Возрастные особенности роста и развития дыхательной системы. Нарушения и профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 10:35, доклад

Краткое описание

Дыхание - необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой. Дыхание обеспечивает постоянное поступление в организм кислорода, необходимого для осуществления окислительных процессов, являющихся основным источником энергии.
Кислород из внешней среды поступает в легкие. Там, как уже известно, происходит превращение венозной крови в артериальную. Артериальная кровь, текущая по капиллярам большого круга кровообращения, отдает кислород через тканевую жидкость клеткам, которые омываются ею, а углекислый газ, выделяемый клетками, поступает в кровь. Отдача углекислого газа кровью в атмосферный воздух также совершается в легких.

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности роста и развития дыхательной системы. Нарушения и профилактика..docx

— 36.77 Кб (Скачать)

Деятельность дыхательного центра также регулируется гуморально, изменяясь в зависимости от химического состава крови. Причиной изменения деятельности дыхательного центра является концентрация углекислоты в крови. Она является специфическим возбудителем дыхания: повышение концентрации углекислоты в крови приводит к возбуждению дыхательного центра - дыхание становится частым и глубоким. Это продолжается до тех пор, пока не снизится уровень углекислоты в крови до нормального. На понижение концентрации углекислоты в крови дыхательный центр отвечает понижением возбудимости вплоть до полного прекращения своей деятельности на некоторое время. Ведущим физиологическим механизмом, влияющим на дыхательный центр, является рефлекторный, за которым следует гуморальный. Дыхание подчинено коре головного мозга, о чем свидетельствует факт произвольной задержки дыхания или изменение частоты и глубины дыхания, учащение дыхания при эмоциональных состояниях человека. Возбуждение дыхательного центра может вызывать и понижение содержания кислорода в крови. С дыханием связаны также защитные акты как кашель, чихание, они осуществляются рефлекторно. Кашель возникает в ответ на раздражение слизистой оболочки гортани, глотки или бронхов. А чихание - при раздражении слизистой оболочки носа. Газообмен резко увеличивается при физической нагрузке, так как во время работы в мышцах повышается обмен веществ, а значит, потребление кислорода и выделение углекислоты. Особенности регуляции дыхания в детском возрасте. К моменту рождения ребенка его дыхательный центр способен обеспечивать ритмичную смену фаз дыхательного цикла (вдох и выдох), но не так совершенно, как у детей старшего возраста. Это связано с тем, что к моменту рождения функциональное формирование дыхательного центра еще не закончилось. Об этом свидетельствует большая изменчивость частоты, глубины, ритма дыхания у детей раннего возраста. Возбудимость дыхательного центра у новорожденных и грудных детей низкая. Формирование функциональной деятельности дыхательного центра происходит с возрастом. К 11 годам уже хорошо выражена возможность приспособления дыхания к различным условиям жизнедеятельности. Следует отметить, что в период полового созревания происходит временные нарушения регуляции дыхания, и организм подростков отличается меньшей устойчивостью к недостатку кислорода, чем организм взрослого человека.

По мере созревания коры больших полушарий совершенствуется возможность произвольно изменять дыхание - подавлять дыхательные движения или производить максимальную вентиляцию легких. Дети не могут при физических нагрузках значительно изменить глубину дыхания, а учащают дыхание. Дыхание становится еще более частым и поверхностным. Это приводит к более низкой эффективности вентиляции легких, особенно у маленьких детей.

Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений

Гигиенические свойства воздушной среды определяются не только ее химическим составом, но и физическим состоянием: температурой, влажностью, давлением, подвижностью, напряжением электрического поля атмосферы, солнечной радиацией и др. Для нормальной жизнедеятельности человека огромное значение имеет постоянство температуры тела и окружающей среды, что оказывает влияние на равновесие процессов теплообразования и теплоотдачи. Высокая температура окружающего воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение пребывание человека в условиях повышенной относительной влажности. При низких температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Кроме того, потеря тепла организмом зависит от скорости движения воздуха и самого организма (езда на открытой машине, велосипеде и т.д.). Электрическое и магнитное поля атмосферы также влияют на человека. Например, отрицательные электрочастицы воздуха положительно действуют на организм (снимают утомляемость, повышают работоспособность), а положительные ионы, наоборот, угнетают дыхание и т.д. Отрицательные ионы воздуха более подвижны, и их называют легкими, положительные - менее подвижны, поэтому их называют тяжелыми. В чистом воздухе преобладают легкие ионы, а по мере его загрязнения они оседают на пылинках, капельках воды, переходя в тяжелые. Поэтому воздух становится теплым, спертым и душным. В воздухе содержатся примеси разного происхождения: пыль, дым, различные газы. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей, животных и жизнедеятельности растений. Кроме пыли, в воздухе содержатся и микроорганизмы - бактерии, споры, плесневые грибки и др. Их особенно много в закрытых помещениях.

Микроклимат школьных помещений. Микроклиматом называют совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Для школы эту среду составляют ее помещения, для города - его территория и т.д. Гигиенически нормальный воздух в школе - важное условие успеваемости и работоспособности учеников. При длительном пребывании в классе или кабинете 35-40 учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав, физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко возрастают к концу уроков.

Косвенным показателем загрязнения воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа. Предельно допустимая концентрация (ПДК) углекислого газа в школьных помещениях составляет 0,1 %, но уже при меньшей его концентрации (0,08 %) у детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и сосредоточенности.

Наиболее благоприятными условиями в классе являются температура 16-18°C и относительная влажность 30-60 %. При этих нормах дольше всего сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие учащихся. При этом разница температуры воздуха по вертикали и горизонтали класса не должна превышать 2-3°C, а скорость движения воздуха - 0,1-0,2 м/с.

В спортивном зале, рекреационных помещениях, мастерских температура воздуха должна поддерживаться на уровне 14-15°C. Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в классе (так называемый воздушный куб) обычно не превышают 4,5-6 куб. м. Но, чтобы в воздухе класса в течение урока концентрация углекислого газа не превышала 0,1 %, ребенку 10-12 лет требуется около 16 куб. м воздуха. В возрасте 14-16 лет потребность в нем увеличивается до 25-26 куб. м. Эта величина названа объемом вентиляции: чем старше ученик, тем она больше. Для обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха, что достигается вентиляцией (проветриванием) помещения.

Естественная вентиляция. Приток наружного воздуха в помещение ввиду разности температуры и давления через поры и щели в строительном материале или через специально проделанные проемы называют естественной вентиляцией. Для проветривания классных комнат по такому типу используют форточки и фрамуги. Последние имеют преимущество перед форточками, так как наружный воздух через открытую фрамугу поступает сначала вверх, к потолку, где согревается и теплым опускается вниз. При этом находящиеся в помещении люди не переохлаждаются и ощущают приток свежего воздуха. Фрамуги можно оставлять открытыми во время занятий даже зимой.

Площадь открытых форточек или фрамуг не должна быть меньше 1/50 площади пола класса - это так называемый коэффициент проветривания. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются форточки (или окна) и двери класса. Сквозное проветривание позволяет за 5 мин снизить концентрацию СО2 до нормы, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха. Однако при таком проветривании в помещении не должно быть детей. Особое внимание уделяется проветриванию кабинетов, химических, физических и биологических лабораторий, где после проведения опытов могут оставаться ядовитые газы и пары.

Искусственная вентиляция. Это вентиляция приточная, вытяжная и приточно-вытяжная (смешанная) с естественным или механическим побуждением. Такая вентиляция устанавливается чаще всего там, где необходимо удаление отработанного воздуха и газов, образующихся при проведении опытов. Ее называют принудительной вентиляцией, так как воздух выводится наружу с помощью специальных вытяжных каналов, которые имеют несколько отверстий под потолком комнаты. Воздух из помещений направляется на чердак и по трубам выводится наружу, где для усиления тока воздуха в вытяжных каналах устанавливают тепловые побудители движения воздуха - дефлекторы или электрические вентиляторы. Устройство этого вида вентиляции предусматривается во время строительства зданий. Вытяжная вентиляция особенно хорошо должна действовать в уборных, гардеробах, буфете, чтобы воздух и запахи этих помещений не проникали в классы и другие основные и служебные помещения.

· Дыхание является одним из основных процессов функционирования и жизнедеятельности человеческого организма, без дыхания жизнь может продолжаться всего несколько минут.

· Процесс дыхания представляет собой сложную систему обмена газами между организмом и окружающей средой и включает механизмы частичной обработки вдыхаемых газов органами дыхания человека.

· Органы дыхания человека изменяются в течении взросления и жизни человека, а так же под воздействием внешних факторов.

Нарушения деятельности и заболевания органов дыхания. Профилактика.

Дефекты органов речи. В детском возрасте могут возникнуть дефекты голоса и речи, мешающие ребенку в его повседневной жизни, в учебе. Зная причины появления тех или иных дефектов речи, их можно выправить.

Повреждения носа могут возникнуть в результате ушиба, нарушающего его костный скелет, или попадания в нос инородных тел (камешки, бусинки, горошины и пр.). Все это затрудняет дыхание, изменяет звучание голоса вследствие нарушения резонаторной функции носовой полости. О наличии инородных тел в носовой полости можно судить по слизистым выделениям из носа с гнойным запахом. Удаление таких тел может производить только врач.

К наиболее часто встречающимся дефектам речи, затрудняющим ее и голосообразование, относится укороченная уздечка языка. У детей с таким дефектом речь малопонятна. В тяжелых случаях этот дефект устраняется хирургическим путем, а в легких - путем специальных логопедических упражнений.

Заболевания носовой полости. Острый насморк (воспаление слизистой оболочки носовой полости) у детей встречается довольно часто. Причиной его возникновения служат внедрившиеся в слизистую оболочку болезнетворные микробы. Набухшая слизистая оболочка закладывает нос, мешает дышать. Это приводит к изменению тембра голоса. Профилактика заключается в закаливании организма, а лечение - в приеме медикаментов по предписанию врача.

Озена - хроническое заболевание, сопровождающееся атрофией слизистой оболочки носа и других дыхательных путей. Эта болезнь затрагивает и костный скелет носовых раковин. В носовой полости образуется большое количество плотных корок с неприятным запахом. Иногда этот запах бывает настолько сильным, что другие дети отказываются сидеть рядом с больным ребенком. Эта болезнь также сопровождается нарушениями речи.

Полипы - это округлые сероватые или желтовато-розовые образования в носовых ходах, которые удаляются только хирургическим путем. Дыхание детей с полипами в носу затруднено, у них часто возникают головные боли, снижается память. Такие дети хуже учатся.

Заболевания глотки. Ангина - это острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является стрептококк. Ангина сопровождается воспалением нёбных миндалин. Она возникает чаще как результат переохлаждения организма и начинается с общего недомогания, повышения температуры, головной боли, озноба, болей в мышцах и суставах.

Катаральная ангина - наиболее легкая форма, сопровождающаяся небольшим покраснением миндалин и слизистой оболочки зева. При лакунарной ангине в углублениях миндалин образуются гнойные налеты. Фолликулярная ангина характеризуется образованием на миндалинах множества круглых гнойных точек - колоний кокков. После ангины могут быть осложнения (острые воспаления среднего уха, ревматизм, воспаление почек).

Тонзиллит - это воспаление миндалин, возникающее вследствие частых ангин. При тонзиллите ребенок чувствует небольшую боль при глотании, у него появляется неприятный запах изо рта.

Воспалительные процессы в носоглотке могут вызывать разрастание носоглоточных миндалин. Это приводит к образованию аденоидов, которые заполняют почти всю носоглотку и иногда полностью выключают носовое дыхание. Речь становится невнятной, гнусавой. Особенно частое появление аденоидов наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вследствие затрудненного дыхания ребенок не получает полного отдыха ни днем, ни ночью, становится вялым, сонливым. У него ухудшаются память, внимание, и он хуже учится. Аденоиды удаляют хирургическим путем.

Заболевания гортани. К заболеваниям гортани относится ларингит - острое воспаление слизистой оболочки гортани. Ларингит возникает в результате переохлаждения организма, простудных заболеваний, а также перенапряжения голосовых связок, курения. Первыми признаками болезни являются сухость и царапание в горле, возникает сухой кашель, голос хрипит или исчезает (афония). Слизистая оболочка гортани имеет ярко-красный цвет, голосовые связки утолщены и не могут полностью смыкаться. Основным средством лечения ларингита является полный покой гортани, исключение из рациона питания горячих и острых блюд.

Значение свежего воздуха для детского организма. В правильном развитии организма ребенка свежий воздух играет чрезвычайно важную роль. В воздухе жилых и школьных помещений содержание углекислого газа выше, чем на открытом воздухе. Поэтому кровь отдает в легкие меньшее количество этого газа. Накапливаясь во внутренней среде организма, углекислый газ угнетает жизнедеятельность клеток, снижает уровень обмена веществ в них. Кроме того, в жилых и школьных помещениях воздух содержит значительное количество пыли и микробов, среди которых есть возбудители инфекционных заболеваний. Когда дети в течение нескольких часов в сутки находятся на свежем воздухе, особенно в садах, парках, поле, лесу, легочный газообмен у них значительно повышается. Это является важным условием нормального развития детского организма. Вот почему очень важно строить режим детей так, чтобы не менее 2 ч в сутки они отводили на прогулки. Кроме того, уроки физкультуры при малейшей к тому возможности должны проводиться на открытом воздухе. Трудно переоценить значение зимней тренировки школьников на лыжах, спортивных игр на открытом воздухе, а также соревнований и туристских походов и экскурсий в природу, проводимых во внеурочное время. Большое значение имеет также сельскохозяйственный труд детей на школьном учебно-опытном участке.

Информация о работе Возрастные особенности роста и развития дыхательной системы. Нарушения и профилактика