Контрольная работа по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиене»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Система органов человека - сходные по своему строению, развитию и функциям органы, объединенные вместе в единую, согласованно работающую структуру. В организме человека выделяют: покровную, опорно-двигательную, пищеварительную, кровеносную, лимфатическую, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную и нервную системы.

Оглавление

1 Кровь: значение, состав, возрастные особенности и функции крови.. 3
1.1 Сердечно-сосудистая система и ее функции………………….. 3
1.2 Кровь и ее функции……………………………………………... 4
1.3 Состав крови…………………………………………………… 5
1.4 Возрастные особенности крови………………………………… 9
1.5 Болезни крови…………………………………………………… 11
2 Сон, его физиологическое значение для детей дошкольников………. 14
2.1 Сон, значение сна………………………………………………... 14
2.2 Переходные состояния и очаги возбуждения во время сна….. 14
2.3 Гипноз как частичный сон……………………………………… 17
2.4 Гигиеническая организация сна………………………………... 19
3. Сущность и принципы закаливания организма……………………… 23
3.1 Основные принципы закаливания……………………………… 23
3.2 Виды закаливания……………………………………………….. 24
3.3 Принципы и виды закаливания в моем детском саду………… 27
Библиографический список……………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Анатомия.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

     Когда сонливое состояние только начинало развиваться, реакция на тихий треск усиливалась и становилась такой же, как и на громкий треск. Эту фазу Введенский назвал уравнительной, так как эффекты слабого и сильного раздражения уравниваются. За ней появлялась фаза, названная парадоксальной. Она характеризуется тем, что слабый раздражитель вызывает более значительную реакцию, чем сильный. Мало того, на фоне развивающегося торможения сильный раздражитель может оказаться чрезмерным и лишь углубить торможение, и реакция будет наблюдаться только на слабое раздражение. Затем наступала фаза торможения, когда реакция исчезает и на слабые, и на сильные раздражители, и животное засыпает. Те же самые фазы в обратной последовательности наблюдаются во время пробуждения.

     У взрослых людей, а часто и у  детей фазы переходного состояния  протекают очень быстро. Нередко, однако, ту или иную фазу удается  проследить. Так, иногда можно обнаружить, что засыпающий ребенок реагирует только на слабые раздражители. Он не слышит звуков радиопередач или громкого разговора, но реагирует или даже просыпается в ответ на легкое прикосновение или на слова, произносимые шепотом. У маленьких детей переходные состояния часто осложняются явлениями положительной индукции, когда торможение, еще не распространившееся на всю кору, вызывает возбуждение незаторможенных участков. Возникшее возбуждение может иррадиировать по коре, снимая еще слабовыраженное торможение. Это проявляется в том, что, перед тем как заснуть, на некоторое время ребенок приходит в состояние двигательного беспокойства или начинает «беспричинно» капризничать. Такое состояние особенно легко возникает, если перед отходом ко сну ребенок был возбужден или если он ложится позднее обычного.

     Изолированные очаги возбуждения  во время сна. Сон может продолжаться несколько часов подряд. Однако интенсивность коркового торможения не остается постоянной. Раздражения, идущие из внешней и внутренней среды, могут изменять функциональное состояние отдельных пунктов коры, повышая или понижая их возбудимость и нередко приводя их в активное, деятельное состояние. При глубоком торможении коры очаги возбуждения, возникающие в отдельных ее пунктах, быстро затормаживаются и сон не нарушается. При меньшей интенсивности тормозного процесса возникший очаг возбуждения может, иррадиируя по коре, вызвать возбуждение значительной части коры больших полушарий и тем самым привести к прекращению сна.

     В иных случаях возникший очаг приводит к частичному, избирательному распространению  возбуждения, основанному на ранее  выработанных условных связях. Ребенок  может во сне, не просыпаясь, застонать  или заплакать. У некоторых детей  изолированный очаг возбуждения  легко возникает в области  двигательного анализатора. Такие  дети проявляют во сне двигательное беспокойство,часто ворочаются, а иногда совершают и более сложные двигательные акты. Повышенная возбудимость двигательной речевой области проявляется в том, что ребенок начинает говорить во сне.

