Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:30, реферат
ннннннннннннн
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №2 г. Шагонара.
Дополнительная образовательная программа
«Чонар-Даш»
Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Срок
реализации:3 года
Разработала учительница дополнительного образования
МОУ
СОШ №2 г. Шагонара
Бичел-оол Саида Хемер-ооловна.
Шагонар
Содержание
программы.
1.Пояснительная
записка.
2.Цели программы.
3.Тематический
план.
4.Содержание темы.
5.Основные формы
проведения занятий.
6.Методика преподавания
по основным этапам обучения.
7.Рекомендуемая
литература
Пояснительная записка
Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства в Республике Тыва считается резьба по камню. Чонар-даш - камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера. В Туве режут два вида чонар-даша; агальматолит и серпентинит. Местечко «Сарыг-Хая» в Бай-Тайгинском районе, богато залежами агальматолита. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью. Бывает золотисто- розовым, а порой почти красным. Агальматолит (от греческого «aga1ma», род.п. «agalmatos» - украшение, статуя и lithos - камень). Серпентинит (змеевик)- он черный или зеленовато-черный. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Его залежи есть в близи поселка Ак-Туруг Чаа-Хольского района и в местечке «Ала-Буга», вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Если резьба из агальматолита широко распространена по всей Туве; его вырезают камнерезы-профессионалы, студенты, учащиеся школ, то серпентинитом занимаются немногие резчики по камню. Несмотря на богатые залежи серпентинита в Улуг-Хемском районе, резьба по этому камню не развита. В различных ежегодных выставках Тувы скульптура из серпентинита выставляется очень мало. В чем же различие двух камней? Серпентинит суховатый и чуть тверже, чем агальматолит. Из старых мастеров прошлого века самым выдающимся резчиком по серпентиниту является Монгуш Черзи Холла-Салович. В различных уголках нашей республики работают кружки по камнерезному искусству. Это дает возможность развивать и сохранять традиции камнерезного искусства Тувы.
С 2006-2007 учебного года в школе начали кружок «Чонар-Даш». Разработана программа по данному кружку. Программа предназначена для обучения учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных школ, для развития камнерезного искусства.
Цель занятий: Развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Учебные задачи:
Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
Развивать
эмоциональную отзывчивость
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Прививать
любовь к труду и своему
отчеству.
Спецификой данного искусства является применение различных инструментов, приспособлений, в результате работы которых образуется пыль. Поэтому при обучении особое внимание следует обращать на соблюдение всеми детьми правил безопасности труда и личной гигиены.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- характерные особенности камнерезного искусства;
- наименования и свойства камня мягких пород (агальматолит, серпентинит) применяемых для изготовления изделий;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке камня ;
- правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми для камнерезных работ;
- приемы ручной резьбы и способы механической обработки камня мягких пород;
- основы организации камнерезной резьбы;
- основы композиции;
- правила заточки режущего инструмента.
Учащиеся должны уметь:
- планировать, организовывать и контролировать свой труд;
- выполнять художественную резьбу по камню простой формы с применением различных приспособлений;
- подбирать камни по цвету;
-
выполнять сверление, раскалывание камня
мягких пород.
Тематический
план 1-го года обучения
№ | Темы занятий | Общие часы | В том числе | |
теория | практика | |||
1.
1.1. 1.2. |
Введение
Правила техники безопасности. Организация рабочего места. |
4 |
1
1 1 |
-
- 1 |
2. 2.1. 2.2. |
История
развития камнерезного
искусства.
Ознакомление камнем. Основные инструменты. |
4 |
1 1 |
- 1 1 |
3.
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. |
Эскиз.
Техника выполнения рисунка. Лепка из пластилина. Технология лепки из глины. Ознакомление с различными эскизными материалами (гипс, глина, тополиная кора) |
16 |
- 1 - 1 |
2 2 5 5 |
4.
4.1. 4.2. |
Рельефная
резьба по камню.
Изготовление брелка. Изготовление кулона. |
16 |
1 1 |
7 7 |
5.
5.1. 5.2 5.3. |
Объемная
резьба.
Изготовление скульптуры из гипса. Резьба из тополиной коры. Изготовление статичных одиночных фигур из камня. |
24 |
1 1 1 |
2 2 17 |
6.
6.1. 6.2. |
Воспитывающее
обучение
Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города ,района,республики). Анализ работ выполненных за год. |
4 |
1 1 |
1 1 |
Итого | 68 | 17 | 51 |
Содержание
занятий 1-го года обучения.
1. Тема: Введение.
Изучение
техники безопасности. Знакомство с образовательной
программой и учебным планом кружка. Организация
рабочего места.
2. Тема: история камнерезного искусства.
Общее понятие по камнерезному искусству Тувы. Ознакомление с камнем, с основными инструментами резьбы по камню.
Практическая
часть; Техника работы с основными
инструментами. Знание техники безопасности
при использовании с режущими инструментами.
3. Тема: Эскиз.
