Анализ антиинфляционной политики российского правительства за 2000-2007 г.г

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение темы Особенности и виды антиинфляционной политики в России как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к видам антиинфляционной политики в России;
2. Выявить основную проблему антиинфляционной политики в России в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения;
4. Провести и обозначить тенденции развития тематики Особенности и виды антиинфляционной политики в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования государственной антиинфляционной политики 6
1.1 Понятия и направления государственного регулирования экономики 6
1.2 Виды антиинфляционной политики 9
1.3 Методы и инструменты антиинфляционной политики 18
Глава 2 Анализ антиинфляционной политики российского правительства за 2000-2007 г.г. 23
2.1 Основные направления антиинфляционной политики 23
2.2 Результаты проводимой антиинфляционной политики и пути ее совершенствования 27
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Антиинфляционная  программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность  использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса. Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения. Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности. формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса. Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д. В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей. При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности. На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России. [2]

     Экономическая политика российского руководства  исходила из того, что причиной инфляции является эмиссия денег, поэтому оно избрало рестрикционный денежно-кредитный курс.

     2.2 Результаты проводимой  антиинфляционной  политики и пути  ее совершенствования

 

     Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяла полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами. Необходим стратегический поворот от монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной политике. Свои усилия правительство должно сосредоточить не на стремлении сократить темпы инфляции посредством «переужесточения» кредитно-денежной политики, а на снижении самого «предела жесткости», то есть, «фонового» уровня инфляции, который инициируется причинами немонетарного характера. Для этого необходима программа среднесрочной (3 – 5 лет) экономической политики, направленной на формирование основных институциональных предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

       Главной задачей денежной политики  в среднесрочной перспективе  является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы, а также достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.

     Представляется  очевидным, что такая целевая  установка означает смягчение денежной политики по сравнению с той, которая проводится в настоящее время. Логичным следствием такой корректировки курса может стать повышение уровня инфляции. Но возможное увеличение темпов инфляции, которое произойдет в результате смягчения денежной политики, не так уж и губительно по сравнению с нашими темпами инфляции.

     Борьба  с инфляцией не должна являться целью  экономической политики. Снижение инфляции должно рассматриваться лишь как одно из средств достижения реальных целей – структурной перестройки, роста ВВП, развития определенных отраслей экономики. В качестве целевого ориентира инфляции должен устанавливаться научно-обоснованный оптимально допустимый уровень, который не наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несет минимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать низкие доходы граждан, в целом качество жизни в стране. [4]

     Антиинфляционная  стратегия экономического роста  требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для ее регулирования:

     1. Общеэкономические меры, имеющие  комплексный характер и являющиеся  необходимыми мерами стабилизации  инфляции в российском обществе: создание благоприятного инвестиционного климата в стране и преодоление кризиса инвестиций, путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных направлениях, привлечения иностранного капитала в экономику страны; возвращение «беглых» капиталов из-за рубежа. Необходима государственная программа сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации.

     2. Особая роль в борьбе с инфляцией  должна отводиться Центральному  банку. Инфляция в большой степени  зависит от объема денежного  предложения. Поэтому изменение денежной массы может активно влиять на уровень инфляции. Уровень инфляции можно уменьшить, уменьшая денежную массу. Для влияния на денежное предложение используются различные методы: политика процентной ставки; изменение нормы обязательных резервов; изменение объемов рефинансирования коммерческих банков; операции на открытом рынке; контроль над денежной эмиссией.

     3. Сдерживание финансовых факторов  инфляции должно осуществляться  следующими методами: оздоровление  бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России: неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; нецелевое использование бюджетных средств; финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

     4. Регулирование денежных факторов  инфляции следует производить 
следующими методами:

     - в условиях товарного производства все хозяйственные связи 
опосредуются деньгами. Поэтому антиинфляционная политика 
предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения;

     - не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30 – 40% против 5 – 10% в развитых западных странах). Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках;

  • регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях;
  • чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков;
  • регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля;

     - более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

     5. Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка – одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России.

