Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:30, реферат
ннннннннннннн
Муниципальное общеобразовательное учреждение
 
средняя общеобразовательная 
школа №2  г. Шагонара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дополнительная образовательная программа
«Чонар-Даш» 
 
 
 
 
 
Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Срок 
реализации:3 года 
 
Разработала учительница дополнительного образования
МОУ 
СОШ №2 г. Шагонара 
Бичел-оол Саида Хемер-ооловна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шагонар 
Содержание 
программы. 
1.Пояснительная 
записка. 
2.Цели программы. 
3.Тематический 
план. 
4.Содержание темы. 
5.Основные формы 
проведения занятий. 
6.Методика преподавания 
по основным этапам обучения. 
7.Рекомендуемая 
литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства в Республике Тыва считается резьба по камню. Чонар-даш - камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера. В Туве режут два вида чонар-даша; агальматолит и серпентинит. Местечко «Сарыг-Хая» в Бай-Тайгинском районе, богато залежами агальматолита. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью. Бывает золотисто- розовым, а порой почти красным. Агальматолит (от греческого «aga1ma», род.п. «agalmatos» - украшение, статуя и lithos - камень). Серпентинит (змеевик)- он черный или зеленовато-черный. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Его залежи есть в близи поселка Ак-Туруг Чаа-Хольского района и в местечке «Ала-Буга», вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Если резьба из агальматолита широко распространена по всей Туве; его вырезают камнерезы-профессионалы, студенты, учащиеся школ, то серпентинитом занимаются немногие резчики по камню. Несмотря на богатые залежи серпентинита в Улуг-Хемском районе, резьба по этому камню не развита. В различных ежегодных выставках Тувы скульптура из серпентинита выставляется очень мало. В чем же различие двух камней? Серпентинит суховатый и чуть тверже, чем агальматолит. Из старых мастеров прошлого века самым выдающимся резчиком по серпентиниту является Монгуш Черзи Холла-Салович. В различных уголках нашей республики работают кружки по камнерезному искусству. Это дает возможность развивать и сохранять традиции камнерезного искусства Тувы.
С 2006-2007 учебного года в школе начали кружок «Чонар-Даш». Разработана программа по данному кружку. Программа предназначена для обучения учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных школ, для развития камнерезного искусства.
Цель занятий: Развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Учебные задачи:
Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
    Развивать 
эмоциональную отзывчивость 
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
   Прививать 
любовь к труду и своему 
отчеству. 
Спецификой данного искусства является применение различных инструментов, приспособлений, в результате работы которых образуется пыль. Поэтому при обучении особое внимание следует обращать на соблюдение всеми детьми правил безопасности труда и личной гигиены.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- характерные особенности камнерезного искусства;
- наименования и свойства камня мягких пород (агальматолит, серпентинит) применяемых для изготовления изделий;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке камня ;
- правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми для камнерезных работ;
- приемы ручной резьбы и способы механической обработки камня мягких пород;
- основы организации камнерезной резьбы;
- основы композиции;
- правила заточки режущего инструмента.
Учащиеся должны уметь:
- планировать, организовывать и контролировать свой труд;
- выполнять художественную резьбу по камню простой формы с применением различных приспособлений;
- подбирать камни по цвету;
      - 
выполнять сверление, раскалывание камня 
мягких пород. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематический 
план 1-го года обучения 
| № | Темы занятий | Общие часы | В том числе | |
| теория | практика | |||
| 1.
   1.1. 1.2.  | 
  Введение 
   Правила техники безопасности. Организация рабочего места.  | 
    4  | 
  1
   1 1  | 
  -
   - 1  | 
| 2.  2.1. 2.2.  | 
  История 
  развития камнерезного 
  искусства.
   Ознакомление камнем. Основные инструменты.  | 
    4  | 
    1 1  | 
  -  1 1  | 
| 3.
   3.1. 3.2. 3.3. 3.4.  | 
  Эскиз. 
   Техника выполнения рисунка. Лепка из пластилина. Технология лепки из глины. Ознакомление с различными эскизными материалами (гипс, глина, тополиная кора)  | 
    16  | 
    - 1 - 1  | 
    2 2 5 5  | 
| 4.
   4.1. 4.2.  | 
  Рельефная 
  резьба по камню.
   Изготовление брелка. Изготовление кулона.  | 
    16  | 
    1 1  | 
    7 7  | 
| 5.
   5.1. 5.2 5.3.  | 
  Объемная 
  резьба.
   Изготовление скульптуры из гипса. Резьба из тополиной коры. Изготовление статичных одиночных фигур из камня.  | 
    24  | 
    1 1 1  | 
    2 2 17  | 
| 6.
   6.1.  6.2.  | 
  Воспитывающее 
  обучение
   Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города ,района,республики). Анализ работ выполненных за год.  | 
    4  | 
    1 1  | 
    1 1  | 
| Итого | 68 | 17 | 51 | |
Содержание 
занятий 1-го года обучения. 
1. Тема: Введение.
      Изучение 
техники безопасности. Знакомство с образовательной 
