Лекции по "Возрастной анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций

Краткое описание

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Оглавление

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Матка — непарный полый мышечный орган, имеющий грушевидную форму и располагающийся в малом тазу между прямой кишкой и мочевым пузырем. В матке происходит внутриутробное развитие и вынашивание плода.

Матка состоит из верхнего уплощенного отдела, называемого дном матки, среднего отдела — тела матки  и нижнего суженного отдела — шейки матки. Слизистая оболочка покрыта однослойным призматическим реснитчатым эпителием. Мышечная оболочка матки имеет мощную мускулатуру, благодаря сокращению которой во время родов плод изгоняется наружу

Влагалище  представляет собой растяжимую трубку, широкий верхний конец которой охватывает шейку матки, а нижний проходит через мочеполовую диафрагму таза и переходит в половую щель. Мышечная оболочка влагалища образована внутренними циркулярными и наружными продольными гладкими мышечными волокнами.

Слизистая оболочка влагалища выстлана многослойным плоским эпителием и образует множественные поперечные складки.

Большие половые губы представляют собой валикообразные складки кожи, соединенные друг с другом передней спайкой губ и задней спайкой.

Малые половые губы  представляют собой вторую пару кожных складок и располагаются в промежутке между большими половыми губами..

Клитор  располагается в верхнем углу щели и представляет собой небольшое образование с огромным количеством чувствительных нервных окончаний.

Молочная железа, является парным органом, располагающимся на поверхности большой грудной мышцы на уровне III–IV ребер и функционально тесно связанным с органами половой системы. Тело молочной железы  образовано отдельными дольками. На вершине соска открываются выводные млечные протоки желез. Перед устьем млечные протоки расширяются, образуя млечные синусы. В синусах скапливается вырабатываемое железами молоко.

 

Возрастные  особенности женских половых органов.

У новорожденной девочки яичник имеет цилиндрическую форму, а в  период с 8—12 лет форма яичника становится яйцевидной. В подростковом и юношеском возрасте длина яичника увеличивается. У после 40—50 лет масса яичников уменьшается, а 60—70 лет происходит их атрофия.

Поверхность яичников гладкая у  новорожденных и в грудном  возрасте, В подростковом возрасте на их поверхности появляются неровности, бугристости, обусловленные набуханием созревающих фолликулов и наличием желтых тел в ткани яичника. В ткани яичников в грудном возрасте появляются первичные фолликулы. У новорожденных яичники еще расположены вне полости малого таза, над лобковым симфизом и сильно наклонены кпереди. К 3—5 годам яичники приобретают поперечное положение. К периоду первого детства (4—7 годам) яичники опускаются в полость малого таза, где принимают то положение, которое свойственно им у взрослой женщины.

У новорожденной девочки в грудном  возрасте и в период раннего детства (до 3 лет) матка имеет цилиндрическую форму, уплощена в передне-заднем направлении. В период второго детства матка становится округлой, ее дно расширяется. В подростковом возрасте матка становится грушевидной. Эта форма сохраняется и у взрослой женщины. В период с 8—12 лет длины тела и шейки матки почти одинаковы. В подростковом возрасте длина тела матки увеличивается, а в юношеском возрасте достигает 5 см. Масса матки возрастает вначале медленно, а затем быстро.. Максимальную массу  матка имеет в возрасте 30—40 лет, а после 50 лет ее масса уменьшается.

Канал шейки матки у новорожденной  девочки широкий, обычно содержит слизистую  пробку. Слизистая оболочка матки  образует разветвленные складки, которые  к 6—7 годам сглаживаются.  Маточные железы немногочисленные, однако по мере увеличения возраста девочки их количество увеличивается, строение усложняется, а к периоду полового созревания они становятся разветвленными. Мышечная оболочка матки, слабо развитая у новорожденной девочки, утолщается в процессе роста матки, особенно после 5—6 лет.

У новорожденных девочек матка наклонена кпереди. Шейка матки направлена книзу и кзади. Расположена матка высоко, выступает над лобковым симфизом, Связки матки слабые, в связи с чем она легко смещается в стороны. После 7 лет в окружности матки и между листками ее широких связок появляется большое количество соединительной и жировой ткани. По мере увеличения размеров таза и в связи с опусканием расположенных в нем органов матка постепенно смещается вниз и занимает в подростковом возрасте положение, свойственное этому органу у половозрелой женщины.