Особенности эскиза при выполнении творческих работ. Техника выполнения рисунка. Знакомство с эскизными материалами, как пластилин, глина, гипс, кора.
Практическая
часть; выполнение эскиза на бумаге, используя
технику рисунка. Работа в мастерской
по образцу. Вылепить фигуру, используя
особенности лепки из пластилина и глины.
4. Тема: Рельефная резьба по камню.
Особенности рельефной резьбы. Аккуратность в процессе работы.
Практическая
часть; составить эскиз рельефа.
Изготовить простейшую форму кулона,
брелка. Нанесение рельефа, шлифовка,
полировка.
5. Тема: Объемная резьба.
Использование эскизных материалов.
Практическая
часть; Изготовление эскиза. Изготовление
скульптуры из гипса и коры. Переход
к более твердому материалу. Резьба
по камню.
6. Тема: Воспитывающее обучение.
Подготовка
к различным выставкам. Анализ работ
выполненных за год. Практическая часть;
Устранение ошибок в работах учащихся.
Доработка не оконченных работ.
Тематический
план 2-го года обучения
№ | Темы занятий | Общие часы | В том числе | |
теория | практика | |||
1.
1.1. 1.2. |
Введение
Правила техники безопасности. Организация рабочего места. |
4 |
1
1 1 |
-
- 1 |
2.
2.1. 2.2. |
Одиночная
статическая фигура.
Эскиз. Резьба по камню. |
14 |
1 - |
- 13 |
3. 3.1. 3.2. 3.3. |
Композиционные
фигуры домашних животных.
Эскиз. Подбор камня. Резьба по камню. |
16 |
1 1 - |
- - 14 |
4.
4.1. 4.2. 4.3. |
Восточный
гороскоп.
Эскиз. Изготовление заготовок из камня. Резьба по камню. |
14 |
1 1 - |
- - 12 |
5.
5.1. 5.2 |
Тувинские
традиционные шахматы.
Эскиз. Фигурки. |
16 |
1 |
- 15 |
6.
6.1. 6.2. |
Воспитывающее
обучение
Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города ,района,республики). Анализ работ выполненных за год. |
4 |
1 1 |
1 1 |
Итого | 68 | 11 | 57 |
Содержание занятий 2-го
года обучения.
1. Тема: Введение.
Повторение правил
техники безопасности. Знакомство с образовательной
программой и учебным планом второго года
обучения. Организация рабочего места.
2. Тема: Одиночная, статическая фигура.
Повторение полученных знаний и навыков за прошлый год обучения.
Практическая
часть; Изготовление статичной фигуры
на материале. Опиловка, грубая обработка,
шлифовка и полировка работы.
3. Тема: Композиционные фигуры домашних животных.
Знакомство с композицией.
Практическая
часть; Выполнение композиции по эскизу.
Поочередность резьбы по камню.
4. Тема: Восточный гороскоп.
Знакомство с восточным гороскопом. Стилизация гороскопа в восточный манер.
Практическая
часть; выполнение эскиза. Изготовление
заготовок. Резьба фигурки восточного
гороскопа.
5. Тема: Тувинские традиционные шахматы.
Отличительные особенности тувинских шахмат от европейских.
Практическая часть;
выполнение эскиза. Изготовление заготовок.
Резьба фигур.
6. Тема: Воспитывающее обучение.
Экскурсии в места добычи камня, музеи. Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год.
Практическая
часть; Устранение ошибок в работах учащихся.
Доработка не оконченных работ.
Тематический
план 3-го года обучения
№ | Темы занятий | Общие часы | В том числе | |
теория | практика | |||
1.
1.1. 1.2. |
Введение
Правила техники безопасности. Организация рабочего места. |
4 |
1
1 1 |
1 |
2. 2.1. 2.2. 2.3. |
Изготовление
динамичной фигуры анималистического
жанра.
Эскиз. Выбор камня и перевод эскиза. Резьба по камню. |
12 |
1 - |
- 11 |
3. |
Ознакомление с работами старых мастеров. (просмотр репродукций, беседа) | 2
|
2 |
- |
4.
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. |
Изготовление
настольного прибора.
Эскиз. Изготовление заготовок из камня. Орнамент, декор на заготовках. Комбинированный способ (соединение всех деталей в одно целое). |
16 |
1 |
15 |
5. 5.1. 5.2 5.3. |
Тема
«Моя Тува». (многофигурная рельефная
композиция)
Эскиз. Определение эскиза на камне. Воплощение задуманной творческой композиции на камне. Резьба. |
16 |
1 |
15 |
6. 6.1. 6.2. 6.3. |
Тема:
«Сказки и мифы» (объемная композиция
с использованием изображений мифических
животных).Выпускная
работа.
Эскиз. Выбор камня. Объемная резьба творческой композиции на заданную тему. |
14 |
1 |
13 |
7.
7.1. 7.2. |
Воспитывающее
обучение
Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города ,района,республики). Анализ работ выполненных за год. |
4 |
1 1 |
1 1 |
Итого | 68 | 11 | 57 |