Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
- Государственное антикризисное регулирование……………………..4
1.1. Виды антикризисного регулирования……………………………...4
1.2. Антикризисная экономическая
политика………………………….5
2. Практическое
значение и система антикризисного
регулирования…………………………………………………………...9
2.1. Практическое значение
антикризисного регулирования…………9
2.2. Система антикризисного
регулирования…………………………12
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17
Введение
Явления цикличности
и кризисов в развитии социально-экономических
систем закономерно проявляются
как на макро-, так и на микроуровне
и являются одной из предпосылок
банкротства предприятий. В связи
с увеличением масштабов банкротств на первый план в менеджменте
выдвигаются процессы антикризисного
регулирования и управления предприятиями
и отраслями экономики. Как показывает
мировой опыт, антикризисный процесс (процесс
реализации антикризисных процедур применительно
к деятельности предприятий-должников)
в условиях рыночной экономики – это управляемый
процесс, включающий в себя два блока процедур:
антикризисное регулирование и антикризисное
управление.
Антикризисное
регулирование представляет собой
систему мер организационно-экономического и нормативно-правового
воздействия со стороны государства по
обеспечению экономической безопасности
государства, по защите предприятий от
кризисных ситуаций, по предотвращению
банкротств, по обеспечению и правовому
регулированию процедур банкротства.
- Государственное антикризисное регулирование
Антикризисное
регулирование — это политика правительства,
направленная на защиту предприятий от
кризисных ситуаций и на предотвращение
их банкротства. Она осуществляется
на мезо- и макроуровне и представляет
собой систему. Регулирование может быть
регламентированным законодательством
и творческим.
Государственное
антикризисное регулирование – это макроэкономическая
категория, отражающая отношения, возникающие
при организационно-экономическом и правовом
воздействии государства для защиты предприятий
от кризисных ситуаций, предотвращения
банкротства или прекращения их дальнейшего
функционирования.[4]
1.1 Виды антикризисного
регулирования
Для антикризисного
регулирования необходима база надежных
данных, создание специфической
методики исследований, привлечение высококвалифицированных
специалистов, проведение исследований,
а также разработка, принятие и осуществление
мер, стабилизирующих состояние экономики.
В этом направлении государственные органы
осуществляют регулирование следующих
видов:
- правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
- методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
- информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
- экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
- организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
- социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
- кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;
- экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.
С целью стабилизации
экономики применяются следующие методы государственного воздействия
на состояние предприятий: экономические
— налоги, перераспределение доходов
и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые
механизмы, приватизация, реструктуризация
задолженности и др.; административные
— принятие и корректировка законодательства
и контроль его соблюдения.
1.2. Антикризисная
экономическая политика
Государственное регулирование
предполагает проведение экономической
политики по различным направлениям.
- Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:
- в период спада производства — в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;
- в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спросанаселения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;
- в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.
- Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.
- Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.
- Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.
- Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в т. ч. на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.[8]
- Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.
- Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.
- Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, минимального размера оплаты труда (МРОТ), дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.
- Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.
- Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма принятия соответствующих законов.
- Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.
Однако нельзя
забывать и о таких проблемах антикризисного
регулирования, как неприятие
руководителями предприятий давления
со стороны местной администрации, нежелание
раскрыть финансовую и производственную
информацию о своем бизнесе, убежденность
в том, что в условиях экономической нестабильности
составлять программы финансового оздоровления
предприятий бесперспективно, отсутствие
опыта у руководителей в подготовке конкретных
финансовых предложений.[1]
2. Практическое
значение и система антикризисного
регулирования
2.1. Практическое
значение антикризисного регулирования
Банкротство предприятий
несет в себе созидающую силу. Главная
его цель видится в проведении структурной
перестройки всего народного хозяйства
страны в соответствии с рыночным спросом
населения при условии достижения прибыльности
работы каждого предприятия. Антикризисный
менеджмент выполняет роль оберега
предприятия в момент совершения скачка
его жизнедеятельности на новый уровень.[8]
В ходе реализации этой цели
определяется выгода от антикризисного
регулирования и управления предприятиями
для всех участников этого процесса.
Для экономической
системы российского общества:
- формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;
- переориентация экономических отношений, стимулирующих формирование рынка;
- разгосударствление и приватизация имущества предприятий;
- создание стимула для развития предпринимательской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повышению культуры производства;
- высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;
- сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;
- рациональное и экономное использование природных ресурсов;
- формирование новой культуры делового общения.
Для
государства:
- погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;
- возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;
- повышение экспортного потенциала страны;
- лучшее использование местных сырьевых ресурсов;
- формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;
- совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;
- возможность для России учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.
Для
населения:
- расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;
- повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;
- формирование новых ценностей и идеалов;
- влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;
- создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;
- развитие благотворительной деятельности.
Для
кредиторов:
- получение шанса спасти свои деньги;
- снижение риска от невозвращения долга.
Для
персонала предприятия-должника:
- создание новых рабочих мест или получение полезной и ценимой работы;
- повышение культуры труда, улучшение его условий;
- усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;
- защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.
Для
предприятия-должника:
- влияние жесткой конкуренции на развитие производства, деловую предприимчивость;
- создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;
- повышение эффективности использования всех его ресурсов;
- защита от неблагополучных последствий конкуренции;
- предоставление возможности освободиться от бремени долгов;
- формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;
- возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;
- предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность;
- стимулирование инвестирования, не поощряя его непосредственно, но смягчая последствия неудач в ходе ведения бизнеса.
2.2. Система антикризисного
регулирования
Включает целостную совокупность элементов,
находящихся в отношениях и связях друг
с другом, направленных на защиту предприятий
от кризисных ситуаций и предотвращение
банкротства.
Функциональными
элементами системы антикризисного регулирования
являются: мониторинг состояния
предприятий, маркетинг изменения
отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование
и планирование, принятие управленческих
решений и распоряжений, координирование
и организация их выполнения, введение
системы стимулов, учет и контроль результатов
функционирования хозяйства. Все они находятся
в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии
друг с другом. Особую роль играет мониторинг.
От его чувствительности зависит степень
реактивности работы всей системы. [4]
Механизмами (энергией), приводящими данную
систему в действие и обеспечивающими
ее функционирование, являются: выработка
стратегии, политики и принципов антикризисного
регулирования и учреждение его участников;
наработка законодательной и нормативно-методической
базы; технология контроля, включающая
мониторинг; изучение изменений факторов
внешней среды, оказывающих воздействие
на предприятия; принятие мер, направленных
на преодоление неплатежей.
Основная задача
института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль
скоро потери кредиторов оказались неизбежными,
эти потери должны быть распределены между
ними наиболее справедливым образом. В
соответствии с этой позицией принципами
антикризисного регулирования
являются:
- создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;
- ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
- предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса
- сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;
- введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;
- защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;
- защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
- справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.