     6. Регулирование цен на продукцию естественных монополий (топливно- энергетический комплекс, тарифы ЖКХ, транспорт).

     7. Рост спроса в мире на сельхозпродукцию, которую можно использовать в качестве сырья для производства альтернативных видов топлива, отмена субсидирования в странах Европейского Союза, быстро растущий спрос на продукцию в Китае и других развивающихся странах, зависимость экономики Российской Федерации от импорта – все это говорит о том, что необходимо усиленное развитие отраслей сельского хозяйства. [5]

     Заключение

 

     В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

     Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры,  повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

     В такой ситуации с инфляцией необходимо бороться при помощи динамичной инвестиционной политики вкупе с реструктуризацией российского банковского сектора, сделав его более эффективным для поддержания инвестиций на предприятиях. По мере того как доллар США быстро падает в сравнении с российскими рублевыми ресурсами, накопленными в Стабилизационном фонде, они были бы лучше защищены, будучи вложенными, по крайней мере частично, в производственную инфраструктуру и ЖКХ внутри страны. В тесной связи с проблемой инфляции находится и проблема Стабилизационного фонда. Во-первых, отсутствие эффективного управления им может спровоцировать неразумное использование накопленных средств. Защиту от подобной опасности можно создать, разделив Стабфонд на две части. Первую, в размере 10% от ВВП, следует оставить в неприкосновенности. А вторую задействовать, использовав схему работы индаумент-фонда. В русском языке не аналогов этому зарубежному термину. Но суть сводится к тому, что деньги размещаются в высокодоходных бумагах и в дело пускаются полученные проценты. Именно таким, кстати, будет финансирование первой в стране бизнес-школы, о создании которой объявили отечественные предприниматели на прошлой неделе. Такая же система может быть взята на вооружение и для расширения инвестиций в экономику.

     На  современном этапе экономического развития избежать инфляции практически невозможно, она стала неотъемлемой чертой рыночной экономики. Задача стоит таким образом, чтобы не допустить высоких темпов инфляции, перерастания ее в гиперинфляцию, способствовать постепенному снижению интенсивности инфляционных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

 
  1. http://www.bre.ru/risk/.html
  2. http://www.cir.ru – Университетская информационная система России
  3. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
  4. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
  5. http://www.izvestia.ru/economic/article3077519
  6. http://www.minfin.ru – Министерство финансов РФ.
  7. http://www.pravda.ru/news/economics/11-01-2006/73399-0
  8. http://www.rg.ru – Российская газета.
  9. Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина.–М.: Финансы и статистика, 2004 г.
  10. Журнал: Риск 2008 г. №2,с 70- 71.
  11. Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2007 г.
  12. Инфляция и воспроизводство// О.Рогова, «Экономист» №1, 2007 г.
  13. Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2007.
  14. Кудрин и Греф сыграют с инфляцией в "Замри!"// Сергей Черешнев "Известия" № 210 (27011) от 18.11.2008
  15. Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учебное пособие. - М. 2007 г
  16. Курс экономической теории: учебник/ Ред.коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 4-е изд., перераб. И доп. – Киров: «АСА», 2008 г. – 752 с.
  17. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики: /Рост.гос.эконом.акад. - Ростов н/Д.,2007. – 318 с.
  18. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М,2007. – XXXIV, 974 с.
  19. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.7. Жа-Ит: - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 255 с.:ил.
  20. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. - М. 2007 г
  21. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002 г.
  22. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2007. – С. 148.
  23. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2006. – С. 163.
  24. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2007
  25. Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 2007 г.
  26. Холланд С. Планирование и смешанная экономика// Вопросы экономики, М. 2008 г
  27. Яремчук Н. В. Экономическое развитие современной России. - М. 2007 г

Информация о работе Анализ антиинфляционной политики российского правительства за 2000-2007 г.г