Анатомия, физиология и патология органов дыхания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:33, реферат

Краткое описание

Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение двуокиси углерода. - В условиях покоя в организме за 1 минуту потребляется в среднем 250 - 300 мл О2 и выделяется 200 - 250 мл СО2. У человека газообмен состоит из четырех этапов:
· обмен газов между воздушной средой и лёгкими,
· газов между лёгкими и кровью,
· транспортировка газов кровью,
· газообмен в тканях.

Оглавление

1.Введение стр. 2-4
2.Строение и функции органов дыхания стр. 5-10
3.Физиология речевого дыхания стр. 11-17
4.Патология органов дыхания стр. 18-21
Патология дыхательного отдела
речевого аппарата.
5.Заключение стр. 22
6.Список используемой литературы стр. 23

Файлы: 1 файл

реферат органы дыхания.doc

— 847.50 Кб (Скачать)

            

 

Министерство Образования  Российской Федерации

Московский    Государственный Гуманитарный Университет

им. М.А.Шолохова

 

 

 

                                                   РЕФЕРАТ

                                    НА ТЕМУ

 

          АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И

      ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                            Москва 2011год      

                    

 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ:    

 

1.Введение                                                           стр. 2-4

2.Строение и функции органов дыхания          стр. 5-10

3.Физиология речевого дыхания                        стр. 11-17

4.Патология органов  дыхания                          стр. 18-21

   Патология дыхательного отдела

    речевого аппарата.

5.Заключение                                                      стр. 22

6.Список используемой  литературы                стр. 23                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     ВВЕДЕНИЕ

 

     Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение двуокиси углерода. - В условиях покоя в организме за 1 минуту потребляется в среднем 250 - 300 мл О2 и выделяется 200 - 250 мл СО2. У человека газообмен состоит из четырех этапов:

·  обмен газов между воздушной средой и лёгкими,

·  газов между лёгкими и кровью,

·  транспортировка газов кровью,

·  газообмен в тканях.

  Система органов дыхания  выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения, между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей. Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

  При физической работе большой мощности потребность в кислороде существенно возрастает и максимальное потребление кислорода (МПК) достигает у высокотренированных людей около 6 - 7 л/мин. Человек может некоторое время обходиться без воды и еды, но без воздуха жизнь невозможна. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Если поступление воздуха затруднено, то органы дыхания человека и сердце начинают работать в усиленном режиме, что бы обеспечить необходимое количество кислорода для дыхания. Система органов дыхания и дыхательной системы у человека способна адаптироваться к условиям окружающей среды.

    Кислород находится в окружающем нас воздухе. 
Он может проникнуть сквозь кожу, но лишь в небольших количествах, совершенно недостаточных для поддержания жизни. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа обеспечивает дыхательная система. Транспорт газов и других необходимых организму веществ осуществляется с помощью кровеносной системы.      Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ.

Учеными был установлен интересный факт. Воздух, который поступает в органы дыхания человека, условно образует два потока, один из которых проходит в левую часть носа и проникает в левое легкое, второй поток проникает в правую часть носа и подает в правое легкое.

Также исследования показали, что в артерии мозга человека происходит также разделение на два потока получаемого воздуха. Процесс дыхания должен быть правильным, что немаловажно для нормальной жизнедеятельности. Поэтому необходимо знать о строении дыхательной системы человека и органов дыхания.

Органы дыхания детей  отличаются от органов дыхания взрослого  человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы  необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и  лечебных мероприятий у ребенка. 

 У новорожденного  дыхательные пути узкие,подвижность  грудной клетки ограничена из  за слабости грудной мускулатуры.Дыхание  частое - 40-50 раз в минуту,ритм  его неустойчивый.С возрастом  частота дыхательных движений  уменьшается и составляет в  возрасте одного года 30-35 раз,в 3 года -25-30,а в 4-7 лет-22-26 раз в минуту.Глубина дыхания и легочная вентиляция увеличиваются в 2-2,5 раза.

 

 

 

Рис 1.Органы дыхания человека

 

 

 

 

 

 

 

                     

    

 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

   Органы дыхания человека созданы природой для решения многих задач, основной из которых является обеспечение человека кислородом из атмосферы и выделение в нее из организма углекислого газа - конечного продукта обмена веществ. Данный процесс называется внешним дыханием. Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются альвеолярными ходами и дыхательными мешочками-альвеолами, в которых осуществляется газообмен.

Органы дыхания — это несколько  органов, объединенных в единую бронхолегочную систему.

Органы, которые подводят воздух к альвеолам лёгких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути:

·  носовая полость,

·  ротовая полость,

·  носоглотка,

·  глотка.

Нижние дыхательные  пути:

·  гортань,

·  трахея,

·  бронхи.

 

 

     Носовая полость, образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа. Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов. Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.

      В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха ведет к рефлекторной задержке дыхания. Таким образом, верхние дыхательные пути выполняют важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому человек может дышать и носом и ртом. При дыхании носом воздух в носовой полости прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. Но через рот дышать легче, и потому уставшие люди инстинктивно дышат через рот.