     Сновидения. Сновидения также представляют собой результат активности многих корковых клеток на общем фоне коркового торможения. Во время сновидения многие пункты коры вступают в сложное взаимодействие, что может привести к некоторому подобию нормальной корковой деятельности. Однако это подобие лишь кажущееся. Деятельность корковых клеток во время сна резко отличается от их деятельности в состоянии бодрствования. Во-первых, многие пункты коры остаются в состоянии стойкого торможения и не участвуют в работе коры. Во-вторых, переход отдельных пунктов коры от состояния торможения к состоянию нормальной возбудимости сопровождается переходными фазами, нарушающими нормальные функциональные отношения между отдельными группами корковых клеток. Все это обусловливает бессвязность, нереальность, фантастичность многих сновидений.

     Постановкой специальных экспериментов удалось  установить, что источником сновидений могут быть различные раздражения, исходящие из внешней или внутренней среды. Нередко источником сновидений могут быть следы дневной активности корковых клеток: отдельные пункты коры как бы сохраняют те функциональные взаимоотношения, которые имели  место во время бодрствования.  

     2.3 Гипноз как частичный  сон 

     Гипноз - это частичный сон, или временное измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержание внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. То есть, гипноз - это состояние суженного сознания, вызванное действием врача и характеризующееся прежде всего повышенной внушаемостью и управляемостью.

     Гипноз  у человека и животных вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон. Гипноз и сон имеют одну природу, торможение коры больших полушарий головного мозга, но если сон - это иррадиированное торможение, разливающееся по коре больших полушарий мозга, как правило, без наличия очагов возбуждения, то гипноз - это медленно наступающий сон, который ограничивается вначале маленьким районом, а потом расширяется и доходит до подкорки, оставляя активными лишь зону раппорта и мозговые центры дыхания, сердцебиения и т.д.

     В гипнозе торможением охвачены только части коры больших полушарий  мозга и этим он отличается от частичного, парциального сна. Установлено, что  гипноз вызывают слабые, длительно  воздействующие раздражители, утомляющие корковые анализаторы через один или несколько органов чувств: зрение, слух, осязание, температурные  рецепторы кожи, в результате возникает  разлитый тормозной процесс в  коре головного мозга. Самым сильным  гипногенным (тормозным) действием  обладают кожно-температурные раздражители. Также установлено, что гипноз может  развиваться как при общем  утомлении мозга, так и от истощения  какого-либо участка коры при сверхдлительном  воздействии сигналов от подконтрольного  раздражителя.

     Гипноз  можно рассматривать как условный сонный рефлекс, при котором деятельность произвольной иннервации выключена. В  гипнозе, как и во сне, замедляется  ритм дыхания, уменьшается частота  сердцебиений, замедляется обмен  веществ, уменьшается безусловная  секреция стопы и др.

     Изучение  биоэлектрической активности мозга показало, что гипноз - это промежуточное состояние между сном и бодрствованием, поэтому углубление гипноза приводит к полному засыпанию и обычному сну.

      

 

     2.4 Гигиеническая организация сна 

     Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20-21 час в сутки. В последующие месяцы потребность в сне несколько снижается и к 3 месяцам не превышает 18 часов. Принятый в настоящее время в детских учреждениях суточный режим предусматривает для детей 3-6 месяцев 17 часов сна, из которых 9'/2 часов приходится на ночной сон, а остальное время - на дневной сон. С возрастом время, отводимое как на ночной, так и на дневной сон, постепенно уменьшается. Частота дневного сна также уменьшается. Начиная с 3-4 лет на бодрствование и сон отводится примерно одинаковое время.

