Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности международных финансов, их функций, изучение истории международных финансово-кредитных организации, выявление проблем и обозначение путей совершенствования взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю образования международных финансов;
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
Введение ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические аспекты международных финансов………………………7
Понятие международные финансы…………………………….…………7
1.2 Особенности организации международных финансов………………...11
2. Международные финансово-кредитные организации………………….14
2.1 История создания Международных финансово-кредитных институтов………………………………………………………………………14
Структура и деятельность Мирового Банка…………………………..17
2.3 Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка……..19
3 Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями…………………………………….24
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями………………………………………………..24
3.2 Пути совершенствования взаимодействия России с Международными финансово-кредитными организациями на современном этапе……………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников………
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес приходится на судебно-правовую систему и государственное управление и составляет 30,6% от общего объема. Наименьший удельный вес занимает образование – 1,5%. В последние годы при поддержке Всемирного банка предприняты новые реформы в сфере образования. Эти реформы направлены на улучшение качества образования и повышение эффективности государственных расходов за счет внедрения новых механизмов финансового стимулирования, оценки результатов, изменений в учебной программе, внедрения оплаты труда преподавателей в зависимости от результатов и развития дистанционного образования, предполагающего обеспечение доступа в Интернет образовательных учреждений во всей стране, в том числе в сельской местности.
К концу 2011 года российская экономика восстановилась до докризисного максимума на фоне уверенного роста потребления, при этом темпы экономического роста оставались стабильными, на уровне 2010 года. В 2011 г. Россия заняла 9-е месте в мире по объему ВВП (в текущих долларах США), поднявшись с 11-й строчки в 2007 году. В 2012 г. объем выпуска продукции в России может превысить 2 триллиона долларов США. При расчете ВВП по паритету покупательной способности российская экономика уже сегодня занимает 6-е место в мире. Состояние счета текущих операций платежного баланса остается устойчивым, благодаря значительному профициту торгового баланса, а валютные резервы Центрального банка Российской Федерации в 2011 г. вновь пополнились. Уровень занятости вернулся к докризисному показателю еще раньше, чем объем производства, при этом заработная плата растет уверенными темпами. Инфляция достигла самого низкого уровня за последние 20 лет. Уровень неравенства доходов снизился, а уровень потребления среди малообеспеченных слоев населения вырос. Россия вернулась к профицитному бюджету. В 2011 году государственный долг России составил не более 10%- ВВП, тогда как в передовых экономиках средний уровень государственного долга превысил 100% ВВП.
Пополнение запасов материальных оборотных средств было основным фактором роста, так как предприятия продолжали пополнять свои запасы после их резкого сокращения в 2009 г. Потребление было вторым по значимости фактором роста: потребление домохозяйств увеличилось, и государственное потребление также внесло положительный вклад впервые с 2009 г. Росту частного потребления способствовали сокращение безработицы, уверенный рост заработных плат, снижение инфляции и сильный рубль в первом полугодии. Инвестиции в основной капитал сохранялись на низком уровне, как и в 2010 г. Более значительный вклад в экономический рост за счет изменения запасов материальных оборотных средств и потребления был частично нивелирован сокращением чистого экспорта.
Рост экономики в 2011 г. опирался на довольно широкую базу. Потребление, инвестиции в основной капитал, пополнение запасов материальных оборотных средств - все эти факторы способствовали экономическому росту (рис.2).
