Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:48, реферат
Массаж (от франц. massage, masser – растирать, от араб. mass –касаться, щупать) – лечебный метод, заключающийся в дозированном механическом и рефлекторном воздействии на органы и ткани организма, осуществляемом рукой массажиста или специальным аппаратом. Это совокупность приёмов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками. Так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным.
РАЗДЕЛ I. Массажная технология……………………………………………3
1.1. Основные виды массажа……………………………………………3
1.2. Восстановительный массаж в различных видах спорта………….5
1.3. Тонизирующий массаж…………………………………………….15
1.4. Противопоказания к применению массажа………………………16
РАЗДЕЛ I. Телесно-ориентированная психотерапия………………………..18
2.1. Характерологический анализ Райха………………………………18
2.2. Структурная интеграция (рольфинг)……………………………...21
2.3. Биоэнергетический анализ Лоуэна………………………………..23
2.4. Первичная терапия Янова………………………………………….24
2.5. Метод Александера…………………………………………………26
2.6. Метод Фельденкрайза……………………………………………….27
2.7.Чувственное сознавание……………………………………………..28
2.8. Другие методы……………………………………………………….30
РАЗДЕЛ III. Аутотренинг (аутогенная тренировка)…………………….........31
3.1. Решение задачи дифферинциальной диагностики……………….38
3.2. Экспертная работа………………………………………………….39
Вывод……………………………………………………………………...44
Список использованой литературы………………
3.2. Экспертная работа
Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической и судебно-психиатрической экспертиз. Кроме того, в судебной практикепсихологическое обслед
Методы, применяемые для патопсихологического исследования, можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные.
Нестандартизированные методы направлены на определение конкретных нарушений психической деятельности и составляются индивидуально для каждого больного.
К нестандартизированным методам патопсихологического исследования относятся:
1) метод «формирования искусственных понятий» Л. С. Выготского, который используется для выявления особенностей понятийного мышления при различных психических заболеваниях, прежде всего при шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга;
2) метод «классификации предметов» Гольдштейна, который применяется для анализа различных нарушений процессов отвлечения и обобщения;
3) методы «классификация», «предметные картинки», «исключение предметов», «исключение понятий», «толкование пословиц» и другие методы исследования мышления;
4) метод «корректурных проб» Анфимова-Бурдона и метод «черно-красных цифровых таблиц» Шульте-Гор-бова (для исследования внимания и памяти), а также методы набора слогов и слов, методы Крепелина и Эббингауза применяют для исследования кратковременной памяти;
5) метод «незаконченных предложений»;
6) метод «попарных профилей»;
7) тематический апперцепционный тест (ТАТ) и другие методы для исследования личности.
Основным принципом при использовании не-стандартизированных методов исследования является принцип моделирования определенных ситуаций, в которых проявляются те или иные виды психической деятельности больного. Заключение патопсихолога основывается на оценке конечного результата деятельности больного, а также на анализе особенностей процесса выполнения заданий, что позволяет не только выявить нарушения, но и сопоставить нарушенные и сохранные стороны психической деятельности.
Стандартизированные методы широко применяются в диагностической работе. В данном случае специальным образом подобранные задания предъявляют в одинаковой форме каждому испытуемому. Таким образом, появляется возможность сопоставить способы и уровни выполнения задания испытуемым и другими лицами.
Практически все нестандартизированные методы могут быть стандартизированы. Следует отметить, что для качественного анализа особенностей психической деятельности большинство субтестов, входящих в стандартизированные методы, можно использовать в нестан-дартизированном варианте.
Б. В. Зейгарник считает, что патопсихологический эксперимент направлен:
1) на изучение реальной деятельности человека;
2) на качественный анализ различных форм распада психики;
3) на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и возможности ее восстановления.
Патопсихологическое исследование включает следующие этапы:
1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и постановка задачи патопсихологического исследования.
Лечащий врач должен сообщить патопсихологу основные клинические данные о больном и поставить перед психологом задачи патопсихологического исследования. Психолог конкретизирует для себя задачу исследования, подбирает необходимые методики и устанавливает порядок их предъявления больному. Врач должен объяснить больному цели патопсихологического исследования и тем самым способствовать выработке у него положительной мотивации.
2. Проведение патопсихологического исследования.
В первую очередь психологу нужно установить контакт с больным. От успешности установления контакта между патопсихологом и испытуемым во многом зависит достоверность полученных в ходе патопсихологического исследования результатов. Прежде чем приступать к проведению эксперимента, необходимо убедиться, что контакт к больным установлен и больной понял цель исследования. Инструкция должна быть сформулирована четко и доступно для больного.
Рефрейминг опирается на следующие положения ней-ролингвистического программирования:
1) всякая реакция и поведение человека носят защитный характер и поэтому являются полезными (вредными они считаются лишь в том случае, если используются в несоответствующем контексте);
2) у каждого человека существует определенная модель мира, которую можно изменить;
3) у любого человека присутствуют скрытые ресурсы, при помощи которых возможно изменить субъективную модель мира.
Рефрейминг осуществляется в шесть этапов:
1) определяется симптом;
2) пациенту предлагается произвести своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологическую) и вступить в контакт с той частью, которая отвечает за формирование и проявление симптома, и понять механизм его возникновения;
3) производится отделение симптома от первоначального мотива;
4) обнаружение новой части, которая способна удовлетворить этот мотив другими способами с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями);
5) формирование согласия всего «Я» на новую связь (пятый и шестой этапы).
