Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:52, курс лекций
На протяжении более года в управленческих структурах, в предпринимательских и коммерческих кругах, в средства массовой информации обсуждаются, нередко в острых дискуссиях, проблемы развития частно-государственного партнерства. Старт этим обсуждениям был дан Президентом А.Г. Лукашенко. В послании белорусскому народу и парламенту 21 апреля 2011 года он подчеркнул: «Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства, а также соответствующей правовой базы».
УДК 316.334.2+338.2:331.105.6 (476)
Особенности и тенденции развития государственно-частного партнерства в Беларуси
Е.М. Бабосов
На протяжении более года в управленческих структурах, в предпринимательских и коммерческих кругах, в средства массовой информации обсуждаются, нередко в острых дискуссиях, проблемы развития частно-государственного партнерства. Старт этим обсуждениям был дан Президентом А.Г. Лукашенко. В послании белорусскому народу и парламенту 21 апреля 2011 года он подчеркнул: «Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства, а также соответствующей правовой базы». Создание таких механизмов обусловлено особенностями социально-экономической ситуации, в которой наша страна вступила в начале XXI века. К этому времени малый бизнес формировал почти 12% валового внутреннего продукта (ВВП) Беларуси, еще 13% ВВП страны дает средний бизнес. Число работников малых и средних частных предприятий к началу 2011 года достигло около 785 тысяч человек, а рентабельность оказалась на 15-18% выше, чем в среднем по стране. Но одновременно в этот период четко обозначилась одна из самых болевых точек белорусской экономики – дисбаланс, сложившийся во внешней торговле. В основе этого дисбаланса находится структурное несоответствие производства товаров реалиям современного рынка, вследствие чего масштабы импорта существенно превысили возможности экспорта. Такое несоответствие как раз и породило сложную ситуацию на валютном рынке. Поэтому и государством, и предпринимательскими структурами были приняты серьезные меры по обеспечению сбалансированного развития белорусской экономики. Вот здесь-то и проявилась отчетливо необходимость создания и совершенствования эффективных механизмов государственно-частного партнерства.
Очень существенный шаг
в этом направлении наша страна сделала
за последнее время, когда в соответствии
с президентской Директивой № 4 и
другими законодательно-
Значительный сдвиг в
положительную сторону в
Конструктивное взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства дает ощутимые преимущества и государству и бизнесу. Благодаря ему частный бизнес снижает издержки, приобретает новые цели и возможности развития в малоинвестируемых сферах производства товаров и услуг. А государство, в свою очередь получает возможность сократить риски за счет распределения между частными партнерами и властью, сохраняя при этом контроль над важными стратегическими и общественными объектами. В итоге государство нанимает квалифицированного подрядчика для выполнения важных общественных функций и делит с ним не только риски, но и прибыль. Частный бизнес в таком случае принимает на себя обязательства по разработке, строительству, финансовому обеспечению новых объектов и управлению ими в соответствии со стандартами, установленными государством и международными обязательствами. А взамен этому получает от государства оплату, размер которой определяется достигнутыми результатами предпринимательской деятельности.
Такая ситуация оказала решающее воздействие на тот факт, что в процессе социологического опроса, проведенного 29 февраля 2012г. среди участников XIII Ассамблеи деловых кругов Республики Беларусь в Минске, подавляющее большинство респондентов – предпринимателей (91,6% от общего количества 254 человек, ответивших на вопросы социологов) высказали суждения о том, что конструктивное сотрудничество бизнеса и власти способно значительно улучшить экономическую ситуацию в стране.
Если иметь в виду несомненные достижения, в этой сфере деятельности, то необходимо в первую очередь отметить приоритетную значимость введения в действие президентской Директивы № 4, направленной на развитие предпринимательской инициативы. К числу подобного рода достижений следует отнести утвердившиеся в белорусском обществе безусловную ценность и неприкосновенность частной собственности, бережное отношение к ней как важному фактору роста эффективности производственной деятельности. Предпринимательское сообщество позитивно оценило принятое в соответствии с Указом Президента от 25.02.2011г. №72 существенное расширение сферы применения свободных рыночных цен. Столь же позитивно бизнес-структурами оценено снижение ставки налога на прибыль с 24% до 18%, уменьшение ставки единого налога при упрощенной системе с 8 до 7% без уплаты налога на добавленную стоимость и с 6 до 5% с уплатой НДС. Также положительно частные предпринимательские структуры восприняли снижение совокупной налоговой ставки (отношение всех уплачиваемых компанией налогов к ее валовой прибыли с 80,4% в 2010г. до 62,8% в 2011г). Сюда же относится и изменение порядка формирования инновационных фондов, вследствие которого частные коммерческие организации освобождены от обязанности делать отчисления в них. В этом же ряду находится и сокращение количества лицензируемых государственными органами видов частно-предпринимательской деятельности. Еще одним существенным достижением в осуществлении государственно-частного партнерства стала гораздо отчетливее выраженная синхронизация действий бизнес-сообщества и властных структур. Для такой синхронизации существенное значение имеет тот факт, что более трети опрошенных социологами в 2010 году предпринимателей отметили, что предпринимаемые правительством Беларуси меры по либерализации экономических отношений приводят к улучшению функционирования бизнес-среды.
В целях адекватного понимания возможностей и перспектив развития в нашей стране государственно-частного партнерства важное значение имеет выяснение мнений и оценок предпринимателями тех нерешенных, тревожащих их проблем, с которыми им приходится сталкиваться при обращении к властным структурам, чаще всего при их взаимодействии с местными органами власти и управления. Панорамную картину таких суждений и оценок можно получить на основе обобщения проведенных в 2010-2012 годах Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси и исследовательским центром ИПМ, функционирующим при координационном совете по развитию предпринимательства в Беларуси, социологических исследований. Хотя эти исследования проводились с использованием различного социологического инструментария, в результате обобщения и осмысления их результатов были получены очень близкие, а в некоторых случаях и совпадающие оценки. В процессе социологического опроса более 250 предпринимателей, проведенного в феврале 2012г., только четвертая часть из них (24,3%) высказали убеждение, что худшие времена в экономике Беларуси уже позади. В ходе того же опроса более одной пятой опрошенных (22,0%) выразили противоположное мнение, чуть меньше половины (44,5%) уверены, что в развитии экономической ситуации в стране в 2012г. и последующих годах возникнет еще немало сложных проблем.
Общая картина трудностей, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого и среднего бизнеса в республике выглядит следующим образом. Наибольшее количество опрошенных предпринимателей – 56,7% - утверждают, что в очень сильной степени успешному ведению малого и среднего бизнеса препятствуют высокие арендные ставки. Чуть меньшее их количество (55,9%) усматривают основное препятствие успешному развитию мелких и средних частных предприятий в высоких ставках на заемные средства со стороны банков и других финансовых организаций. Третье место по своей значимости среди факторов, мешающих успешному развитию частно-предприниматльской инициативы и предприимчивости, занимают трудности, испытываемые представителями малого и среднего бизнеса в приобретении иностранной валюты. Четвертое место в иерархии трудностей, встречающихся в развитии частного бизнеса, его представители отвели недовольству предпринимателей проводимой в стране ценовой политикой (такую позицию занимают 45,1% из общего массива опрошенных). На пятом месте среди факторов, препятствующих успешному развитию мелкого и среднего частного бизнеса оказалось недовольство предпринимателей отношениями, которые складываются у них с местными органами власти (этот фактор назвали 41,2% респондентов). Чаще всего на величину данного фактора влияет чрезмерность количества проверок частных субъектов хозяйствования дублирование проверок одних и тех же вопросов различными контрольными и надзорными органами. Наконец, шестое место среди факторов, тревожащих предпринимателей за судьбу своего бизнеса, занимает слабая поддержка их деятельности со стороны государственных органов. Такую позицию занимают 37,5% из общего типа опрошенных предпринимателей.
Приведенные количественные
показатели тех факторов, которые
препятствуют, по мнению значительного
количества предпринимателей, успешному
осуществлению мелкого и
Следует также учитывать, что в своих докладах и выступлениях на заседании XIII Ассамблеи деловых кругов Беларуси в феврале 2012г. предприниматели отмечали, что существенным тормозом в развитии предпринимательской активности в Беларуси является значительное падение покупательской способности населения, угроза убыточности коммерческих организаций и предпринимателей в связи с резким повышением тарифов на энергоресурсы, штрафов, ставок арендной платы при отставании роста доходов предприятий, завышенная стоимость кредитных ресурсов. Серьезные сетования выступающих представителей бизнес-структур вызвала ситуация с состоянием социального налога. На каждый вложенный рубль налоговая нагрузка в Беларуси составляет 60% – это намного выше, чем в России и Казахстане. Такое положение несет в себе угрозу утраты белорусскими предпринимателями конкурентоспособности в процессе реализации начавших действовать с 1 января 2012г. основных принципов Единого экономического пространства, в которое входят Россия, Беларусь и Казахстан.
Каждый из охарактеризованных предпринимателями факторов, затрудняющих их деятельность в сфере частного бизнеса, имеет отношение к содержанию и направленности их взаимоотношений с властными структурами. Но с точки зрения совершенствования государственно-частного партнерства следует обратить приоритетное внимание на две позиции, вызывающие особенную обеспокоенность предпринимательских кругов. Первая из них – это недовольство каждых четырех из десяти опрошенных предпринимателей отношениями, которые складываются у них с местными органами власти, а вторая, выраженная чуть меньшим количеством респондентов (37,5%), - отсутствие (по мнению опрошенных предпринимателей) поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государственных органов. Как раз эти две позиции и составляют самые болевые точки в налаживании конструктивного и эффективного частно-государственного партнерства. К ним необходимо добавить еще и третий негативный фактор, препятствующий успешному развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси – пока еще сохраняющиеся довольно крупные для инновационного развития страны масштабы распространенности коррупции в среде чиновничества разного ранга.
В процессе социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси выявлено, что почти две трети (63,5%) опрошенных предпринимателей свидетельствуют о том, что им приходилось делать различные «подношения» должностным лицам. По их утверждению, чаще всего берут взятки у предпринимателей работники милиции (так заявляют 41,0% опрошенных предпринимателей), сотрудники таможни (37,9%), работники государственных органов (31,5%). Причем 17,2 % респондентов утверждают, что интересующее их должностное лицо либо его представитель намекали, что способствовать положительному решению обсуждаемого с ним вопроса будет способствовать «достойное материальное вознаграждение». Поэтому решительное противодействие коррупции, осуществляемое правоохранительными органами, встречает полную поддержку большинства представителей частного бизнеса.
В процессе обсуждения актуальных проблем осуществления модернизации страны и более успешного развития частно-государственного партнерства предприниматели, принимавшие участие в работе XIII Ассамблеи деловых кругов Беларуси, высказали немало конструктивных предложений по данным проблемам. В частности, полное одобрение предпринимательского сообщества получило предложение по реформированию налоговой системы и по реализации принципа “15–15–15”. Суть данного принципа такова: снижение с 20 до 15% НДС, с 18 до 15% налога на прибыль, с 35 до 15% – социального налога. Участники Ассамблеи также отметили, что благоприятный бизнес-климат в стране не создашь принятием отдельных постановлений или указов. Для этого необходимо согласованное оперативное принятие комплексных решений, выработанных совместно бизнесом и властью, что может и должно стать оптимальным способом успешного развития национального предпринимательства и совершенствование государственно-частного партнерства.
Такая позиция обусловлена самой спецификой частно-предпринимательской деятельности в сфере частного бизнеса. В своих действиях предприниматель сталкивается чаще всего с работой в условиях неполного знания о существующей ресурсной, финансовой, трудовой, правовой ситуацией, с принятием заведомо рискованных решений и неопределенность их результатов и последствий, с необходимостью освоения новой, быстро меняющейся информации. Иными словами, здесь возникает ситуация, которую Нобелевский лауреат по экономике 2001 года Джозеф Е. Стиглиц характеризовал как «информационную асимметричность». В таких условиях основным конструктивным выходом из рисконасыщенной и неопределенной ситуации, отягощенной информационной асимметрией, может стать только осуществление и практическая реализация инноваций, а успешно действующей фирмой и организацией может стать только та, в которой создается и развивается достаточно высокий уровень инновационности, усиленной в своих масштабах и эффективности совершенствованием конструктивного партнерства государства с бизнес-сообществом.
Информация о работе Особенности и тенденции развития государственно-частного партнерства в Беларуси