять и защищать права и законные интересы.

В соответствии с п. 2 ст. 447 ГК РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник  вещи либо специализированная организация. По мнению автора, требование, высказываемое  некоторыми учеными, согласно  которому специализированная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении кредиторов нецелесообразно, поскольку на практике вследствие стечения большого количества кредиторов данное требование окажется невыполнимым, а практически любые торги могут быть признаны недействительными.

При признании торгов недействительными, диссертант полагает необходимым в законодательном  порядке защитить интересы покупателей  имущества должника, признанного  банкротом. Помимо этого, необходимо сократить  срок обжалования торгов, проводимых в рамках конкурсного производства несостоятельного должника.13

После завершения продажи  имущества должника конкурсный управляющий  переходит к расчетам с кредиторами. Расчет с кредиторами производится на основании реестра требований кредиторов, который подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г. для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.14

По мнению Т. Е. Мантатовой, ведение уполномоченным лицом реестра  требований кредиторов является одним из наиболее важных механизмов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов кредиторов и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве. Реестр кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.15

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету конкурсного управляющего прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов, а также документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

После рассмотрения судом  отчета конкурсного управляющего о  результатах проведения конкурсного  производства он выносит определение  о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридически лиц записи о ликвидации должника.

Лица, которые наделены правом обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства, перечислены в ст.34 Закона. К ним относятся: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления16.

Арбитражный суд по своему усмотрению не может продлить срок конкурсного производства сверх  установленного комментируемым пунктом. Только лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обращаться с ходатайствами о продлении срока конкурсного производства, но не более чем на шесть месяцев.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц, тогда как с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.17

Завершение  конкурсного производства происходит в случае перехода к процедуре внешнего управления; после завершения расчетов с кредиторами и утверждения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего; заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства; отмены решения арбитражного суда о признании должника несостоятельным (банкротом).18

В заключение необходимо рассмотреть  сущность мирового соглашения.

Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.19

Мировое соглашение является наиболее экономически выгодным способом избежания  банкротства должника, восстановления его платежеспособности, урегулирования имущественных разногласий с кредиторами.

«Мировое соглашение, - пишет Г. Ф. Шершеневич, - представляет выгоды не только для самого должника, восстанавливая его во всех правах, возвращая ему  свободу управления и распоряжения имуществом, но и для кредиторов, когда ликвидация обещает затянуться на долгое время и поглотить значительную часть имущества».20

Мировые соглашения в деле о банкротстве  стали заключаться только с принятием  ФЗ «О несостоятельности (бакнротстве)» 1998 г. Положения о мировом соглашении содержались еще в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, однако в силу существенных недостатков регулирования мировые соглашения по этому Закону практически не заключались.

В современный период количество случаев завершения производства по делу о банкротстве заключением мирового соглашения имеет тенденцию к росту.

Следуя логике АПК  РФ, использование примирительной процедуры  возможно на любой стадии дела о  банкротстве. По своей правовой структуре  мировое соглашение – более сложный юридический факт, чем просто многосторонняя сделка. Договорную природу мирового соглашения не раз подвергали критике, но ничего более точного, что отражало бы все особенности складывающихся из мирового соглашения правоотношений, не предлагалось.21

Необходимо оговориться, что речь идет именно о мировом соглашении в рамках дела о банкротстве. Мировые  соглашения могут заключаться между  кредитором и должником при урегулировании неисполнения договорных обязательств должником в случаях, когда законом не установлены препятствия для подобного разрешения конфликтов. Отличие мировых соглашений, заключаемых вне рамок рассмотрения дела в суде (арбитражном суде) или исполнительного производства, состоит в том, что оно не контролируется судебными органами и для его действительности достаточно согласия сторон и соответствия законодательству. Договорная природа таких мировых соглашений ничем не осложняется.

Мировые соглашения, появляющиеся в гражданском (арбитражном) процессе – более сложные явления по форме, но с очевидной договорной сущностью. Стороны, должник и кредитор, путем взаимных уступок достигают соглашения под контролем суда (арбитражного суда). Договор между должником и кредитором должен быть утвержден судом (арбитражным судом). Такое же требование предъявляется и к мировому соглашению, заключенному на стадии исполнительного производства. Суд, утверждая мировое соглашение, подтверждает, что оно соответствует законодательству и не нарушает права третьих лиц.

Мировое соглашение, заключаемое  на одной из стадий дела о банкротстве, отличается рядом особенностей.

Во-первых, в мировом соглашении участвует должник, возможно – один из арбитражных управляющих (как лицо, выполняющее функции исполнительного органа), кредиторы (чаще и естественнее, если их несколько) и третьи лица, если нет возражений.22

Сама процедура инициирования, подготовки и заключения мирового соглашения отличается от соблюдаемой при достижении мирового соглашения вне рамок дела о банкротстве. Стадия, на которой принимается решение о мировом соглашении, определяет порядок его заключения и участвующие стороны. Объединяет все мировые соглашения, заключаемые на любой стадии дела о банкротстве, факт утверждения мирового соглашения арбитражным судом, т.е. судебный контроль.

Во-вторых, мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, обязывает даже тех кредиторов, которые не участвовали или не согласились с его заключением.

Пункт 2 устанавливает порядок принятия решения кредиторами о заключении мирового соглашения, но оставляет без внимания вопросы о том, кто вправе предлагать мировое соглашение и как происходит достижение соглашения между кредиторами, должником, арбитражным управляющим. Отсутствие специального регулирования здесь можно объяснить только намерением законодателя распространить общие положения о порядке созыва и проведения (включая голосование) собрания кредиторов (ст.14 Закона). Они определяют круг лиц, по инициативе которых созывается собрание кредиторов. Эти же лица, согласно названному положению, вправе предлагать проект мирового соглашения для рассмотрения общим собранием (как вопрос к повестке дня собрания).

Согласно п.1 ст.14 Закона, созывать собрание кредиторов вправе: арбитражный управляющий; комитет кредиторов; конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, обладающие не менее чем 10% от общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр; конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, составляющие 1/3 от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Представляется, что инициатором разработки и заключения мирового соглашения вправе выступать и должник, но реализовать свое предложение он может только через названных выше лиц.

Информация о работе Банкротство коммерческих организаций