Маточные трубы у новорожденной  девочки изогнутые и не соприкасаются с яичниками. В период полового созревания (в подростковом возрасте) в связи с ростом матки, ее широких связок и увеличением полости малого таза маточные трубы теряют извилистость, опускаются книзу, приближаются к яичникам. Длина маточной трубы у новорожденной равна примерно 3,5 см, в период полового созревания быстро увеличивается. У пожилых женщин стенки маточной трубы резко истончаются за счет атрофии мышечной оболочки. Складки слизистой оболочки сглаживаются.

Влагалище у новорожденной девочки  короткое (2,5—3,5 см), дугообразно изогнуто, передняя стенка короче задней.Нижний отдел влагалища обращен кпереди. В результате продольная ось влагалища с осью матки образует тупой угол, открытый кпереди. Отверстие влагалища узкое. До 10241

лет влагалище изменяется мало, быстро растет в подростковом возрасте.

У новорожденной лобок выпуклый, большие половые губы рыхлые, как бы отечные. Малые половые губы прикрыты большими половыми губами не полностью. Преддверие влагалища глубокое, особенно в передней его части, где находится наружное отверстие мочеиспускательного канала. Преддверие влагалища в задней трети ограничено большими половыми губами, а в передних отделах — малыми.

Девственная плева плотная. Железы преддверия у новорожденной развиты слабо.

Мочеиспускательный канал  у новорожденной девочки имеет длину 2,3—3 см, относительно широкий, в нижней части изогнут, образует тупой угол, открытый кпереди. Мышечная оболочка канала и сфинктер (наружный) мочеиспускательного канала формируются в детском возрасте (к 12—13 годам).

 

Промежность является дном таза, которое образовано группой поперечно-полосатых мышц и фасциями, прикрывающими отверстие тазового выхода.

В промежности выделяют мочеполовую (переднюю) область, включающую в себя наружные половые органы, мочеиспускательный канал, мышцы мочеполовой диафрагмы, влагалище (у женщин) и заднепроходную область (regio analis), в которой находятся промежностный отдел прямой кишки с задним проходом и наружным сжимателем (сфинктером) заднего прохода, а также мышцы тазовой диафрагмы.

 

 

К мышцам тазового дна относятся:

— мышца, поднимающая задний проход, является основой тазовой  диафрагмы, поднимает тазовое дно, делая его упругим. Мышца тесно соприкасается с наружным сжимателем заднего прохода, а у женщин часть ее пучков участвует в образовании сжимателя влагалища;

— глубокая поперечная мышца  промежности, образующая мочеполовую  диафрагму. Точка начала мышцы располагается  на седалищных буграх, откуда она направляется к срединной линии и объединяется с одноименной мышцей противоположной стороны;

— поверхностная поперечная мышца промежности, непостоянная, располагается  у заднего края мочеполовой диафрагмы, перекрещивается с одноименной  мышцей, частично вплетается в луковично-губчатую мышцу и в мышцу, сжимающую задний проход;

— мышца, сжимающая мочеиспускательный канал, парная, окружает перепончатую часть мочеиспускательного канала, у мужчин срастается с предстательной железой, у женщин — с влагалищем;

- способствуют эрекции, продвижению мочи или спермы. У мужчин эти мышцы покрывают корень полового члена, у женщин они развиты гораздо слабее и оканчиваются на клиторе или вокруг входа во влагалище.

Фасция таза покрывает мышцы тазового дна сверху. Она является непосредственным продолжением внутрибрюшной фасции и состоит из париетальной фасции таза и висцеральной фасции, покрывающей органы малого таза. Снизу промежность покрыта поверхностной фасцией промежности  и нижней фасцией диафрагмы таза.

 

Половые клетки. Сперматогенез и  овогенез

 

Мужские половые  клетки — сперматозоиды, представляют собой своеобразно устроенные подвижные клетки длиной около 70 мкм. Сперматозоид имеет ядро, цитоплазму с ее органеллами и клеточную мембрану. У сперматозоида различают округлую головку и  хвост. Головка содержит ядро, впереди которого расположена структура - акросома. Она имеет набор ферментов, которые способны растворять оболочку яйцеклетки при оплодотворении. При прохождении по семявыносящим путям к

сперматозоидам добавляются  жидкие секреты половых желез  — семенных пузырьков, предстательной и бульбоуретральных желез. В  результате образуется жидкая среда, в  ко-

торой находятся сперматозоиды, — это сперма. Продолжительность  жизни и оплодотворяющая способность  сперматозоидов человека составляет от нескольких часов до двух суток.

Женские половые клетки — яйцеклетки, имеют диаметр до 150 мкм. Яйцеклетка имеет округлую форму, она содержит ядро, цитоплазму, в которой помимо клеточных органелл имеются белково-липидные включения (желток), гликоген, необходимые для питания яйцеклетки.

Яйцеклетка человека имеет две  покрывающие ее оболочки. Кнутри находится цитолемма, которая является цитоплазматической мембраной яйцеклетки. Снаружи от

цитолеммы располагается  слой так называемых фолликулярных клеток, защищающих яйцеклетку и обладающих гормонообразующей функцией, — выделяют эстрогены.

Развитие половых клеток происходит в половых железах:

1. сперматозоидов— в яичках мужчины, 2. яйцеклеток — в яичниках женщины.

Цикл развития сперматозоидов называют сперматогенезом, цикл развития яйцеклетки — овогенезом.

В результате своеобразного клеточного деления — мейоза в сперматозоидах и яйцеклетке наблюдается уменьшение (редукция) количества хромосом от двойного (диплоидного) до гаплоидного (одинарного) их набора. Вместо обычного для всех других клеток человека диплоидного набора в виде 46 хромосом в каждой половой клетке (сперматозоидах, яйцеклетке) имеется по одинарному набору — по 23 хромосомы.

Сперматогенез. Сперматозоиды образуются у человека в течение всего активного периода жизни мужчины. Продолжительность развития и формирования зрелых сперматозоидов из их предшественников — сперматогониев составляет около 70—75 суток. Этот процесс происходит в извитых семенных канальцах яичка. У верхушки, головки сперматозоида образуется уплотненное тельце — акросома (содержит вещества разрушающие оболочку яйцеклетки. В женских половых путях сперматозоиды сохраняют жизнеспособность в течение 1—2 суток. Они движутся в сторону яйцеклетки, что обусловлено хемотаксисом.

Овогенез. Яйцеклетки, в отличие от мужских половых клеток, размножаются, увеличиваются в количестве у зародышей, плодов женского пола, т.е. когда плод находится еще в утробе матери. При этом образуются так называемые примордиальные фолликулы, располагающиеся в глубоких слоях коркового вещества яичника. У девушек в период полового созревания и у половозрелых женщин большинство первичных ооцитов погибает. В течение жизни женщины созревают только 400—500 яйцеклеток.

 

 

23. Психофизиологические  аспекты поведения ребенка.

 

 

 

 

24.Коммуникативное  поведение.

 

Ещё в 30-е годы прошлого века Л.С.Выготский утверждал, что  ребенок является социальным существом с самого момента рождения. В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (С-Петербург) можно найти экспериментально подтвержденные свидетельства того, что «…ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком» Так, теперь известно, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу о том, что ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Нередко приходится слышать  жалобы на сложные отношения ребенка - дошкольника со сверстниками, что  выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д. Родителей  тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом  налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего  она кроется в несформированности его коммуникативной деятельности. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер. Уже в младенчестве у ребенка вырабатывается особое отношение к  людям, складываются эмоциональные и ситуативно-личностные формы общения, что составляет основу  развития личности. Общение младенца «бескорыстно», от взрослого ему нужна нежность, ласка, улыбка, телесный контакт. Уже в это время у ребенка обнаруживается способность к эмоциональному отклику (ответу), что впоследствии преобразуется в способность к сопереживанию. На важность эмоционального благополучия указывал А.В.Запорожец, утверждавший, что истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.

Но уже в конце первого  года жизни ребенку становится недостаточно только ласки. Напротив, если малыша 9-10 мес. начинают крепко прижимать к  себе, тормошить, «обцеловывать», то это  может вызвать бурную реакцию  недовольства. Ему нужен не только ласковый взрослый, но - взрослый с игрушкой в руке. Так появляется первая «корысть», то есть деловые отношения с людьми. Психологи считают, что именно в этот период ребенок знакомится со способами делового сотрудничества.

В период младенчества и раннего  детства коммуникативные потребности  ребенка ещё полностью удовлетворяются  посредством взаимодействия с близкими взрослыми. Содержание общения в  это время не выходит за рамки  предметных интересов ребенка (ведь именно предметная деятельность в раннем детстве становится ведущей). В его коммуникативном поведении на первом месте стоит потребность в общении со взрослым с целью удовлетворить свою потребность в действиях с предметами. 

Информация о работе Лекции по "Возрастной анатомии"