Анатомия, физиология и патология органов дыхания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:33, реферат

Краткое описание

Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение двуокиси углерода. - В условиях покоя в организме за 1 минуту потребляется в среднем 250 - 300 мл О2 и выделяется 200 - 250 мл СО2. У человека газообмен состоит из четырех этапов:
· обмен газов между воздушной средой и лёгкими,
· газов между лёгкими и кровью,
· транспортировка газов кровью,
· газообмен в тканях.

Оглавление

1.Введение стр. 2-4
2.Строение и функции органов дыхания стр. 5-10
3.Физиология речевого дыхания стр. 11-17
4.Патология органов дыхания стр. 18-21
Патология дыхательного отдела
речевого аппарата.
5.Заключение стр. 22
6.Список используемой литературы стр. 23

Файлы: 1 файл

реферат органы дыхания.doc

— 847.50 Кб (Скачать)

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Рисунок 4. Регуляция дыхания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Патология дыхательной системы

 Большинство болезней бронхов и легких являются следствием инфекционного процесса, связаны с развитием воспаления в органах дыхания и характеризуются появлением таких симптомов, как интоксикация, кашель, появление мокроты, возникновение одышки, а иногда нарушение дыхания. Каждый из этих признаков, их характер и степень выраженности имеют важное значение в постановке верного диагноза, а следовательно, и в правильности выбранной тактики лечения. 
Интоксикация — это комплекс сложных биологических реакций в ответ на поражение инфекцией организма ребенка. Проявления интоксикации могут быть выражены незначительно, и требуется очень внимательное отношение к ребенку, чтобы выявить признаки начинающегося заболевания. При тяжелых заболеваниях симптоматика интоксикации резко выражена и обращает на себя внимание.

Кашель — обязательный симптом почти всех заболеваний органов дыхания в детском возрасте. Кашель — это специфический звук, который мы слышим, когда резкий толчок воздуха из легких поступает сквозь сомкнутую голосовую щель.

Кашель возникает вследствие сокращения специальной дыхательной  мускулатуры грудной клетки, живота, диафрагмы в ответ на раздражение кашлевых рецепторов, расположенных в горле, трахее, бронхах. Иногда причиной кашля может быть раздражение кашлевого центра в головном мозгу.

Кашель — это защитная реакция организма. Часто он приносит пользу, так как с ним из дыхательных путей удаляются гнойная слизь, образующаяся при воспалении, различные инородные частицы, которые попадают в бронхи из атмосферы в процессе дыхания, и даже крупные микроорганизмы. Однако если кашель длительный, мучительный, приступообразный, нарушает сон и бодрствование ребенка, не приносит облегчения, он не защищает дыхательные пути, а, наоборот, поддерживает воспалительный процесс в бронхах.

Иногда кашель может  быть не связан с заболеванием органов  дыхания, а служит проявлением болезней других органов: сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, пищевода и др. Кашель может сопутствовать более чем ста различным заболеваниям.

Одышка — это особый признак, который возникает при заболеваниях, протекающих с поражением легочной паренхимы или мелких бронхов. Одышка наиболее характерна для такого часто встречающегося в детском возрасте заболевания, как пневмония, и является следствием нарушения газообмена, когда больной орган — легкие — не в состоянии обеспечить организм достаточным количеством кислорода.

Проявляется одышка, как  правило, увеличением числа дыхательных  движений грудной клетки, то есть ребенок  начинает часто дышать. Для того чтобы определить, есть одышка или  ее нет, необходимо посчитать число дыханий за 1 минуту и сравнить полученный результат с возрастной нормой числа дыханий ребенка.

Подсчет дыхательных  движений грудной клетки лучше проводить, когда ребенок спит, так как  при бодрствовании число дыханий  всегда несколько больше.

Ребенок может быть инфицирован  внутриутробно при наличии у  матери заболеваний мочеполовой  сферы, определенную роль играет гипоксия или асфиксия, патология дыхательной системы ребенка (ателектазы легких и другие аномалии развития, заболевания других органов и систем.

При инфицировании внутриутробно  расстройства дыхания выявляются уже  в первые минуты жизни. Как правило, имеется асфиксия. Даже если первый вдох появляется в срок, то сразу же отмечают одышку, шумное дыхание, повышение температуры в течение первых 2-3 дней, нарастание явлений дыхательной недостаточности (бледность с сероватым оттенком, синюшность), вялость, срыгивания, мышечную слабость, снижение рефлексов, сердечную слабость, увеличение печени и селезенки, потерю массы тела. Наряду с этим выявляются признаки, характерные для конкретной инфекции. В случае инфицирования после родов заболевание начинается остро, с явлений насморка, подъема температуры тела с дальнейшим развитием дыхательных расстройств. Хрипы, в отличие от предыдущих форм болезни, выслушиваются не всегда. В первые дни болезни дети беспокойны, возбуждены, срыгивают, прибавляют в весе, в дальнейшем они становятся бледными, вялыми, нарастает одышка, синюшность, учащение сердцебиения, приглушение тонов сердца. Симптомы и течение в зависимости от возбудителя. При пневмониях, вызванных респираторно-синцшпиальной инфекцией (вид вируса), часто встречается затруднение дыхания; при аденовирусной инфекции - конъюнктивит, насморк, влажный кашель, обильные хрипы; при гриппе - поражается нервная система. Прогноз зависит от тяжести состояния, наличия сопутствующих заболеваний. При адекватном лечении и отсутствии другой патологии в течение 2-3 недель наступает улучшение состояния: уменьшаются признаки дыхательной недостаточности, восстанавливается аппетит, нормализуется нервная система, но в некоторых случаях пневмония принимает затяжной характер. Наиболее часты такие осложнения, как отит, ателектазы легких, развитие абсцессов (гнойных очагов), чаще в легких; скопление гноя и воздуха в грудной клетке (пиопневмоторакс), расширение бронхов с застоем в них мокроты и возникновением воспалительных процессов (бронхоэктазии). Включает тщательный уход за ребенком. Нельзя допускать его переохлаждения и перегревания; следить за гигиеной кожи, часто менять положение тела, кормить только из рожка или через зонд. Прикладывать к груди разрешают только при удовлетворительном состоянии, т.е. при исчезновении дыхательной недостаточности, интоксикации.

