Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:30, реферат
ннннннннннннн
Содержание
занятий 3-го года обучения.
1. Тема: Введение. Этнография тувинцев. Отбор материалов, зарисовки одежды, бытовых вещей.
Повторение правил
техники безопасности. Знакомство с образовательной
программой и учебным планом второго года
обучения. Организация рабочего места.
2. Тема: Изготовление динамичной фигуры анималистического жанра.
Повторение полученных знаний и навыков за прошлый год обучения.
Практическая часть;
Составить эскиз фигуры. Нанесение рисунка
на выбранный камень. Опиловка, грубая
обработка, шлифовка и полировка работы.
3. Тема: Ознакомление с работами старых мастеров.
Беседа. Знакомство
с работами мастеров прошлого столетия.
4. Тема: Настольный пробор (комбинированный способ).
Способы оформления с различными предметами, декорированием.
Практическая
часть; выполнение эскиза. Изготовление
заготовок, декорирование. Соединение
всех деталей в одно целое произведение.
5. Тема: «Моя Тува». (многофигурная рельефная композиция).
Ознакомление с трудом животноводов Тувы. Что такое рельеф.
Практическая
часть; выполнение эскиза. Исполнение
творческой работы на камне.
6. Тема: «Сказки и мифы». (с использованием изображений мифических животных).
Знакомство с героями сказок и мифов Тувы. Выпускная работа.
Практическая
часть; вылепить объемный эскиз из пластилина.
Исполнение творческой работы на камне.
7. Тема: Воспитывающее обучение.
Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год.
Составление текстов
к этикеткам, их оформление. Презентация,
защита авторами выставленных ими работ.
Методика
преподавания курса
по основным этапам
обучения:
- В возрасте 11-14 лет, 1-м году обучения, дети стремятся все изучить в наглядно-действенном в плане. поэтому важна работа с наглядным материалом.
Дети учатся азам лепки, изучают ее способы и приемы, основу лепки фигур животных и их декорирование. Их учат чувствовать объем, динамику. Постепенно переходит из пластилина к другим материалам, таким как гипс, глина, тополиная кора.
-В период 11-14 лет, на 2-м году обучения, у ребенка меняются интересы, идет развитие личности. Дети с удовольствием выполняют задания для получения конкретных знаний, умений. В этот период для них важен результат, оценка деятельности.
На занятиях 2-го года обучения
усложняются. Изучают виды
Возраст учащихся 3-года обучения - подростковый.
В 13-18лет идет перестройка организма учащихся,
поиск собственного «Я». Освоив методы
и принципы построения анималистистической
скульптуры, овладев техникой резьбы по
камню, на 3-м году обучения дети приступают
к выполнению произведений по собственным
эскизам. Большое внимание педагог уделяет
самостоятельной и индивидуальной работе
учащихся. Поиск композиционного решения
по тематике, пластики, декорирование
требуют развитого образного и творческого
мышления. Основные виды работ:
Методические
рекомендации
Основу программы курса резьбы по камню «Юный камнерез» составляет резьба статичных и композиционных фигур анималистического жанра. Это обращение к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передаче социально-культурного опыта патриотического и нравственного воспитания, через изучение декоративно-прикладных ремесел в частности резьбы по поделочным камням, как агальматолит и серпентинит.
Резьба по камню – самобытное явление, материальной и духовной культуры тувинского народа. Оно служит важнейшим средством связи поколений. Побуждение деятельности по созданию фигурки животного – важная предпосылка творческого развития учащихся.
По типу программа – информационно-когнитивная, основана на изучении технологии резьбы по камню. Содержание включает блоки, предполагающие освоение учащимися ведущих понятий, основ эстетики декоративно-прикладного искусства, а также овладение способами и приемами резьбы по камню. Результат работ зависит еще от того как дети продолжают работу дома.
По структуре она ступенчатая:
В первый год обучения идет процесс знакомства с видами резьбы по камню и основами знаний по декоративно-прикладному искусству, приемами декорирования. Приоритеты отданы изучению технологии резьбы по камню.
В последующие 2 года обучения разрабатываются темы, связанные с художественным краеведением. Ведущий компонент – тематическая сторона работы. Способы резьбы выбираются самим ребенком, соответственно его творческому замыслу. В основе программы – четкое соблюдение режима труда и отдыха, техники безопасности
Для первого года обучения: лепка из пластилина, создание формы животных. при помощи лепки, экскурсии в Краеведческий музей и на различные художественные выставки.
Для
второго года обучения: статичные фигурки
различных животных, декорирование с различными
узорами, рельефная, барельефная резьба.
Для
третьего года обучения: творческий подход
по созданию художественного образа в
авторских композициях, изучение материалов
по истории камнерезного искусства.
Больше
самостоятельности в авторских
работах. Выполнение выпускной работы.
Занятие
по камнерезному искусству – педагогически
организованное общение.
Программа
3-го года обучения продолжает тему композиционных
фигур, но изменяется степень сложности.
Работы увеличиваются в размере, обогащается
пластика, динамика, в эскизах ведется
активный поиск образа героев. Меняется
форма занятий, используются исследовательские
и эвристические методы, дающие возможность
раскрыть тувинский фольклор, через сказания
и сказки, понять душу народа и в творческих
композициях выразить свое отношение
к героям.
В творческом поиске важна поддержка
замыслов
учащихся педагогом.
Сотворчество
воспитанников и педагога создает благоприятные
условия для раскрытия творческих способностей
детей.
Программа 3-года обучения ставит задачей пробуждение интереса учащихся к истории Родного края, развитие чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину. Творческое осмысление новой тематики, раскрытие образов, использование навыков и умений, полученных ранее, дают возможность учащимся создать работы и композиции с собственным видением.
В
этот период очень важна поддержка
педагога, его вера в способности детей,
в их творческий потенциал. Искренности,
радости творчества, вдохновению научить
нельзя – ими, используя слова Льва Толстого,
можно только «заразить».
Время
реализации программы
-3 учебных года.
Продолжительность
учебных занятий:
На
1-м году обучения - 2 раза в неделю
по 2часа
На
2-м году обучения - 2 раза по 2часа
На
3-м году обучения - 2 раза по 2 часа
Количество
учащихся по годам обучения не должен
превышать 10-ти человек в группе.
Рекомендуемая литература
Ванюхичев А.Г.
Сказы о самородках. — Архангельск, 1978.
Василенко В. М.
Русское современное народное искусство
и художественная промышленность. — М.,
1980.
Неверов О. Я- Геммы
античного мира. — М., 1983.
Рыбин А. А., Штиглиц
С. Л. Мягкие камни, их свойства, обработка
и применение. — М., 1959.
Ферсман А. Е. Очерки
по истории камня. — М., 1961. —Т. 1.
Червонная С.М. «Художники Республики Тыва», Москва 1995
Т. Будегечи «Художественное наследие тувинцев», Москва 1995г
С.И. Вайнштейн «История народного искусства Тувы», Москва 1973г