Стратегическое планирование на предприятии общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Понятие стратегического планирования…………………………………4
Сущность и система стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 46.27 Кб (Скачать)

Содержание

 

        Введение…………………………………………………………………3

 

  1. Понятие стратегического планирования…………………………………4
  2. Сущность и система стратегического планирования.
  3. Процесс стратегического планирования
  4. Список используемой литературы

Введение

 

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Стратегия представляет собой детальный  всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Несколько основных тезисов, относящихся  к стратегии, должны быть поняты и, что  более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей  частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию  определенность, индивидуальность, что  позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для  предприятия, которое направляет его  сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия  или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  о том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые  ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Стратегическое планирование –  относительно молодой вид деятельности фирм. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х годах. Уже долгосрочное планирование оказалось большим  шагом вперед, оно дало возможность  фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую  деятельность с более масштабными  задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с  гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

В процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Пик популярности формального  стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие стратегического планирования

 

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.  
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и система стратегического планирования. Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития. 
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

- разработка общих  целей;

- определение конкретных, детализированных целей на  заданный,  сравнительно

короткий период времени (2,5,10 лет);

- определение путей  и средств их достижения;

- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых

показателей с фактическими.

     Планирование  всегда ориентируется на  данные  прошлого,  но  стремится

определить и  контролировать  развитие  предприятия  в  перспективе.  Поэтому

надежность планирования зависит от  точности  и  правильности  бухгалтерских

расчетов прошлого. Любое планирование  предприятия  базируется  на  неполных

данных.

     Качество  планирования в большей степени  зависит  от  интеллектуального

уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы  должны  составляться

так,  чтобы  в  них   можно   было   вносить   изменения,   а   сами   планы

взаимосвязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе  так

называемые резервы, однако слишком большие резервы делают  планы неточными,

а небольшие влекут за собой частые изменения плана.

     Стратегическое  планирование  представляет  собой   набор  действий   и

решений,   предпринятых   руководством,   которые   ведут    к    разработке

специфических стратегий. Эти  стратегии  предназначены  помочь  организациям

достичь своих целей.

     Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим

обеспечивать основу для управления предприятием. Его  задача состоит  в  том,

чтобы в достаточной  мере обеспечить нововведения и изменения  в  организации

предприятия.

     Так,  выделяют  четыре  основных  вида  управленческой  деятельности  в

рамках процесса стратегического планирования:

-  распределение   ресурсов,  в  основном  ограниченных,  таких  как   фонды,

управленческие  таланты, технологический опыт;

- адаптация к  внешней среде

- внутренняя координация

(координация стратегической  деятельности для отображения   сильных  и  слабых

сторон  фирмы  с  целью   достижения   эффективной   интеграции   внутренних

операций);

-  осознание   организационных  стратегий   (осуществление   систематического

развития мышления менеджеров путем формирования организации,  которая  может

учиться на прошлых  стратегических  ошибках,  т.е.  способность  учиться  на

опыте).

     Стратегия  представляет собой детальный  всесторонний комплексный  план.

Он должен разрабатываться  с точки зрения перспективы всей корпорации,  а  не

конкретного индивида. Редко когда  основатель  фирмы  может  себе  позволить

сочетать личные  планы  со  стратегий  организации.  Стратегия  предполагает

разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в  которых

должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы  и ее  производственно-

сбытовые нужды.

     Стратегический  план должен обосновываться обширными   исследованиями  и

фактическими данными.  Поэтому  необходимо  постоянно  заниматься  сбором  и

анализом огромного  количества информации об  отраслях  народного  хозяйства,

рынке, конкуренции и т.п. Кроме того,  стратегический  план  придает фирме

определенность,   индивидуальность,   которые   позволяют   ей    привлекать

определенные типы работников и помогают продавать  изделия или услуги.

Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и

организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть  неудачу из-за

ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное

планирование может  создать ряд существенных благоприятных  факторов для

организации деятельности предприятия. Знание того, что организация  хочет

достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая

обоснованные и  систематизированные плановые решения, руководство снижает

риск принятия неправильного  решения из-за ошибочной или недостоверной

информации о  возможностях организации или о  внешней ситуации.

     Формирование  стратегического  плана  представляет  собой  тщательную,

систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

       1. Выбор миссии.

       2. Формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

       3. Разработка обеспечивающих планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Процесс стратегического планирования 

 
Пpoцecc плaниpoвaния cтpaтeгии вcтpeчaeт pяд cлoжнocтeй пpи eгo peaлизaции.

Оcнoвнaя тpyднocть зaключaeтcя в тoм, чтo пpoцecc пpинятия пpeдвapитeльныx peшeний нaxoдитcя в зaвиcимocти oт cтpyктypы пoлнoмoчий в opгaнизaции. Нoвaя cтpaтeгия, кaк пpaвилo, paзpyшaeт cлoжившийcя в opгaнизaции тип взaимooтнoшeний и мoжeт вoйти в пpoтивopeчиe c пoлитикoй pyкoвoдcтвa. Еcтecтвeннaя peaкция нa этo - бopьбa пpoтив любыx нoвoввeдeний, нapyшaющиx тpaдициoнныe взaимooтнoшeния и cтpyктypy пoлнoмoчий.

Дpyгaя cyщecтвeннaя пpoблeмa зaключaeтcя в тoм, чтo внeдpeниe cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния пpивoдит к кoнфликтy мeждy пpeжними видaми дeятeльнocти (oпepaтивным yпpaвлeниeм), oбecпeчивaющими пoлyчeниe пpибыли, и нoвыми. В opгaнизaцияx нa пepвыx cтaдияx внeдpeния cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния нeт ни cooтвeтcтвyющeй мoтивaции, ни cклoннocти мыслить cтpaтeгичecки.

 

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.  
Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. 
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии общественного питания