Особенности носа у детей

Нос у детей имеет  ряд особенностей.

• Полость носа относительно мала. Чем меньше ребенок, тем меньше полость носа. 
• Носовые ходы очень узкие. 
• Слизистая оболочка носа рыхлая, хорошо кровоснабжается сосудами, поэтому любое раздражение или воспаление приводит к быстрому возникновению отека и резкому уменьшению просвета носовых ходов вплоть до их полной непроходимости. 
• Носовая слизь, которую постоянно продуцируют слизистые железы носа ребенка, достаточно густая. Слизь часто застаивается в носовых ходах, подсыхает и приводит к образованию корочек, которые, перекрывая носовые ходы, также способствуют нарушению носового дыхания. При этом ребенок начинает «сопеть» носом или дышать ртом.

К чему может привести нарушение носового дыхания?

Нарушение дыхания через  нос может быть причиной одышки и  других дыхательных расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, бросает грудь, остается голодным, а если носовое дыхание отсутствует длительно, ребенок может даже хуже прибавлять в весе.

Выраженное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии — нарушению снабжения кислородом органов и тканей. Дети, плохо дышащие носом, хуже развиваются, отстают от сверстников в усвоении школьной программы.

Отсутствие носового дыхания может  даже привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. При этом ребенок становится беспокойным, может жаловаться на головную боль. У некоторых детей отмечается нарушение сна. 
Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют.

И, наконец, расстройство носового дыхания  ведет к нарушению мироощущения. У детей, которые не дышат носом, снижено качество жизни.

Что обеспечивает ребенку нормальное дыхание через нос?

Нормальное носовое дыхание  крайне важно для детей любого возраста. Оно является заслоном для  попадания инфекции в дыхательные  пути, а следовательно, для возникновения  бронхолегочных заболеваний. Хорошо прогретый чистый воздух — гарантия защиты от простуд.

 Кроме того, ощущение запахов  развивает у ребенка представление  о внешней среде, носит защитный  характер, формирует отношение к  пище, аппетит.

Носовое дыхание является физиологически правильным дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал носом. Дыхание через рот при отсутствии или резком затруднении носового дыхания всегда является признаком заболевания носа и требует специального лечения.

Ротовая полость — это второй путь поступления воздуха в дыхательную систему человека. Полость рта имеет два отдела: задний и передний. Передний отдел также называют преддверием рта.

 

  Глотка представляет собой трубку, которая берет начало в полости носа. В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Глотку можно назвать звеном соединения носовой полости и полости рта, а также глотка соединяет гортань и пищевод. Находится глотка между основанием черепа и 5-7 позвонками шеи.

Глотка у  детей относительно большая и широкая. В ней сосредоточено большое количество лимфоидной ткани. Наиболее крупные лимфоидные образования носят название миндалин. 
 
Миндалины и лимфоидная ткань играют защитную роль в организме, образуя лимфоидное кольцо Вальдейера—Пирогова (нёбные, трубные, глоточная, язычная миндалины). Глоточное лимфоидное кольцо защищает организм от бактерий, вирусов и выполняют другие важные функции.

У маленьких детей миндалины  развиты слабо, поэтому такое  заболевание, как ангина, у них  встречается редко, а вот простудные болезни, наоборот, чрезвычайно часты. Это связано с относительной незащищенностью глотки. Миндалины достигают максимума своего развития к 4—5 годам, и в этом возрасте дети начинают меньше страдать от простуд.

В носоглотку открываются такие  важные образования, как евстахиевы трубы, соединяющие среднее ухо (барабанную полость) с глоткой. У детей устья этих труб короткие, что часто является причиной воспаления среднего уха, или отита, при развитии носоглоточной инфекции. Инфицирование уха происходит в процессе глотания, чихания или просто от насморка. 
Длительное течение отитов связано именно с воспалением евстахиевых труб. Профилактикой возникновения воспаления среднего уха у детей является тщательное лечение любой инфекции носа и глотки.

   Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами.

   Гортань – орган голосообразования. Вход в трахею начинается через гортань. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. В гортани находится голосовой аппарат. Гортань находится в районе 4-6 позвонков шеи и при помощи связок присоединена к подъязычной кости. Начало гортани в области глотки, а конец — раздвоение на две трахеи. Щитовидный, перстневидный и надгортанные хрящи составляют гортань. Это большие непарные хрящи. Также ее образуют малые парные хрящи: рожковидный, клиновидный, черпаловидный. Соединение суставов обеспечивается связками и суставами. Между хрящами находятся мембраны, выполняющие также функцию соединения. Спереди и с боков гортань прикрывает щитовидный хрящ. В гортани находится голосовой аппарат. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий.

Звуки, образующиеся в  гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса. Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произношении членораздельных звуков называется артикуляцией. Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до пяти лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

Информация о работе Анатомия, физиология и патология органов дыхания