Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа
Вопрос 18 Управление персоналом в антикризисном управлении
1. Стратегия поведения антикризисного управляющего. Рациональная кадровая политика в условиях системного кризиса.
2. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия.
3. Описание организации, в которой Вы работаете, анализ ее финансового состояния и выявление неплатежеспособности. 4. Соответствующие выводы.
5. Рекомендации по выводу организации из кризисного состояния (по предупреждению кризисного состояния).
5. политика
развития персонала:
6. оценка
результатов деятельности: анализ
соответствия кадровой
Типы кадровой политики, осуществляющиеся в условиях кризисного предприятия.
В практике выделяется 4 типа кадровых политик:
1) "пассивная":
у руководства предприятия
2) "реактивная":
руководство предприятия
3) "превентивная":
руководство предприятия имеет
обоснованные прогнозы
4) "активная"-рациональная: руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации, в то же время имеет средства для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный период. В плане финансового оздоровления содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах. Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации;
4.1) "авантюристическая" (разновидность "активной"): руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает не только средствами прогнозирования кадровой ситуации, но и диагностики персонала. В план финансового оздоровления включена одновариантная программа кадровой работы.
Условия разработки кадровой политики предприятия
На
кадровую политику в целом,
содержание и специфику
Основные факторы внешней среды могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Особенности
законодательного
Например,
присутствие в нормах
2. Ситуация на рынке труда.
Прежде
всего, необходимо учитывать
3. Профессиональные и общественные объединения, в которые так или иначе вовлечены работники предприятия.
Стратегию
деятельности подобных
Среди внутренних факторов наиболее значимыми представляются следующие:
1. Цели
предприятия, их временная
2. Стиль управления, закрепленный в том числе и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.
3. Условия труда.
Вот
некоторые наиболее важные из
характеристик работ,
- степень требуемых физических и психических усилий,
- степень вредности работы для здоровья,
-
месторасположение рабочих
-
продолжительность и
-
взаимодействие с другими
- степень свободы при решении задач,
- понимание и принятие цели организации.
Как
правило, наличие даже
4. Качественные
характеристики трудового
Так,
работа в составе успешного
коллектива может быть
5. Стиль руководства.
Важно,
чтобы независимо от того, какой
стиль руководства
- максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника,
- обеспечение
конструктивного
- получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.
Стратегии управления персоналом применимые к условиям кризисного предприятия
Стратегия
деятельности предприятия
Под
длительностью планирования в
данном случае понимается
- стратегический (от трех до пяти лет);
- управленческий (один-три года);
- практический
уровень оперативного
Тип
стратегии задает основные
- предпринимательская - поиск новых рынков и продуктов;
- динамического роста - расширение присутствия на рынке;
- прибыльности - максимизация прибыли за счет снижения затрат, сокращения вложений в развитие производства;
- ликвидационная
- продажа с целью изменения
профиля деятельности или
С
учетом глубины планирования
и типа целей руководитель
кризисного предприятия должен
разрабатывать конкретные
Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
Существуют
два принципиальных подхода к
повышению уровня
1) ликвидация
имеющихся изъянов в структуре
организации, препятствующих
2) поиск
уникальных черт фирм, создающих
притягательный для
Принцип
оптимизации кадрового
При
проведении реорганизации
- предпочтение сокращению уровней в организационной структуре управления, а не рабочих мест, обращая внимание на укрепление кадрового резерва для высшего звена руководства предприятия;
- взаимозависимость структурных элементов организационной структуры при проведении сокращений, для чего при необходимости впоследствии осуществлять меры по стабилизации новой организационной структуры и психологической поддержке персонала;
- кадровую структуру, в наибольшей степени отвечающую сложившейся ситуации, и пользующийся поддержкой коллектива план финансового оздоровления; не следует увлекаться масштабными сокращениями персонала;
- периодическую переоценку кадровой структуры предприятия;
- выявление, поддержку и обучение работников предприятия, проявляющих лидерские качества и склонность к управленческой деятельности;
- поддержку образовательных программ, реализуемых на предприятии;
- предварительную подготовку перспективных кандидатов на ключевые руководящие должности в организации, обращая прежде всего внимание на умелое выполнение функций руководства в условиях кризиса;
- децентрализацию структуры управления с делегированием необходимых полномочий ключевым фигурам в аппарате управления и обеспечиванием максимальной гибкости при разработке управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне;
- командную работу, а не индивидуальные усилия - формирование рабочих групп, команд (как между отделами, так и в различных подразделениях предприятия);
- идентификацию и сохранение ядра кадрового потенциала предприятия;
- продолжение набора персонала, поддержку его профессионального роста, особенно в жизненно важных и приоритетных для предприятия областях его деятельности.
Неэффективная
практика обычно включает
- реализацию программ добровольного увольнения персонала, в том числе ухода на пенсию пожилых работников, которая чревата риском потери квалифицированных кадров, без которых предприятие не сможет нормально функционировать;
- решение руководства предприятия о механическом сокращении или временном освобождении от работы определенной доли работников во всех структурных подразделениях, что приводит, как правило, к тому, что одни участки оказываются оголенными, а на других сохраняется избыток рабочей силы;
- свертывание программ по обучению персонала и повышению квалификации, которое вызывает у работников, оказавшихся в условиях реорганизации на новых рабочих местах, глубокие стрессы;
- чрезмерно резкое и обширное сокращение персонала не только вызывает нарушение технологических процессов, но и приводит к необходимости возвращения уволенных на прежние рабочие места или найму других работников, что само по себе порождает конфликты и подрывает авторитет руководителя;
- расстановка по рабочим местам вместо уволенных работников тех, кто остался, в надежде на то, что они приобретут необходимые навыки в опыте практической деятельности, что может принести лишь кратковременный успех - пока уцелевшие работники имеют высокую внутреннюю мотивацию к производительному труду;
- введение жесткой регламентации трудовых процессов и строгой отчетности перед вышестоящим руководством вместо широкого вовлечения работников в разработку и реализацию конкретных мер по выводу предприятия из кризиса может вызвать отчуждение коллектива от антикризисного управляющего и снизить мотивацию к труду;