Кровь. Состав, значение, возрастные изменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:02, реферат

Краткое описание

Кровь - это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе организма.
Кровь человека состоит из жидкой части - плазмы и клеток.
Основными клетками крови являются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Ученые подсчитали, что в организме человека около 6-7% крови.
Это значит, что у новорожденного ребенка около 2500-300 мл крови, а у взрослого - около 4-5 литров крови.

Файлы: 1 файл

«Кровь. Состав, значение, возрастные изменения.».docx

— 32.30 Кб (Скачать)

возрастные особенности системы кровообращения. 

    Еще одним важным показателем сердечно-сосудистой системы является артериальное давление. Оно представляет собой переменное давление, под которым кровь находится в кровеносном сосуде. Величина давления определяется работой сердца, количеством крови, поступающим в сосудистую систему, интенсивностью ее оттока на периферию, сопротивлением стенок сосудов, вязкостью крови, эластичностью сосудов. Наиболее высокое давление – в аорте. По мере продвижения крови по сосудам давление ее снижается. Наиболее заметно снижается давление в артериолах и капиллярах.

    Во  время систолы желудочков кровь  с силой выбрасывается в аорту, давление крови при этом наибольшее. Это наивысшее давление называют систолическим. В фазе диастолы (расслабления) сердца артериальное давление понижается и становится диастолическим.

    В плечевой артерии человека систолическое  давление составляет 110-125 мм рт. ст., а диастолическое – 60-85 мм рт. ст. У детей кровяное давление значительно ниже, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносных сосудов, а, следовательно, и ниже давление крови.

    В последующие периоды, особенно в  период полового созревания рост сердца опережает рост кровеносных сосудов. Это отражается на величине кровяного  давления, иногда наблюдается так  называемая юношеская гипертония, когда нагнетательная сила сердца встречает сопротивление со стороны относительно узких кровеносных сосудов, а масса тела в этот период значительно увеличивается. Такое повышение давления, как правило, носит временный характер. Однако юношеская гипертония требует осторожности при дозировании физической нагрузки. После 50 лет максимальное давление обычно повышается до 130-145 мм рт. ст.

    Кровообращение  плода имеет свои особенности, связанные, прежде всего с тем, что до рождения кислород поступает в организм плода через плаценту и так называемую пупочную вену. Пупочная вена разветвляется на два сосуда, один питает печень, другой соединяется с нижней полой веной. В результате в нижней полой вене происходит смешение крови, богатой кислородом, с кровью, прошедшей через печень и содержащей уже продукты обмена. Через нижнюю полую вену смешанная кровь попадает в правое предсердие. Далее кровь проходит в правый желудочек и затем выталкивается в легочную артерию, меньшая часть крови течет в легкие, а большая часть через боталлов проток попадает в аорту. Наличие боталлова протока, соединяющего легочную артерию с аортой, является второй специфической особенностью в кровообращении плода. В результате соединения легочной артерии и аорты оба желудочка сердца нагнетают кровь в большой круг кровообращения. Кровь с продуктами обмена возвращается в материнский организм через пупочные артерии и плаценту.

    Таким образом, циркуляция в организме  плода смешанной крови, его связь  через плаценту с системой кровообращения матери и наличие боталлова протока являются основными особенностями кровообращения плода. У новорожденного ребенка связь с материнским организмом прекращается и его собственная система кровообращения берет на себя все необходимые функции. Боталлов проток теряет свое функциональное значение и вскоре зарастает соединительной тканью.

    Немало  информации несет знание скорости кругооборота крови. Скорость течения крови с  возрастом замедляется, что связано  с увеличением длины сосудов, а в более поздние периоды  со значительным снижением эластичности кровеносных сосудов. Более частые сердечные сокращения у детей  также способствуют большей скорости движения крови. У новорожденного кровь  совершает полный кругооборот, т. е. проходит большой и малый круги  кровообращения, за 12 с, у 3-летних – за 15 с, в 14 лет – за 18,5 с. Время кругооборота крови у взрослых составляет 22 с.

    возрастные особенности регуляции кровообращения. К моменту рождения ребенка в сердечной мышце достаточно хорошо выражены нервные окончания симпатических и парасимпатических нервов. В раннем детском возрасте (до 2-3 лет) преобладают тонические влияния симпатических нервов на сердце, о чем можно судить по частоте сердечных сокращений (у новорожденных до 140 ударов в минуту). Тонус центра блуждающего нерва в этом возрасте низок.

    Первые  признаки влияния блуждающего нерва  на сердечную деятельность обнаруживаются в 3-4-месячном возрасте. В этом возрасте можно вызвать рефлекторное замедление сердечного ритма, надавливая на глазное  яблоко. В первые годы жизни ребенка  формируются и закрепляются тонические влияния блуждающего нерва на сердце. В младшем школьном возрасте роль блуждающего нерва значительно  усиливается, что проявляется в снижении частоты сердечных сокращений. 

    Возрастные  особенности реакции  сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и ее реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. Возрастные особенности этих реакций отчетливо проявляются как при постановке специальных функциональных проб, направленных на выявление состояния сердечно-сосудистой системы, так и в процессе выполнения физических упражнений, общественно полезного, производительного труда.

    На  динамическую физическую нагрузку дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления (ударного объема). Чем младше дети, тем в большей мере, даже наименьшую физическую нагрузку, они реагируют повышением частоты пульса, меньшим увеличением ударного объема, обеспечивая примерно одинаковый прирост минутного объема.

    Дети  и подростки, систематически занимающиеся физической культурой, постоянно выполняющие  общественно полезные работы при  строгом нормировании физических нагрузок, тренируют сердце, повышают его функциональные возможности.

    Минутный  объем сердца тренированные дети и подростки по сравнению со своими нетренированными сверстниками обеспечивают за счет увеличения ударного объема и  в меньшей степени за счет частоты  сердечных сокращений. Проявляется и другая примечательная особенность: время восстановления гемодинамических показателей у тренированных учащихся короче, чем у нетренированных. В ответ на большую нагрузку у тренированных школьников 15 лет количество крови, выбрасываемое за 1 мин, достигает такого объема, которое позволяет обеспечить кислородом работающие органы. При большой нагрузке особенно ярко проявляются различия в реакциях сердечно-сосудистой системы тренированного и нетренированного школьника.

    У юных спортсменов (16-18 лет) после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с или 60 подскоков) частота сердечных  сокращений увеличивается на 60-70%, максимальное артериальное давление повышается на 25-30%, а минимальное снижается  на 20-25%; пульс возвращается к исходной частоте через 1,0-1,5 мин. Такая реакция  расценивается как благоприятная. На аналогичную нагрузку нетренированные подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений на 100%, максимального артериального давления на 30-40% и снижением минимального на 10-15%; пульс возвращается к величинам до нагрузки через 2-3 мин после ее завершения.

    Важная  роль, которую выполняет сердце в  организме, диктует необходимость  применения профилактических мер, способствующих его нормальной функции, укрепляющих  его, предохраняющих от заболеваний, которые  вызывают органические изменения клапанного аппарата и самой сердечной мышцы. Занятия физической культурой и  трудом в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок –  наиважнейшая мера укрепления сердца. 
 

Литература

    1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

    2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

    3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

Информация о работе Кровь. Состав, значение, возрастные изменения