программой и учебным планом кружка. Организация 
рабочего места. 
2. Тема: история камнерезного искусства.
Общее понятие по камнерезному искусству Тувы. Ознакомление с камнем, с основными инструментами резьбы по камню.
      Практическая 
часть; Техника работы с основными 
инструментами. Знание техники безопасности 
при использовании с режущими инструментами. 
3. Тема: Эскиз.
Особенности эскиза при выполнении творческих работ. Техника выполнения рисунка. Знакомство с эскизными материалами, как пластилин, глина, гипс, кора.
  Практическая 
часть; выполнение эскиза на бумаге, используя 
технику рисунка. Работа в мастерской 
по образцу. Вылепить фигуру, используя 
особенности лепки из пластилина и глины. 
4. Тема: Рельефная резьба по камню.
Особенности рельефной резьбы. Аккуратность в процессе работы.
      Практическая 
часть; составить эскиз рельефа. 
Изготовить простейшую форму кулона, 
брелка. Нанесение рельефа, шлифовка, 
полировка. 
5. Тема: Объемная резьба.
Использование эскизных материалов.
      Практическая 
часть; Изготовление эскиза. Изготовление 
скульптуры из гипса и коры. Переход 
к более твердому материалу. Резьба 
по камню. 
6. Тема: Воспитывающее обучение.
      Подготовка 
к различным выставкам. Анализ работ 
выполненных за год.  Практическая часть; 
Устранение ошибок в работах учащихся. 
 Доработка не оконченных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематический 
план 2-го года обучения 
| № | Темы занятий | Общие часы | В том числе | |
| теория | практика | |||
| 1.
   1.1. 1.2.  | 
  Введение 
   Правила техники безопасности. Организация рабочего места.  | 
    4  | 
  1
   1 1  | 
  -
   - 1  | 
| 2.
   2.1. 2.2.  | 
  Одиночная 
  статическая фигура.
   Эскиз. Резьба по камню.  | 
    14  | 
    1 -  | 
    - 13  | 
| 3.  3.1. 3.2. 3.3.  | 
  Композиционные 
  фигуры домашних животных. 
   Эскиз. Подбор камня. Резьба по камню.  | 
    16  | 
    1 1 -  | 
    - - 14  | 
| 4.
   4.1. 4.2. 4.3.  | 
  Восточный 
  гороскоп.
   Эскиз. Изготовление заготовок из камня. Резьба по камню.  | 
    14  | 
    1 1 -  | 
    - - 12  | 
| 5.
   5.1. 5.2   | 
  Тувинские 
  традиционные шахматы.
   Эскиз. Фигурки.  | 
    16  | 
    1  | 
    - 15  | 
| 6.
   6.1.  6.2.  | 
  Воспитывающее 
  обучение
   Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города ,района,республики). Анализ работ выполненных за год.  | 
    4  | 
    1 1  | 
    1 1  | 
| Итого | 68 | 11 | 57 | |
                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
Содержание занятий 2-го 
года обучения. 
1. Тема: Введение.
Повторение правил 
техники безопасности. Знакомство с образовательной 
программой и учебным планом второго года 
обучения. Организация рабочего места. 
2. Тема: Одиночная, статическая фигура.
Повторение полученных знаний и навыков за прошлый год обучения.
Практическая 
часть; Изготовление статичной фигуры 
на материале. Опиловка, грубая обработка, 
шлифовка и полировка работы. 
3. Тема: Композиционные фигуры домашних животных.
Знакомство с композицией.
 Практическая 
часть; Выполнение композиции по эскизу. 
Поочередность резьбы по камню. 
4. Тема: Восточный гороскоп.
Знакомство с восточным гороскопом. Стилизация гороскопа в восточный манер.
Практическая 
часть; выполнение эскиза. Изготовление 
заготовок. Резьба фигурки восточного 
гороскопа. 
5. Тема: Тувинские традиционные шахматы.
Отличительные особенности тувинских шахмат от европейских.
Практическая часть; 
выполнение эскиза. Изготовление заготовок. 
Резьба фигур. 
6. Тема: Воспитывающее обучение.
Экскурсии в места добычи камня, музеи. Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год.
 Практическая 
часть; Устранение ошибок в работах учащихся. 
Доработка не оконченных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематический 
план 3-го года обучения 
| № | Темы занятий | Общие часы | В том числе | |
| теория | практика | |||
| 1.
   1.1. 1.2.  | 
  Введение 
   Правила техники безопасности. Организация рабочего места.  | 
    4  | 
  1
   1 1  | 
    1  | 
| 2.  2.1. 2.2. 2.3.  | 
  Изготовление 
  динамичной фигуры анималистического 
  жанра.
   Эскиз. Выбор камня и перевод эскиза. Резьба по камню.  | 
    12  | 
    1 -  | 
    - 11  | 
| 3.  | 
  Ознакомление с работами старых мастеров. (просмотр репродукций, беседа) |      2  
  | 
  2  | 
  -  | 
| 4.
   4.1. 4.2. 4.3. 4.4.  | 
  Изготовление 
  настольного прибора.
   Эскиз. Изготовление заготовок из камня. Орнамент, декор на заготовках. Комбинированный способ (соединение всех деталей в одно целое).  | 
    16  | 
    1  | 
    15  | 
| 5.  5.1. 5.2 5.3.  | 
  Тема 
  «Моя Тува». (многофигурная рельефная 
  композиция)
   Эскиз. Определение эскиза на камне. Воплощение задуманной творческой композиции на камне. Резьба.  | 
    16  | 
    1  | 
    15  | 
| 6.  6.1. 6.2. 6.3.  | 
  Тема: 
  «Сказки и мифы» (объемная композиция 
  с использованием  изображений мифических 
  животных).Выпускная 
  работа.
   Эскиз. Выбор камня. Объемная резьба творческой композиции на заданную тему.  | 
    14  | 
    1  | 
       13  | 
| 7.
   7.1.  7.2.  | 
  Воспитывающее 
  обучение
   Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города ,района,республики). Анализ работ выполненных за год.  | 
    4  | 
    1 1  | 
    1 1  | 
| Итого | 68 | 11 | 57 | |