Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:33, реферат
Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение двуокиси углерода. - В условиях покоя в организме за 1 минуту потребляется в среднем 250 - 300 мл О2 и выделяется 200 - 250 мл СО2. У человека газообмен состоит из четырех этапов:
· обмен газов между воздушной средой и лёгкими,
· газов между лёгкими и кровью,
· транспортировка газов кровью,
· газообмен в тканях.
1.Введение стр. 2-4
2.Строение и функции органов дыхания стр. 5-10
3.Физиология речевого дыхания стр. 11-17
4.Патология органов дыхания стр. 18-21
Патология дыхательного отдела
речевого аппарата.
5.Заключение стр. 22
6.Список используемой литературы стр. 23
Министерство Образования Российской Федерации
Московский Государственный
им. М.А.Шолохова
НА ТЕМУ
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И
ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение
2.Строение и функции органов дыхания стр. 5-10
3.Физиология речевого дыхания стр. 11-17
4.Патология органов дыхания стр. 18-21
Патология дыхательного отдела
речевого аппарата.
5.Заключение
6.Список используемой литературы стр. 23
ВВЕДЕНИЕ
Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение двуокиси углерода. - В условиях покоя в организме за 1 минуту потребляется в среднем 250 - 300 мл О2 и выделяется 200 - 250 мл СО2. У человека газообмен состоит из четырех этапов:
· обмен газов между воздушной средой и лёгкими,
· газов между лёгкими и кровью,
· транспортировка газов кровью,
· газообмен в тканях.
Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения, между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей. Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.
При физической работе большой мощности потребность в кислороде существенно возрастает и максимальное потребление кислорода (МПК) достигает у высокотренированных людей около 6 - 7 л/мин. Человек может некоторое время обходиться без воды и еды, но без воздуха жизнь невозможна. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Если поступление воздуха затруднено, то органы дыхания человека и сердце начинают работать в усиленном режиме, что бы обеспечить необходимое количество кислорода для дыхания. Система органов дыхания и дыхательной системы у человека способна адаптироваться к условиям окружающей среды.
Кислород находится в окружающем
нас воздухе.
Он может проникнуть сквозь кожу, но лишь
в небольших количествах, совершенно недостаточных
для поддержания жизни. Поступление в
организм кислорода и удаление углекислого
газа обеспечивает дыхательная система.
Транспорт газов и других необходимых
организму веществ осуществляется с помощью
кровеносной системы.
Функция дыхательной системы сводится
лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным
количеством кислорода и удалять из нее
углекислый газ.
Учеными был установлен интересный факт. Воздух, который поступает в органы дыхания человека, условно образует два потока, один из которых проходит в левую часть носа и проникает в левое легкое, второй поток проникает в правую часть носа и подает в правое легкое.
Также исследования показали, что в артерии мозга человека происходит также разделение на два потока получаемого воздуха. Процесс дыхания должен быть правильным, что немаловажно для нормальной жизнедеятельности. Поэтому необходимо знать о строении дыхательной системы человека и органов дыхания.
Органы дыхания детей отличаются от органов дыхания взрослого человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий у ребенка.
У новорожденного
дыхательные пути узкие,
Рис 1.Органы дыхания человека
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
Органы дыхания человека созданы природой для решения многих задач, основной из которых является обеспечение человека кислородом из атмосферы и выделение в нее из организма углекислого газа - конечного продукта обмена веществ. Данный процесс называется внешним дыханием. Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются альвеолярными ходами и дыхательными мешочками-альвеолами, в которых осуществляется газообмен.
Органы дыхания — это
Органы, которые подводят воздух к альвеолам лёгких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути:
· носовая полость,
· ротовая полость,
· носоглотка,
· глотка.
Нижние дыхательные пути:
· гортань,
· трахея,
· бронхи.
Носовая полость, образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа. Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов. Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.
В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха ведет к рефлекторной задержке дыхания. Таким образом, верхние дыхательные пути выполняют важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому человек может дышать и носом и ртом. При дыхании носом воздух в носовой полости прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. Но через рот дышать легче, и потому уставшие люди инстинктивно дышат через рот.
Особенности носа у детей
Нос у детей имеет ряд особенностей.
• Полость носа относительно мала.
Чем меньше ребенок, тем меньше полость
носа.
• Носовые ходы очень узкие.
• Слизистая оболочка носа рыхлая, хорошо
кровоснабжается сосудами, поэтому любое
раздражение или воспаление приводит
к быстрому возникновению отека и резкому
уменьшению просвета носовых ходов вплоть
до их полной непроходимости.
• Носовая слизь, которую постоянно продуцируют
слизистые железы носа ребенка, достаточно
густая. Слизь часто застаивается в носовых
ходах, подсыхает и приводит к образованию
корочек, которые, перекрывая носовые
ходы, также способствуют нарушению носового
дыхания. При этом ребенок начинает «сопеть»
носом или дышать ртом.
Нарушение дыхания через нос может быть причиной одышки и других дыхательных расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, бросает грудь, остается голодным, а если носовое дыхание отсутствует длительно, ребенок может даже хуже прибавлять в весе.
Выраженное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии — нарушению снабжения кислородом органов и тканей. Дети, плохо дышащие носом, хуже развиваются, отстают от сверстников в усвоении школьной программы.
Отсутствие носового дыхания может
даже привести к повышению внутричерепного
давления и расстройству функции центральной
нервной системы. При этом ребенок становится
беспокойным, может жаловаться на головную
боль. У некоторых детей отмечается нарушение
сна.
Дети с нарушенным носовым дыханием начинают
дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные
пути холодный воздух легко приводит к
простудным заболеваниям, такие дети чаще
болеют.
И, наконец, расстройство носового дыхания
ведет к нарушению
Что обеспечивает ребенку нормальное дыхание через нос?
Нормальное носовое дыхание крайне важно для детей любого возраста. Оно является заслоном для попадания инфекции в дыхательные пути, а следовательно, для возникновения бронхолегочных заболеваний. Хорошо прогретый чистый воздух — гарантия защиты от простуд.
Кроме того, ощущение запахов
развивает у ребенка
Носовое дыхание является физиологически правильным дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал носом. Дыхание через рот при отсутствии или резком затруднении носового дыхания всегда является признаком заболевания носа и требует специального лечения.
Ротовая полость — это второй путь поступления воздуха в дыхательную систему человека. Полость рта имеет два отдела: задний и передний. Передний отдел также называют преддверием рта.
Глотка представляет собой трубку, которая берет начало в полости носа. В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Глотку можно назвать звеном соединения носовой полости и полости рта, а также глотка соединяет гортань и пищевод. Находится глотка между основанием черепа и 5-7 позвонками шеи.
Глотка у
детей относительно большая и широкая. В ней
сосредоточено большое количество лимфоидной
ткани. Наиболее крупные лимфоидные образования
носят название миндалин.
Миндалины и лимфоидная ткань играют защитную
роль в организме, образуя лимфоидное
кольцо Вальдейера—Пирогова (нёбные,
трубные, глоточная, язычная миндалины).
Глоточное лимфоидное кольцо защищает
организм от бактерий, вирусов и выполняют
другие важные функции.
У маленьких детей миндалины развиты слабо, поэтому такое заболевание, как ангина, у них встречается редко, а вот простудные болезни, наоборот, чрезвычайно часты. Это связано с относительной незащищенностью глотки. Миндалины достигают максимума своего развития к 4—5 годам, и в этом возрасте дети начинают меньше страдать от простуд.
В носоглотку открываются такие
важные образования, как евстахиевы
трубы, соединяющие среднее ухо (барабанную
полость) с глоткой. У детей устья этих
труб короткие, что часто является причиной
воспаления среднего уха, или отита, при
развитии носоглоточной инфекции. Инфицирование
уха происходит в процессе глотания, чихания
или просто от насморка.
Длительное течение отитов связано именно
с воспалением евстахиевых труб. Профилактикой
возникновения воспаления среднего уха
у детей является тщательное лечение любой
инфекции носа и глотки.
Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами.
Гортань – орган голосообразования. Вход в трахею начинается через гортань. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. В гортани находится голосовой аппарат. Гортань находится в районе 4-6 позвонков шеи и при помощи связок присоединена к подъязычной кости. Начало гортани в области глотки, а конец — раздвоение на две трахеи. Щитовидный, перстневидный и надгортанные хрящи составляют гортань. Это большие непарные хрящи. Также ее образуют малые парные хрящи: рожковидный, клиновидный, черпаловидный. Соединение суставов обеспечивается связками и суставами. Между хрящами находятся мембраны, выполняющие также функцию соединения. Спереди и с боков гортань прикрывает щитовидный хрящ. В гортани находится голосовой аппарат. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий.
Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса. Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произношении членораздельных звуков называется артикуляцией. Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до пяти лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.
Информация о работе Анатомия, физиология и патология органов дыхания