Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Существует множество видов инноваций. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов. Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации .
1. АНТИКРИЗИСНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении
«Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления»1. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
В соответствии с международными
стандартами инновация
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
2. По объекту применения:
3. По масштабам применения:
4. По причинам возникновения:
5. По эффективности:
Девиз инновации – «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, «инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников»2. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях.
Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. «Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей»3.
Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Существует множество видов инноваций. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов. Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации4.
Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:
Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенность процессных преобразований — краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.
Продуктовые инновации - это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения и права на их реализацию - путем покупки изобретения, или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами.
При разработке продуктовых инноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких инноваций, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.
Классификация продуктовых инноваций возможна как по критериям новизны для предприятия и рынка, так и по другим критериям.
По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые инновации:
Данные виды инноваций, как правило, сочетаются, что играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.
Продуктовые инновации имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.
Ресурсные инновации - это реконструкции основных факторов функционирования предприятия:
«Ресурсные инновации непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости»5.
В то же время ресурсные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят иногда весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.
Различные виды инноваций в зависимости от их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций можно ранжировать следующим образом:
Это расположение инноваций остается таким же, если ранжировать их в зависимости от вероятности рисков. В совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие.
Таким образом, ресурсные нововведения в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.
1.2 Антикризисные инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости
Инновации являются необходимым элементом антикризисного управления. Существует широкий спектр инноваций, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют инновации процессные, изменяющие все процессы функционирования организации, инновации продуктовые, определяющие материальный результат управления, и инновации реорганизационные, связанные с перераспределением ресурсов (их иногда называют аллокационными инновациями).
Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.6
Процессные инновации антикризисного управления включают следующие нововведения:
При разработке продуктовых
инноваций в процессах