Дети, переболевшие пневмонией, склонны к повторным заболеваниям, поэтому после выписки следует  проводить неоднократные курсы  витаминотерапии, принимать биорегуляторы (экстракт элеутерококка, алоэ и др.) в течение 3-4 месяцев. Под диспансерным наблюдением ребенок находится в течение 1 года.

 

Придаточные пазухи носа

Придаточные пазухи носа — это ограниченные воздушные  пространства лицевого черепа, дополнительные резервуары воздуха. У маленьких детей они недостаточно сформированы, поэтому такие заболевания, как гайморит, синусит, у малышей в возрасте до 1 года встречаются крайне редко. Вместе с тем воспалительные заболевания придаточных пазух нередко беспокоят детей в более старшем возрасте.

Заподозрить, что у  ребенка воспаление придаточных  пазух носа, бывает достаточно сложно, однако следует обратить внимание на такие симптомы, как головная боль, утомляемость, заложенность носа, ухудшение  успеваемости в школе. Подтвердить  диагноз может только специалист, при этом нередко врач назначает рентгенологическое исследование.

У некоторых детей  дыхание от самого рождения может  быть шумным, сопровождается храпением  и сопением, но не во сне, как это  иногда бывает у взрослых, а во время  бодрствования. В случае беспокойства и плача эти нехарактерные для ребенка шумовые явления могут усиливаться. Это так называемый врожденный стридор дыхательных путей, причиной его есть врожденная слабость хрящей носа, гортани и надгортанника.  
 
Хотя из носа и нет никаких выделений, сначала родителям кажется, что в ребенка насморк, тем не менее примененное лечение не дает желательного результата - дыхание малыша одинаково сопровождается разнообразными звуками. Обратите внимание, как ребенок дышит во сне: если - спокойно, а перед тем как заплакать, снова начинает «похрюкивать», судя по всему, это - то, о чем мы говорим. Обычно к двум годам, в меру укрепления хрящевой ткани, стридорозное дыхание само по себе исчезает, но до этого времени в случае острых респираторных заболеваний дыхания ребенка, который имеет такие особенности строения верхних дыхательных путей, может значительно ухудшаться.

Ребенок, страдающий стридором, должен наблюдаться педиатром, консультироваться  ЛОР-врачом и невропатологом. Каждый родитель должен знать, что в случае возникновения признаков затрудненного дыхания у ребенка любого возраста, особенно у маленьких детей, необходима срочная консультация врача. Доктор определит причину расстройства дыхания и назначит правильное лечение.

Воспаление слизистой  оболочки трахеи носит название трахеит. Это заболевание очень часто встречается у детей. Диагностировать трахеит можно по характерному очень грубому, низкого тембра кашлю. Обычно родители говорят, что ребенок кашляет, «как в трубу» или «как в бочку».

      Патология дыхательного отдела речевого аппарата

Патология дыхательного отдела речевого аппарата в основном связана с врождёнными и приобретенными изменениями воздухопроводящих  путей, особенно в тех отделах, которые  связаны с речевой функцией (гортань, органы надставной трубы). Однако нельзя не отметить «дыхательный» след в патологии звуковоспроизведения у лиц с выраженными степенями дыхательной недостаточности, в силу самых различных причин (астматический статус, ранения лёгких и пр.), когда возможности звукоартикуляции сохранены в полном объёме.

Врождённые аномалии верхних дыхательных путей встречаются  сравнительно редко и могут проявляться  частичной или полной атрезией (заращением) носовых ходов или хоан (отверстий, соединяющих полость носа с полостью глотки), что затрудняет прохождение воздуха в полость носа. К аномалиям, затрудняющим носовое дыхание, могут быть отнесены: искривление носовой перегородки, последствия травматического повреждения носовых костей, инородные тела (обычно, у детей, и часто длительно не диагносцируемые), острый ринит (насморк), сопровождаемый закладыванием носа, хронический ринит, имеющий частым исходом атрофические или гипертрофические изменения слизистой носа и лимфоидной ткани (гипертрофия аденоидов, нёбных миндалин), фиброма (полипы) носа, паралич мягкого нёба и др. Однако эти аномалии и формы патологии не могут повлиять на функцию голосообразования, поскольку речевое дыхание осуществляется через рот, но могут нарушать резонаторную функцию носа (гнусавость, невнятность речи, нарушение тембра голоса и пр.).

 

 

 

 

 

                            Заключение

Каждый человек должен активно добиваться, чтобы его  дыхание было правильным. Для этого  необходимо следить за состоянием дыхательных  путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания - это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых  связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список литературы

1. Кабанов А. Н. и  Чабовская А. П. - «Анатомия, физиология  и гигиена детей дошкольного  возраста» 

2. Сапин М.Р. и Брыксина  З.Г. - «Анатомия и физиология детей  и подростков» 

3. Покровский В.И. - «Медицинская энциклопедия».

4. Малая медицинская  энциклопедия «Дыхательная система»

 

5.Самусов Р.П. «Атлас  анатомии человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Анатомия, физиология и патология органов дыхания