Анализ антиинфляционной политики российского правительства за 2000-2007 г.г

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение темы Особенности и виды антиинфляционной политики в России как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к видам антиинфляционной политики в России;
2. Выявить основную проблему антиинфляционной политики в России в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения;
4. Провести и обозначить тенденции развития тематики Особенности и виды антиинфляционной политики в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования государственной антиинфляционной политики 6
1.1 Понятия и направления государственного регулирования экономики 6
1.2 Виды антиинфляционной политики 9
1.3 Методы и инструменты антиинфляционной политики 18
Глава 2 Анализ антиинфляционной политики российского правительства за 2000-2007 г.г. 23
2.1 Основные направления антиинфляционной политики 23
2.2 Результаты проводимой антиинфляционной политики и пути ее совершенствования 27
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     «Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям. [21, 14]

     На  основе различных теорий возникли два  основных варианта антиинфляционных стабилизационных программ — ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная — факторов неденежного характера инфляции издержек.

     Ортодоксальная  программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы и поддержании стабильного курса национальной денежной единицы, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер.

     Гетеродоксальная  программа предусматривает более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.

    1. Методы  и инструменты  антиинфляционной политики
 

     В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что  даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения, то есть достижение относительной стабильности цен, рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

     Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.

     Дискуссионность вопросов, связанных с антиинфляционным регулированием экономики, обусловлена главным образом разногласиями во взглядах на причины, порождающие инфляцию. Попытки разрешения теоретических споров о природе инфляции с помощью анализа мировой практики не достигают успехов, так как инфляционный процесс в разных странах и в разные периоды времени имеет выраженную специфику. Это не позволяет механически использовать опыт одной страны для борьбы с инфляцией в другой стране, делать однозначные выводы о возможности и необходимости применения тех или иных методов антиинфляционного регулирования, а также их ожидаемой эффективности.

     Как уже отмечалось, экономисты, придерживающиеся монетаристских воззрений, рассматривают  инфляцию как однофакторный процесс, вызываемый чрезмерной эмиссией денег. Соответственно способы стабилизации денежного обращения, которые они предлагают, сводятся главным образом к решительному ограничению денежной массы путем сокращения бюджетного дефицита и уменьшения объемов денежно-кредитной эмиссии.

     Другие  экономисты признают, что рост денежной массы является необходимым условием инфляционного роста цен, но отвергают чисто денежную трактовку инфляции, рассматривая в качестве ее причин и немонетарные факторы. В связи с этим они считают, что для снижения темпов инфляции необходимо предпринимать меры, направленные на прекращение действия факторов, являющихся непосредственной причиной инфляции. В противном случае после окончания ограничительной денежной политики факторы, не поддающиеся монетаристским методам регулирования, опять приведут к развитию инфляции.

     Основные  методы антиинфляционного регулирования  сформировались в развитых странах  к 60-м годам XX ст. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости, как уже отмечалось, от господствующих теоретических концепций, а также от характера и уровня инфляции, состояния экономики и т.д.

     Государственная макроэкономическая антиинфляционная политика должна иметь адекватные механизмы  реализации на уровне хозяйствующих  субъектов, обеспечивающие ее эффективность. Если институты рыночной конкуренции и экономической ответственности предприятий (вплоть до банкротства) развиты недостаточно, то ужесточение денежно-кредитной политики с целью ограничения совокупного спроса скорее всего не заставит экономических агентов снижать издержки производства и соответственно уменьшать цены на свою продукцию, а приведет к сокращению производства и спаду деловой активности.

     Многофакторность  инфляционного процесса, как правило, обусловливает необходимость применения целого комплекса стабилизационных мер — как монетарных, так и общеэкономических (рис. 9.1).

     Антиинфляционные  меры в сфере экономики. Если развитие инфляции происходит на фоне существования  значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную  возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

     В числе общеэкономических мер  немаловажное значение имеет антимонопольная  политика, направленная на поддержание  конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.

     Антиинфляционное  регулирование в сфере финансов. Антиинфляционные меры в этом случае направлены на сокращение дефицита государственного бюджета (когда он является причиной чрезмерной эмиссии денег) и стимулирование уменьшения совокупного спроса.

     К прямым фискальным методам регулирования  в сфере финансов относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышение налога на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых льгот, сокращение не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т.п. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объем инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения норм ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.

     Антиинфляционные  мероприятия в денежно-кредитной  сфере. Меры денежных властей по снижению инфляции реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы.

     Обычно  денежно-кредитная политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика "дорогих денег").

     Центральный банк может также предпринимать  меры по стимулированию роста объемов  срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это приведет к замедлению скорости оборота денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении. В результате сократится внутренний спрос, возрастут товарно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения — темпы роста объема производства и инфляции замедляются. [25, 10]

     Одной из главных проблем проведения эффективной  антиинфляционной денежно-кредитной политики в настоящее время является определение ее целевых ориентиров. [16, 14]  

     Глава 2 Анализ антиинфляционной политики российского  правительства за 2000-2007 г.г.

     2.1 Основные направления  антиинфляционной  политики

 

     На  путь рыночных преобразований страна вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутрироссийского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и внешние займы и т.д. Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики.

     Российская экономика в период с 2000 по 2007 год характеризовалась динамичным снижением инфляции (Рисунок 1):

     

     Рисунок 1   - Динамика инфляции в 2000-2007 годах 

     За 2007 год инфляция в РФ составила 11,9% (против 9,0% за 2006 год).

     Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные  изменения цен под влиянием отдельных  факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в декабре составил 100,9% (с начала года — 111,0%).

     По  информации Росстата, в декабре в 7 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил более 1,5%. Заметнее всего цены и тарифы выросли в Липецкой области — на 2,0%, где платные услуги стали дороже на 3,6%.

     В Москве индекс потребительских цен  в декабре составил 100,9% (с начала года — 110,2%), в Санкт-Петербурге — 101,2% (с начала года — 113,2%).

     Как отмечают в Росстате, в декабре 2007 года цены на продовольственные товары в среднем выросли на 1,6% (в сравнении с предыдущим месяцем).

     По  сравнению с ноябрем в декабре замедлились темпы роста цен на большинство групп продовольственных товаров.

     Наибольшие  темпы прироста цен отмечались на плодоовощную продукцию — 5,6%, в том числе виноград подорожал на 16,3%, капуста белокочанная свежая — на 12,2%, лимоны — на 8,1%, картофель — на 7,2%.

     Из  наблюдаемых видов молочной продукции  более всего увеличились цены на молоко сгущенное с сахаром, молоко разливное и творог нежирный — на 3,9-4,1%.

     Среди остальных наблюдаемых продуктов  питания на 3,6% дороже стали яйца, на 3,3% — горох, фасоль и маргарин, на 2,3-3,1% — консервы томатные, крупа манная, пшено, сыры плавленые, национальные сыры и брынза, на 2,0-2,1% — макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, торты и майонез.

     Однако  антиинфляционная политика российского  руководства, предпринимаемая в 2007 году была крайне неэффективна, так как борьба с инфляцией только путём сдерживания роста денежной массы, установлением ограничений на экспорт продукции сельского хозяйства привело к стагнации в несырьевых отраслях экономики, что в свою очередь, привело к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг. Всё это обусловило рост инфляции в 2007 году на уровне 11,9 %.

Информация о работе Анализ антиинфляционной политики российского правительства за 2000-2007 г.г