     Подготовка  ко сну. У ребенка легко образуются условные рефлексы на засыпание. Условными раздражителями становятся все те действия и явления, которые непосредственно предшествуют, отходу ко сну (умывание, чистка зубов, мытье ног, подготовка постели и т. д.) Все это вместе взятое вызывает условно-рефлекторное торможение коры, понижение мышечного тонуса и общего обмена веществ. В результате засыпание происходит быстрее и легче. Нарушение обычной обстановки отхода ко сну, наоборот, препятствует засыпанию. Для образования рефлекса укладывать детей надо всегда в одно и то же время. Для создания у маленьких детей положительного отношения к укладыванию движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь - тихой, ласковой. Не следует ребенка укачивать, петь ему песни, т.к., привыкнув, он в дальнейшем без этого не сможет быстро засыпать. Надо устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах, радио и телепередачи. После того как дети заснули, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Детей, пришедших в детский сад впервые и не привыкших еще к дневному сну, укладывают в последнюю очередь, чтобы они видели, как ложатся другие.

     Условия нормального сна. Свежий, прохладный воздух способствует более быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну. Поэтому детям надо спать в хорошо проветренных помещениях. В теплое время года дети спят днем на участке. В учреждениях с дневным пребыванием детей при отсутствии веранды дети спят в групповых комнатах. В круглосуточных учреждениях для каждой группы детей имеются ночные спальни, площадь которых исчисляется из расчета 3 квадратных метра на ребенка. Зимой дети спят на верандах в спальных мешках, а в помещениях - под ватным или байковым одеялом. В весенний, летний и осенний периоды в прохладную погоду они спят под байковым или тканевым одеялом, а в жаркие дни - под одной простыней.

     Персонал  должен наблюдать за детьми во время  сна. Ребенку не следует спать, укрывшись  одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. Нужно, чтобы  на подушке лежала только голова, а  не корпус ребенка. Не надо приучать детей  спать всегда на одном (правом) боку. Длительное пребывание в одном и  том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. Детей, проснувшихся раньше времени, надо постараться вновь  уложить.

     Требования  к оборудованию помещений. В спальнях и на верандах лучше всего иметь кровати с никелированными или хромированными спинками и тугой металлической сеткой. Для детей первых двух лет жизни кровати должны быть с откидными боковыми стенками или решетками, имеющими высоту 50 см. В учреждениях, предназначенных для пребывания детей только днем, можно пользоваться облегченными раскладными кроватями с каркасом из полых металлических труб.  Облегченная мебель для дневного сна в групповых комнатах ускоряет подготовку и уборку помещений, позволяет старшим детям помогать при этом взрослым.

     Кровать не должна стеснять ребенка, мешать ему  принимать любое удобное для  него положение. Поэтому желательно, чтобы ее длина на 20-25 см превышала рост ребенка, а ширина была в два раза больше ширины плеч. При расстановке кроватей в помещении, предназначенном для сна, желательно соблюдать расстояние между ними не менее 1 м; от наружной стены до ближайшего к ней ряда кроватей должно быть 70 см. Наиболее гигиеничны матрацы из волоса или морской травы. Подушки следует изготовлять из пуха или мягкого пера, небольших размеров (30Х30 см). Вполне отвечают гигиеническим требованиям подушки и матрацы из синтетического материала - поролона.

     Около каждой кровати надо ставить стул, на котором ребенок мог бы раздеваться, одеваться и складывать на время  сна свою одежду. Для хранения ночной рубашки или пижамы на спинке кровати  укрепляют «карман», сшитый из легко  стирающегося материала. Дети, с которыми систематически проводится закаливание, могут снимать верхнюю одежду в групповой комнате и идти в спальню в трусах и тапочках; перед укладыванием трусы заменяют ночной рубашкой или пижамой.

     Об  организации сна  в домашних условиях. Родители должны знать, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао; нельзя рассказывать им страшные сказки, играть с ними в возбуждающие, подвижные игры, разрешать им смотреть телевизионные передачи. Очень важно, чтобы и в домашних условиях дети имели свою индивидуальную кровать, т. к. сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для хорошего, спокойного отдыха, способствует легкому заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства.

     Вывод: Сон - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. 

 

     3 Сущность и принципы закаливания организма 

     3.1 Основные принципы закаливания 

     Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению  устойчивости организма к воздействию  неблагоприятных погодно-климатических  условий. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют  состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

     Тренировки  организма - испытанное оздоровительное средство, но для достижения желаемого эффекта необходимо придерживаться определенных принципов закаливания.

Информация о работе Контрольная работа по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиене»