Преимущества и недостатки индивидуальной формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.07 Кб (Скачать)

Под документами  подразумевается лицензии, свидетельства  и др. документы, при организовании предприятия.

Преимущества  и недостатки индивидуального предпринимательства.

«Сегодняшние  новости, как правило, слишком правдивы, чтобы быть хорошими»

Неизвестный журналист

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как  преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный  опыт развития индивидуального предпринимательства, можно указать на следующие его  преимущества:

более быстрая  адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость  действий субъектов малого предпринимательства;

гибкость и  оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

относительно  невысокие расходы, особенно затраты  на управление;

большая возможность  для индивидуума реализовать  свои идеи, проявить свои способности;

более низкая потребность  в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на требования местных рынков;

относительно  более высокая оборачиваемость  собственного капитала;

упрощенное ведение  учета хозяйственной деятельности предприятия;

сосредоточение  всего размера получаемой прибыли  в одних руках – у хозяина  предприятия и др.

Так, в докладе  Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные  материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в  целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению  практических знаний. Малые и средние  предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

более высок  уровень риска, поэтому высокая  степень неустойчивости положения  на рынке;

зависимость от крупных компаний;

недостатки в  управлении делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров  при заключении договоров (контрактов)

имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и  др.). Наиболее значимый недостаток, по мнению владельцев. И др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов  малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников частых фирм.

Шансы фирмы  на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более высокий  и стабильный доход, чем фирмы, которые  часто меняют владельцев.

Американская  статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают  те малые предприниматели, которые  много работают, но в то же время  не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая  квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел  в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда  состоит из двух, трех или четырех  лиц, шансы на выживание выше, поскольку  коллективное принятие решения более  профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск  то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии  малого предпринимательства.

Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят  о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной  перестройке экономики. Малое предпринимательство  придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения на развитие производства.

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

способствование более эффективному использованию  творческих возможностей людей, раскрытию  их талантов, развитию различных видов  ремесел, народных промыслов;

вовлечение в  трудовую деятельность отдельных групп  населения, для которых крупное  производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование  социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и  использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;

содействие крупным  предприятиям путем изготовления и  поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

освобождение  государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Состояние и  проблемы предпринимательства в  свердловсой области

Малое предпринимательство  играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Свердловской области, представляя  собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое  явление. С 1991 – 2001г.г число малых предприятий в области возросло в 4,6 раза и составило 21,6 тыс. единиц. Численность персонала в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 262 тыс. человек или 15,7% от занятого населения в отраслях народного хозяйства. Субъекты малого предпринимательства (137 тыс. единиц) функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44% - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и 30% - работающие на малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В экономике области на долю малых предприятии (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4% объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8% от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Свердловской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда. В 2000 – 2001г.г. малые предприятия области демонстрируют высокие темпы роста производства продукции, работ и услуг (ежегодно в 1,5 раза). Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном размерах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80% субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Каменске-Уральском, Первоуральске. В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше 2/3 от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (строительство, розничная торговля) - весомым, где его доля соответственно 31% и 44%. Туристско-экскурсионные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 70-99% предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций (1-3 %).

По данным исследования Свердловского областного комитета государственной статистики 35% малых  предприятий работают менее 2 лет, 27% - от 2 до 5 лет, 38% более 5 лет, в том  числе 16% более 8 лет и только 0,5% осуществляют свою деятельность свыше 10 лет.

В Свердловской области за последние десять лет  созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия, малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в  развитии субъектов малого предпринимательства.

Наиболее значимыми  проблемами, сдерживающими во все  годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Отсюда неуверенность в будущем  и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные  административные барьеры, особенно при  регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли.

У малого предпринимательства  слаба производственно-техническая  и ресурсная база, в этой сфере  находится только 3% от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений  отмечают 25-30% субъектов малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской  деятельности высокие цены на энергоресурсы  и коммунальные услуги. Социологические  исследования показывают, что каждый 10 предприниматель сталкивается с  нечестной конкуренцией. Низкий уровень  самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства  предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся  на развитии малого предпринимательства. Часть населения по-прежнему негативно  относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны  с уклонением от установленных законом  норм и правил ведения бизнеса.

После бурного  роста в Свердловской области  числа субъектов малого предпринимательства  в I половине 90-х годов его развитие в последующем затормозилось. Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к  формированию менее эффективной  структуры рабочих мест.

Исследование, проведенное  в 2001г. по заказу Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства  в 6 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Свердловской области, показало, что 58% опрошенных предпринимателей Свердловской области поставили среднюю оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса, 29% - низкую оценку, и никто не дал высокой оценки.

Плюсы и минусы государственной политики в сфере  предпринимательства

В настоящее  время существуют различные форма  финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка  внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров.

Финансовая поддержка:

Выдача кредитов,

Предоставление  гарантий, кредитно-финансовым организациям,

Осуществление кредитование предприятий малого бизнеса,

Компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли  при кредитовании по льготной процентной ставке.

Имущественная поддержка:

Предоставление  на конкурсной основе в аренду и  приобретение в установленном порядке  нежилых помещений и земельных  участков,

Передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую  лизинговую компанию,

Создание бизнес-инкубаторов и технопарков.

Дальнейшее качественное развитие малого бизнеса предусматривает  оказание специализированных услуг, связанных  с подготовкой проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной  и особенно внешнеэкономической  информации, участие в межрегиональных, международных выставках, ярмарках.

Важное направление  поддержки малого бизнеса – система  информационно-консультационных услуг. Она призвана удовлетворить все  возрастающий дефицит в сфере  информации, маркетинга, консультации по различным аспектам предпринимательской  деятельности, повысить профессиональный уровень работы предприятия.

Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность его финансовых ресурсов. Капитал  необходим на стадии организации  и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем – для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал). Самый простой  и надежный источник – собственные  средства (прибыль, амортизационные  отчисления, средства, получаемые от продажи  акций и активов, дебиторская  задолженность).

Информация о работе Преимущества и недостатки индивидуальной формы собственности