Аетикризисное инновационное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Существует множество видов инноваций. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов. Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации .

Файлы: 1 файл

КУРСОВА АК.doc

— 156.00 Кб (Скачать)


1. АНТИКРИЗИСНОЕ  ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

1.1 Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении

«Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления»1. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие «инновации»  как экономической категории  ввел в научный оборот австрийский  экономист И. Шумпетер. Он впервые  рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Все разнообразие инноваций  можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

Девиз инновации –  «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, «инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников»2. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях.

Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях инноваций  выделяют следующие виды инновационной деятельности:

  1. инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  2. пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  3. маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  4. приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  5. приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  6. производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Инновация не обязательно  должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических  инноваций могут соперничать  в своем влиянии с такой  идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально  преображает экономику. «Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей»3.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая  обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Существует множество  видов инноваций. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют  продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов. Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации4.

Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:

  1. в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);
  2. в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования);
  3. в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);
  4. технологические -в процессах производства продукта, услуги и др.;
  5. организационные - в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.;

Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенность процессных преобразований — краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

Продуктовые инновации - это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения и права на их реализацию - путем покупки изобретения, или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами.

При разработке продуктовых  инноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких инноваций, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

Классификация продуктовых инноваций возможна как по критериям новизны для предприятия и рынка, так и по другим критериям.

По жизненному циклу  продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые инновации:

  1. с длительным жизненным циклом;
  2. с коротким жизненным циклом;
  3. инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научно-технического задела;
  4. капиталоемкие;
  5. некапиталоемкие;
  6. с коротким сроком окупаемости;
  7. с длительным сроком окупаемости.

Данные виды инноваций, как правило, сочетаются, что играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.

Продуктовые инновации  имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.

Ресурсные инновации - это  реконструкции основных факторов функционирования предприятия:

  1. реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования - управление, организация производства, работа с персоналом и др.;
  2. перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;
  3. перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.

«Ресурсные инновации  непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости»5.

В то же время ресурсные  инновации, как и все другие, требуют  определенных затрат, проходят иногда весьма болезненно в социально-психологическом  отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.

Различные виды инноваций  в зависимости от их окупаемости  и доступности относительно стартовых  инвестиций можно ранжировать следующим  образом:

  1. наиболее доступные и оперативные - процессные новшества;
  2. продуктовые инновации являются среднесрочными и среднекапиталоемкими, а ресурсные - самыми долгосрочными и дорогостоящими.

Это расположение инноваций  остается таким же, если ранжировать  их в зависимости от вероятности рисков. В совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие.

Таким образом, ресурсные нововведения в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.

 

1.2 Антикризисные инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости

Инновации являются необходимым элементом антикризисного управления. Существует широкий спектр инноваций, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют инновации процессные, изменяющие все процессы функционирования организации, инновации продуктовые, определяющие материальный результат управления, и инновации реорганизационные, связанные с перераспределением ресурсов (их иногда называют аллокационными инновациями).

Особая роль этих видов  инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.6

Процессные инновации  антикризисного управления включают следующие нововведения:

  • Нововведения в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр).
  • Нововведения в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические инновации).
  • Нововведения в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.).
  • Технологические нововведения в процессах производства продукта, услуги и др.
  • Организационные нововведения в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и т.д.
  • Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенностями процессных инноваций являются краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.
  • Продуктовые инновации заключаются в выборе и освоении новых видов продуктов и услуг, для чего необходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения и права на их реализацию. Это можно сделать путем покупки изобретения или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, найти новые технические решения.

При разработке продуктовых  инноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость  выбора таких, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его  положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

Информация о работе Аетикризисное инновационное управление