Таблица 2 – Объем заимствований РФ у Всемирного банка
Объем заимствований |
2009 г, млн.долл. |
Удельный вес, % |
2010 г, млн.долл. |
Удельный вес, % |
2011 г, млн.долл. |
Удельный вес, % |
по годам по инвестиционным займам |
30,0 |
20,0 |
200,0 |
33,3 |
489,0 |
49,4
|
нарастающим итогом по инвестиционным займам |
3623,0 |
41,6 |
3823,0 |
42,8 |
4312,0 |
45,2 |
по годам по бюджетно-нарастающим займам |
120,0 |
80,0 |
400,0 |
66,7 |
500,0 |
50,6 |
нарастающим итогом по бюджетно-нарастающим займам |
5100,0 |
58,4 |
5100,0 |
57,2 |
5220,0 |
54,8 |
по годам |
150,0 |
100,0 |
600,0 |
100,0 |
989,0 |
100,0 |
нарастающим итогом |
8723,0 |
100,0 |
8923,0 |
100,0 |
9532,0 |
100,0 |
Из данной таблицы видно, что объем заимствований по годам в 2011 году увеличился на 849 млн.долл., чем в 2009 году, а объем заимствований нарастающим итогом – на 809 млн.долл. Таким образом, за период с 2009 по 2011 гг. объем заимствований увеличился на 1658 млн.долл.
3 Проблемы и перспективы
взаимодействия России с
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями
В настоящее время РФ является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми МФО на договорной основе. Сотрудничество России с каждой из этих организаций имеет разные цели, задачи и пути их решений. Результаты взаимодействия России с ними неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми институтами, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.
Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций со спецификой российских условий.
Во-вторых, кредиты ведущих международных финансовых институтов при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.п.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.
В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МИБ, МБЭС, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними [3, с. 193].
Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с международными финансовыми институтами являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под международными финансовыми организациями понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с международными финансовыми институтами доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов[28].
Впервые стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкам был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21 февраля 2002 года), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО [27].
Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий, привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.
С учетом экономического спада в Европе и других регионах темпы роста в России, скорее всего, снизятся в 2012 г., а затем немного возрастут в 2013 году. К числу рисков, которые могут привести к замедлению роста, относится падение цен на нефть, обусловленное низким уровнем мирового спроса, а также возможным устранением существующих перебоев в поставках нефти. Кроме того, рост может оказаться менее значительным в случае замедления роста потребления и инвестиционной активности вследствие недостатка ликвидности и низкого уровня внешнего спроса. Существует прогноз, при котором цены на нефть снизятся по сравнению с нынешним высоким уровнем. В результате, инвесторы могут выбрать выжидательную позицию перед тем, как предпринять масштабные инвестиции. С учетом этих факторов мы прогнозируем снижение темпов роста в России с 4,3% в 2011 году до 3,5% в 2012 году. Повышение экономической активности будет опираться на внутренний спрос, а также сохраняющуюся инерцию роста, достигнутого к концу 2011 г., укрепление доверия со стороны бизнеса и финансовых рынков и увеличение дефицита бюджета. Несмотря на положительные реальные ставки процента, сохранится динамичный рост потребления, что обусловлено относительно низким уровнем инфляции и безработицы. Ожидается, что ввиду ограниченности мощностей и повышения стабильности экономических перспектив предприятия увеличат объемы инвестиций в основные фонды. В 2013 г. повышение темпов роста в Европе и других регионах, наряду с увеличением объема промышленного производства, станет стимулом для роста в России. Однако в связи с ликвидацией разрыва между фактическим и потенциальным объемом производства, ужесточением условий на рынках труда и небольшим снижением цен на нефть темпы роста не превысят 3,9%[4,c.4-5].
3.2 Пути совершенствования взаимодействия России с Международными финансово-кредитными организациями на современном этапе
На современном этапе наибольший интерес в сотрудничестве с международными финансовыми организациями представляет не столько привлечение кредитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых институтов без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации. Активная работа РФ в международном сотрудничестве показана на рисунке.
Рисунок 3 – Работа РФ в международном сотрудничестве
Россия отошла от практики заимствований в целях поддержки платежного баланса, когда займы предоставлялись в поддержку осуществления ключевых реформ на федеральном уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной по-прежнему стоят важные задачи. Некоторые из них, например реформа жилищно-коммунального хозяйства, связаны с переходным периодом; другие, например, развитие частно-государственных партнерств, направлены на создание новых движущих факторов экономической диверсификации и роста. Процесс адаптации к рыночной экономике в такой большой стране, как Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению растущего разрыва между процветающими и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо разработанных реформ - полномасштабное преодоление указанных ограничений требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами [32].