Контрольная работа по "Анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

1. Что изучает анатомия?
Анатомия человека – наука о форме, строении и развитии человеческого организма в соответствии с половыми, возрастными и индивидуальными особенностями.
Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение

Файлы: 1 файл

ВОЗР АНАТОМИЯ 1 лекция.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
  1. Что изучает анатомия?

Анатомия человека – наука о форме, строении и развитии человеческого организма в соответствии с половыми, возрастными и индивидуальными особенностями.

Анатомия   изучает  внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды.

 

  1. Что изучает физиология?

Физиология – (от греч. physis — природа и логос — слово, учение), наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в организме человека. Физиология изучает механизмы различных функций живого организма (рост, размножение, дыхание и др.), их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. Решая принципиально общие задачи, физиологиия животных и человека и физиология растений имеют различия, обусловленные строением и функциями их объектов. Так, для физиологии животных и человека одна из основных задач — изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме. В решении этой проблемы участвовали крупнейшие физиологи (И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Г. Гельмгольц, К. Бернар, Ч. Шеррингтон и др.). Для физиологии растений, выделившейся из ботаники в 19 в., традиционно изучение минерального (корневого) и воздушного (фотосинтез) питания, цветения, плодоношения и др. Она служит теоретической основой растениеводства и агрономии. Основоположники отечественной физиологии растений — А. С. Фаминцын и К. А. Тимирязев. Физиология связана с анатомией, цитологией, эмбриологией, биохимией и др. биологическими науками.

  1. Что изучает гигиена?

Гигиена – (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

Как следствие,  гигиена  имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Факторы среды разнообразны и подразделяются на:

  • Биологические — микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.
  • Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.
  • Химические — химические элементы и их соединения.
  • Факторы деятельности человека - режим дня, тяжесть и напряжённость труда и т.д.
  • Социальные.

В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:

  • Гигиена  окружающей среды — изучающая воздействие природных факторов — атмосферного воздуха, солнечного излучения и т. п.
  • Гигиена  труда — изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.
  • Коммунальная  гигиена  — в рамках которой разрабатываются требования к градостроительству, жилищу, водоснабжению и т. п.
  • Гигиена  питания — изучающая значение и воздействие пищи, разрабатывающая мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания (часто этот раздел путают с диетологией).
  • Гигиена  детей и подростков — изучающая комплексное воздействие факторов на растущий организм.
  • Военная  гигиена  — направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.
  • Личная  гигиена  — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Также некоторые узкие разделы: радиационная  гигиена, промышленная токсикология и др.

Основные задачи гигиены:

  • изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

 

  1. К каким факторам, нарушающим равновесие между окружающей средой и организмом, относятся токсины?

В организме каждого человека находится определённое количество вредных веществ, которые называются токсинами (от греч. toxikon — яд). Они подразделяются на две большие группы.

Экзотоксины — вредные вещества химического  и  природного происхождения, которые попадают в организм из внешней среды с пищей, воздухом или водой. Чаще всего это нитраты, нитриты, тяжёлые металлы  и  множество иных химических соединений, присутствующих почти во всём, что нас окружает. Жизнь в больших промышленных городах, работа на вредном производстве  и  даже приём лекарств, содержащих токсичные вещества, — всё это, в той или иной степени, факторы отравления организма.

Эндотоксины — это вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма. Особенно много их появляется при различных заболеваниях  и  нарушениях обмена веществ, в частности, при плохой работе кишечника, отклонениях функционирования печени, при ангине, фарингите, гриппе, ОРЗ, заболеваниях почек, аллергических состояниях, даже стрессах.

 Токсины  отравляют организм  и  нарушают его слаженную работу  — чаще всего они подрывают  иммунную, гормональную, сердечно-сосудистую  и  обменную систему. Это приводит к осложнению течения различных болезней  и  препятствует выздоровлению.  Токсины  приводят к снижению сопротивляемости организма, ухудшению общего состояния  и  упадку сил.

Одна из теорий старения предполагает, что оно обусловлено накоплением в организме токсинов. Они угнетают работу органов, тканей, клеток, нарушают в них течение биохимических процессов. Это в итоге приводит к ухудшению их функций  и , как следствие, к старению всего организма.

Практически любое заболевание протекает значительно легче  и  проще поддаётся лечению, если  токсины  не накапливаются  и  быстро выводятся из организма.

Природа наделила человека различными системами  и  органами, способными разрушать, нейтрализовать  и  удалять из организма вредные вещества. Это, в частности, системы печени, почек, лёгких, кожи, желудочно-кишечного тракта  и  др. В современных условиях становится всё труднее справиться с агрессивными токсинами,  и  человеку нужна дополнительная надёжная  и  эффективная помощь.

Таким образом, к токсинам отнесены любые повреждающие факторы, независимо от их химической, физической или паразитарной природы.

 

5. К каким факторам  относится радиация?

Радиоактивностью называют неустойчивость ядер некоторых атомов, которая проявляется в их способности к самопроизвольному превращению (по научному — распаду), что сопровождается выходом ионизирующего излучения (радиации). Энергия такого излучения достаточно велика,  поэтому она способна воздействовать на вещество, создавая новые ионы разных знаков. Вызывать радиацию с помощью химических реакций нельзя, это полностью физический процесс.

Различают несколько видов радиации:

  • Альфа-частицы — это относительно тяжелые частицы, заряженные положительно, представляют собой ядра гелия.
  • Бета-частицы — обычные электроны.
  • Гамма-излучение — имеет ту же природу, что и видимый свет, однако гораздо большую проникающую способность.
  • Нейтроны — это электрически нейтральные частицы, возникающие в основном рядом с работающим атомным реактором, доступ туда должен быть ограничен.
  • Рентгеновские лучи — похожи на гамма-излучение, но имеют меньшую энергию. Кстати, Солнце — один из естественных источников таких лучей, но защиту от солнечной радиации обеспечивает атмосфера Земли.

Источники радиации — ядерно-технические установки (ускорители частиц, реакторы, рентгеновское оборудование) и радиоактивные вещества. Они могут существовать значительное время, никак не проявляя себя, и Вы можете даже не подозревать, что находитесь рядом с предметом сильнейшей радиоактивности.

Организм реагирует на саму радиацию, а не на её источник. Радиоактивные вещества могут проникать в организм через кишечник (с пищей и водой), через лёгкие (при дыхании) и даже через кожу при медицинской диагностике радиоизотопами. В этом случае имеет место внутреннее облучение. Кроме того, значительное влияние радиации на организм человека оказывает внешнее облучение, т.е. источник радиации находится вне тела. Наиболее опасно, безусловно, внутреннее облучение.

Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиация передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли и лейкоз, бесплодие, катаракту и многое другое. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

Радиация   относится  к тем  факторам  физиологического воздействия на организм человека, для восприятия которых у него отсутствуют рецепторы. Ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать ее на ощупь или на вкус он просто не в состоянии.

Отсутствие прямых причинно-следственных связей между радиацией и реакцией организма на ее воздействие позволяет постоянно и достаточно успешно эксплуатировать идею опасности влияния малых доз на здоровье человека.

 

6. К каким факторам  относятся вирусы?

Вирусы (образовано от лат. virus — «яд») — мельчайшие микроорганизмы, не имеющие клеточного строения, белоксинтезирующей системы и способные к воспроизведению лишь в клетках высокоорганизованных форм жизни. Для обозначения агента, способного вызывать инфекционную болезнь, оно впервые было применено в 1728 году.

Вирусы не имеют рибосом и цитоплазматических органелл, их воспроизводство обеспечивает клетка-хозяин. Молекула вирусного генома наделена необычайной способностью перестраивать жизнедеятельность клетки таким образом, что она перестает узнавать собственную генетическую информацию и функционирует в соответствии с генетической программой вируса, синтезируя вирусоспецифические молекулы. С этой точки зрения вирусы являются генетическими паразитами клетки. Вирусы содержат нуклеиновую кислоту только одного типа: либо ДНК, либо РНК.

Появление  вирусов  на эволюционном древе жизни неясно: некоторые из них могли образоваться из плазмид, небольших молекул ДНК, способных передаваться от одной клетки к другой, в то время как другие могли произойти от бактерий. В эволюции  вирусы  являются важным средством горизонтального переноса генов, обусловливающего генетическое разнообразие.

Вирусы распространяются многими способами: вирусы растений часто передаются от растения к растению насекомыми, питающимися растительными соками, к примеру, тлями; вирусы животных могут распространяться кровососущими насекомыми, такие организмы известны как переносчики. Вирус гриппа распространяется воздушно-капельным путём при кашле и чихании. Норовирус и ротавирус, обычно вызывающие вирусные гастроэнтериты, передаются фекально-оральным путём при контакте с заражённой пищей или водой. ВИЧ является одним из нескольких вирусов, передающихся половым путём и при переливании заражённой крови. Каждый вирус имеет определённую специфичность к хозяевам, определяющуюся типами клеток, которые он может инфицировать. Круг хозяев может быть узок или, если вирус поражает многие виды, широк

  Вирусы  хотя очень малы, их невозможно увидеть, являются объектом изучения наук:

Для медика  вирусы  – наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок.

Для патолога  вирусы  – этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов.

Для ветеринарного работника  вирусы  – виновники эпизоотий (массовых заболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.

Для агронома  вирусы  – возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений.

Для цветовода  вирусы  –  факторы, вызывающие появление изумительных расцветок тюльпанов.

Для медицинского микробиолога  вирусы  – агенты, вызывающие появление токсических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или  факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.

Для промышленного микробиолога  вирусы  – вредители бактерий, продуцентов, антибиотиков и ферментов.

Для паразитолога  вирусы  – наиболее чистые и наиболее опасные паразиты всего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории до человека.

Для генетика  вирусы  – переносчики генетической информации.

Для дарвиниста вирусы  – важные  факторы  эволюции органического мира.

Для эколога  вирусы  –  факторы, участвующие в формировании сопряженных систем органического мира.

Для биолога  вирусы  – наиболее простые формы жизни, обладающие всеми основными её проявлениями.

Для философа вирусы – ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.

Информация о работе Контрольная работа по "Анатомии"