Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности международных финансов, их функций, изучение истории международных финансово-кредитных организации, выявление проблем и обозначение путей совершенствования взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю образования международных финансов;
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические аспекты международных финансов………………………7
Понятие международные финансы…………………………….…………7
1.2 Особенности организации международных финансов………………...11
2. Международные финансово-кредитные организации………………….14
2.1 История создания Международных финансово-кредитных институтов………………………………………………………………………14
Структура и деятельность Мирового Банка…………………………..17
2.3 Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка……..19
3 Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями…………………………………….24
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями………………………………………………..24
3.2 Пути совершенствования взаимодействия России с Международными финансово-кредитными организациями на современном этапе……………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОКСАНА.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

 

 

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес приходится на судебно-правовую систему и государственное управление и составляет 30,6% от общего объема. Наименьший удельный вес занимает образование – 1,5%. В  последние  годы  при  поддержке Всемирного  банка  предприняты  новые реформы  в  сфере  образования.  Эти реформы направлены на улучшение качества образования  и  повышение  эффективности государственных расходов за счет внедрения новых  механизмов  финансового стимулирования,  оценки  результатов, изменений в учебной программе, внедрения оплаты труда преподавателей в зависимости от результатов  и  развития  дистанционного образования,  предполагающего  обеспечение доступа  в  Интернет  образовательных учреждений  во  всей  стране,  в  том  числе  в сельской местности.

К  концу  2011  года  российская экономика    восстановилась  до докризисного  максимума  на  фоне уверенного  роста  потребления,  при  этом темпы  экономического  роста  оставались стабильными, на уровне 2010 года.  В 2011 г. Россия заняла 9-е месте в мире по объему ВВП (в текущих долларах США), поднявшись с 11-й строчки в 2007 году. В 2012 г. объем выпуска продукции  в  России  может  превысить  2 триллиона долларов США. При расчете ВВП по  паритету  покупательной  способности российская экономика уже сегодня занимает 6-е  место  в  мире.  Состояние  счета  текущих операций  платежного  баланса  остается устойчивым,  благодаря  значительному профициту  торгового  баланса,  а  валютные резервы  Центрального  банка  Российской Федерации  в  2011  г.  вновь  пополнились. Уровень занятости вернулся к докризисному показателю  еще  раньше,  чем  объем производства,  при  этом  заработная  плата растет  уверенными  темпами.  Инфляция достигла самого низкого уровня за последние 20 лет. Уровень неравенства доходов снизился, а  уровень  потребления  среди малообеспеченных  слоев  населения  вырос. Россия вернулась к профицитному бюджету. В 2011  году  государственный  долг  России составил  не  более  10%-  ВВП,  тогда  как  в передовых  экономиках  средний  уровень государственного долга превысил 100% ВВП.

Пополнение запасов материальных оборотных средств было основным фактором роста, так как предприятия продолжали пополнять свои запасы после их резкого сокращения в 2009 г. Потребление было вторым по значимости фактором  роста:  потребление  домохозяйств  увеличилось,  и  государственное  потребление  также внесло  положительный  вклад  впервые  с 2009  г.  Росту  частного  потребления  способствовали сокращение  безработицы,  уверенный  рост  заработных  плат,  снижение  инфляции  и  сильный рубль в первом полугодии. Инвестиции в основной капитал сохранялись на низком уровне, как и в 2010 г. Более значительный вклад в экономический рост за счет изменения запасов материальных  оборотных  средств  и  потребления  был  частично  нивелирован  сокращением  чистого экспорта.

Рост экономики в 2011 г. опирался на довольно широкую базу. Потребление, инвестиции в основной капитал, пополнение запасов материальных оборотных средств - все эти факторы способствовали экономическому росту (рис.2).

Рисунок 2 –  Экономический рост в 2011 году (прогноз и факт)

 

Анализ современного сотрудничества России и Всемирного банка, безусловно, представляет большой интерес. России постоянно приходится взаимодействовать с МВФ и от результатов этого взаимодействия зависит благосостояние нашего государства. Сотрудничество России и Всемирного банка носит неоднородный характер. С одной стороны, оно способствовало значительным позитивным сдвигам российской экономики, но вместе с тем, существует и ряд расхождений в позициях России и Фонда, связанных с дальнейшим реформированием российской экономики. Объем заимствований по годам и нарастающим итогом у Всемирного банка за последние 3 года можно представить в виде следующей таблицы:

 

Таблица 2 – Объем заимствований РФ у Всемирного банка

Объем заимствований

2009 г, млн.долл.

Удельный вес, %

2010 г, млн.долл.

Удельный вес, %

2011 г, млн.долл.

Удельный вес, %

по годам по инвестиционным займам

30,0

20,0

200,0

33,3

489,0

49,4

 

 

нарастающим итогом по инвестиционным займам

3623,0

41,6

3823,0

42,8

4312,0

45,2

по годам по бюджетно-нарастающим займам

120,0

80,0

400,0

66,7

500,0

50,6

нарастающим итогом по бюджетно-нарастающим займам

5100,0

58,4

5100,0

57,2

5220,0

54,8

по годам

150,0

100,0

600,0

100,0

989,0

100,0

нарастающим итогом

8723,0

100,0

8923,0

100,0

9532,0

100,0


 

Из данной таблицы видно, что объем заимствований по годам в 2011 году увеличился на 849 млн.долл., чем в 2009 году, а объем заимствований нарастающим итогом – на 809 млн.долл. Таким образом, за период с 2009 по 2011 гг. объем заимствований увеличился на 1658 млн.долл.

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы  взаимодействия России с международными  валютно-финансовыми организациями

 

3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями

 

В настоящее время РФ является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с   некоторыми  МФО на договорной основе. Сотрудничество России с каждой из этих организаций имеет разные цели, задачи  и пути их решений. Результаты взаимодействия России с ними неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми институтами, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций со спецификой российских условий.

Во-вторых, кредиты ведущих международных финансовых институтов при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.п.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МИБ, МБЭС, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними [3, с. 193].

  Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с международными финансовыми институтами являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под международными финансовыми организациями понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с международными финансовыми институтами доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов[28].

Впервые стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкам был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21 февраля 2002 года), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО [27].

Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий, привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.

С учетом экономического спада в Европе и других  регионах  темпы  роста  в  России, скорее  всего,  снизятся  в  2012  г.,  а  затем немного  возрастут  в  2013  году.  К  числу рисков, которые могут привести к замедлению роста,  относится  падение  цен  на  нефть, обусловленное  низким  уровнем  мирового спроса,  а  также  возможным  устранением существующих перебоев в поставках нефти. Кроме  того,  рост  может  оказаться  менее значительным  в  случае  замедления  роста потребления  и  инвестиционной  активности вследствие недостатка ликвидности и низкого уровня  внешнего  спроса. Существует прогноз, при котором цены на нефть снизятся по сравнению с нынешним высоким уровнем.  В результате,  инвесторы  могут  выбрать выжидательную  позицию  перед  тем,  как предпринять  масштабные  инвестиции.  С учетом  этих  факторов  мы  прогнозируем снижение темпов роста в России с 4,3% в 2011 году  до  3,5%  в  2012  году.  Повышение экономической активности будет опираться на внутренний  спрос,  а  также  сохраняющуюся инерцию роста, достигнутого к концу 2011 г., укрепление  доверия  со  стороны  бизнеса  и финансовых рынков и  увеличение дефицита бюджета.  Несмотря  на  положительные реальные  ставки  процента,  сохранится динамичный  рост  потребления,  что обусловлено  относительно  низким  уровнем инфляции  и  безработицы.    Ожидается, что ввиду  ограниченности  мощностей  и повышения  стабильности  экономических перспектив  предприятия  увеличат  объемы инвестиций в основные фонды. В 2013 г. повышение темпов роста в Европе  и  других  регионах,  наряду  с увеличением  объема  промышленного производства,  станет  стимулом  для  роста  в России. Однако в связи с ликвидацией разрыва между  фактическим  и  потенциальным объемом производства, ужесточением условий на рынках труда и небольшим снижением цен на нефть темпы роста не превысят 3,9%[4,c.4-5].

В итоге рассмотрения вопроса о взаимодействии России и МВФ можно сделать вывод о том, что чаще всего Фонд, проводя стабилизационную политику в России, делает это по образу и подобию других стран с переходной экономикой. Нужно отметить, что многие из предлагаемых программ не могут адаптироваться к российским условиям, а соответственно и иметь положительные результаты. Проводя социальную политику, нельзя забывать о низком жизненном уровне большей части населения России. Опираясь на опыт стран с переходной экономикой, нужно провести существенные корректировки, в противном случае, могут иметь место негативные социальные последствия.

Таким образом, прежде всего, необходимо, чтобы стабилизационные программы соответствовали экономическим интересам России и были приспособлены к ней. В противном случае, это может привести к значительным социальным потрясениям.

 

 

 

 

 

3.2 Пути совершенствования взаимодействия России с Международными финансово-кредитными организациями на современном этапе

 

  На современном этапе наибольший интерес в сотрудничестве с международными финансовыми организациями представляет не столько привлечение кредитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых институтов без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации. Активная работа РФ в международном сотрудничестве показана на рисунке.

Рисунок 3 – Работа РФ в международном сотрудничестве

Россия отошла от практики заимствований в целях поддержки платежного баланса, когда займы предоставлялись в поддержку осуществления ключевых реформ на федеральном уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной по-прежнему стоят важные задачи. Некоторые из них, например реформа жилищно-коммунального хозяйства, связаны с переходным периодом; другие, например, развитие частно-государственных партнерств, направлены на создание новых движущих факторов экономической диверсификации и роста. Процесс адаптации к рыночной экономике в такой большой стране, как Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению растущего разрыва между процветающими и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо разработанных реформ - полномасштабное преодоление указанных ограничений требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами [32].

Информация о работе Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями