Особенности и тенденции развития государственно-частного партнерства в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:52, курс лекций

Краткое описание

На протяжении более года в управленческих структурах, в предпринимательских и коммерческих кругах, в средства массовой информации обсуждаются, нередко в острых дискуссиях, проблемы развития частно-государственного партнерства. Старт этим обсуждениям был дан Президентом А.Г. Лукашенко. В послании белорусскому народу и парламенту 21 апреля 2011 года он подчеркнул: «Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства, а также соответствующей правовой базы».

Файлы: 1 файл

_razvitie_chastnogo_partnerstva_babosov.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Если обобщить основные концептуальные положения о сущности, особенностях, принципах и формах осуществления  альянса власти и бизнеса, то направления  в создании эффективных механизмов государственно-частного партнерства  в инновационной сфере Беларуси можно сжато изложить в следующих позициях.

Во-первых, предстоит обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции  субъектов предпринимательской  деятельности с обязательным переходом  к рыночным механизмам ценообразования  при сохранении государственного регулирования цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары и услуги, определяющие жизненный уровень населения.

Во-вторых, следует ликвидировать  излишние административные барьеры  при взаимодействии между государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности с осуществлением перехода, преимущественно, к декларированию соответствия товаров обязательным требованиям безопасности  качества непосредственно изготовителями, импортерами и продавцами с полным возложением на них ответственности за безопасность и качество товаров.

В-третьих, необходимо запретить работникам государственных регулирующих и  контролирующих органов входить  в состав учредителей и собственников  любых субъектов хозяйствования, особенно частных.

В-четвертых, следует разработать  мероприятия по ограничению, а в  дальнейшем и преодолению различного рода информационных асимметрий, возникающих  между властными и управленческими  структурами, с одной стороны, и  частного бизнеса, с другой, между  производителями товаров и услуг и их потребителями, что позволит резко сузить возможности и масштабы теневой экономики, обмана покупателей, разгула коррупции и чиновничьего мздоимства, всех тех барьеров которые мешают развитию малого и среднего бизнеса, становления социально ответственного предпринимательства, становления государственно-частного партнерства.

В-пятых, желательно разработать и  реализовать республиканскую программу  стимулирования создания и развертывания  сети малых и средних частных  инновационный предприятий, предоставляя им льготы в лицензировании, аренде земельных участков и помещений, исходя из того, что опыт экономически и технологически развитых свидетельствует: небольшие, работающих на основе частной инициативы и инновационной предприимчивости фирмы и организации зачастую быстрее и эффективнее улавливают изменяющуюся коньюктуру рынка и способны внести ощущаемый вклад в инновационное развитие определенных сегментов экономики, особенно в тех случаях, когда они связаны партнерскими договорами с государственными и муниципальными управленческими структурами.

В-шестых, целесообразно создать  единый государственной орган по координации деятельности различных  форм государственно-частного предпринимательства  и обеспечения тесного взаимодействия по данным проблемам между различными министерствами и органами власти различного уровня. Такой государственный орган может выполнить важную роль в существенном изменении ситуации, когда в Беларуси удельный вес частного сектора в производстве ВВП составляет не более 25%, в то время как у соседей по Единому экономическому пространству – в России он достигает 65%, в Казахстане – 60%. Поэтому органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным структурам необходимо обеспечить создание надлежащих условий, способствующих увеличению доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВВП не менее, чем до 30%.

В седьмых, целесообразно ежегодно на заседаниях Президиума Совета Министров  Республики Беларусь, а также в  органах законодательной власти республиканского и местного уровня обсуждать системные и специальные проблемы развития предпринимательства, подготовка предложений по которым должна вестись в рамках диалога органов государственного управления и бизнес-сообщества.

 

Литература:

 

    1. Лукашенко А.Г. Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании делового активности в Республике Беларусь // Беларусь сегодня.- 04.01.2011.- № 1 (23641).
    2. Лукашенко А.Г. Послание белорусскому народу и Национальному собранию «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого – достойное будущее страны // Беларусь сегодня.- 22.04.2011.- № 75 (23715).
    3. Бабосов Е.М. Социологические очерки устойчивого развития Беларуси. Минск, 2011. Разд.6. Предпринимательство – стратегический фактор устойчивого социально-экономического развития страны.
    4. Бабосов Е.М. Создание государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности // Проблемы управления. №2(39). – 2011.
    5. Дерабита М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. // Вопросы экономики №8. – 2008.
    6. Национальная платформа бизнеса Беларуси – 2011. К модернизации вместе. Минск, 2012.
    7. Стиглиц, дж. Информация и смена парадигмы в экономической науке // Дж. Стиглиц. Мировая Экономическая мысль сквозь призму веков. – М., 2005.- Т.5, кн.2., стр.558-559.
    8. Тур А.Н. Особенности формирования государственно-частного партнерства в Республике Беларуси // Проблемы управления. №2. – 2011.С. 31-36.

 

 

Резюме

 

В статье характеризуется социально-экономическая  значимость осуществления в Беларуси государственно-частного партнерства, показана его эффективность и выгодность для обеих взаимодействующих сторон – власти и бизнес-сообщества. Проанализированы успехи, достигнутые в развертывании такого партнерства, а также трудности и барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели в своих взаимодействиях с властными и управленческими структурами. Сформулированы возможные направления и рекомендации по созданию в Беларуси эффективных механизмов функционирования государственно-частного партнерства.

 

Summary

 

Socio-economic importance of the implementation of the Belarusian public-private partnership is characterized in the article; its efficiency and profitability for both interacting parties - government and business community - is shown. The progress that was attained in the deployment of such partnership is analyzed, as well as difficulties and obstacles that entrepreneurs faced with in interactions with government and management structures are characterized. Possible directions and recommendations for the establishment of effective mechanisms of the Belarusian public-private partnership are formulated.




Информация о работе Особенности и тенденции развития государственно-частного партнерства в Беларуси