Американский психолог Эрик Берн создал самостоятельное псиотерапевтическое направление – транс-акционный (трансактный) анализ. Понятие «трансакция» буквально означает «взаимодействие». Таким образом, трансактный анализ подразумевает анализ взаимодействия, т. е. общения людей.
Трансакционный анализ исходит из того, что в основе любых форм неадаптивного поведения человека лежат определенные схемы взаимоотношений и взаимодействия, которые Э. Берн называет играми. В них люди, сами того не сознавая, играют всю свою жизнь.
Трансактный анализ предполагает разделение моделей взаимоотношений, разыгрывание трех основных ролей нашего «Я» – «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эти роли могут меняться у одного и того же человека в зависимости от жизненной ситуации и от того, как он воспринимает образ и поведение того, с кем общается.
Родитель. У каждого человека сохраняется определенный образ своих родителей. И в определенных жизненных ситуациях человек начинает невольно подражать моделям поведения кого-то из родителей, т. е. ведет себя как родитель. Он характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов поведения.
Взрослый. Каждый человек (кто-то чаще, кто-то реже) воспринимает ситуацию и себя вполне объективно и зрело. Состояние такого восприятия реальности и называется в трансактном анализе состоянием «взрослый». Взрослый проявляет себя признаками зрелой психической деятельности.
Ребенок. Каждый человек сохранил в себе восприятие себя как ребенка и в конкретных ситуациях чувствует себя мальчиком или девочкой, т. е. ребенком из своего прошлого независимо от реального возраста. Ребенок проявляет себя инфантильными чертами характера и отношения к реальности.
В трансакционном анализе процесс общения людей делится на условные единицы – трансакции. Трансакции делят на:
1) трансакционные стимулы – все виды обращения к другому человеку;
2) трансакционные реакции – все виды ответов на те или иные обращения.
Основная цель трансактного анализа заключается в том, чтобы дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающими и обучить его нормативному и оптимальному поведению. Практика трансактного анализа показывает, что нередко одно лишь осознание своей игры с помощью разъяснений психотерапевта может привести клиента к решению существующей проблемы или к исцелению.
ВЫВОД
В правилах поведения массажиста необходимо выделить 2 основных аспекта – психологический и технический. К психологическому относится внимательность, терпеливость, тактичность, дружелюбие, спокойствие, уверенность в правильности выполнения плана сеанса массажа с учётом состояния пациента; к техническому – умение делать любой вид массажа, выбирать наиболее эффективные приёмы, соблюдать рациональную последовательность отдельных основных и вспомогательных приёмов массажа, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведённый сеанс или курс массажа. Массажист должен хорошо знать анатомию, физиологическое действие отдельных приёмов массажа, проводить диагностическое пальпаторное обследование, обладать развитым чувством осязания. Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа указывается в каком сочетании с другими процедурами следует применять его разновидности, постоянно осуществляется контроль за реакцией пациента на каждый курс массажа. Такой подход к применению массажа делает этот метод наиболее эффективным как для стимулирования физических возможностей человеческого организма, так и при лечении различных заболеваний и повреждений.
Большинство известных телесно-ориентированны психотехник появились и развивались вне группового направления в психотерапии, однако чаще всего применяется как раз в групповых формах.
В классических подходах телесно-ориентированной психотерапии имеется ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: “энергия”, “мышечная броня”, “почва под ногами” и так далее.
В телесно-ориентированной психотерапии имеются свои психотерапевтические процедуры, влияющих на дыхание и способствующих пониманию телесного состояния и напряженных поз, а также двигательные упражнения, работающие с физическим контактом между участниками группы. Большинство групп телесно-ориентированной психотерапии включают физический контакт в групповое взаимодействие. Двигательные упражнения способствуют возврату участников к примитивному эмоциональному состоянию, к своей первичной природе. Одни упражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости, другие помогают каждому участнику высвобождать эмоции.
На основе упражнений руководитель и члены группы делают выводы о “броне характера” каждого участника, блоках спонтанного течения энергии, и делают анализ, соотнося телесное состояние с психологическими проблемами. В телесно-ориентированных психотехниках считается, что высвобождение негативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям.
Что касается основной целью трансактного анализа он заключается в том, чтобы дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающими и обучить его нормативному и оптимальному поведению. Практика трансактного анализа показывает, что нередко одно лишь осознание своей игры с помощью разъяснений психотерапевта может привести клиента к решению существующей проблемы или к исцелению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Помоги себе сам”, Физкультура и спорт, 2008.
2. Дубровский В.И., Дубровская Н.М. "Практическое пособие по массажу". М., 2005.
3. Саркизов-Серазини И.М. "Спортивный массаж." М., Физкультура и спорт., 2009.
4. Куничев Л.А. "Лечебный массаж." Л., 2006.
5. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике” (под редакцией В. Баскакова). М., 2007. 2-ое издание.
6. К. Рудестам. “Групповая психотерапия”. СПб., 2010.
7. “Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б. Карвасарского). СПб., 2008.
8. А. Лоуэн. “Физическая динамика структуры характера”. М., 2006.
9. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. “Личность и личностный рост”. М, 2004.
10. Также использовались различные ресурсы из сети Интернет, например: http://www.chat.ru/~bodywork (Телесные психотехники. Body work in Russia).