Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «государственный долг»
-изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
- определить принципы управления государственным долгом;
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешнего и внутреннего государственного долга
В четвертую
группу входят кредиты
2. Долги перед
некоторыми странами —
К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.
3. Валютный долг
российским предприятиям и
Важное
значение во внешней долговой
политике Российской Федерации
имеет взаимодействие с
Вопрос
погашения кредитов
Важным
фактором, влияющим на внешнюю
долговую политику России, является
ее членство в Парижском и
Лондонском клубах кредиторов. С
одной стороны, оно
« Объем госдолга в 2010 г возрастет до 13,4 % ВВП против 10,5 % ВВП в 2009 г. размер внешнего долга составит в 2010 г 2 трлн. 97,5 млрд. руб. против 1 трлн. 360,9 млрд. руб. Размер внутреннего долга в 2010 г увеличится до 3 трлн. 591,8 млрд. руб. против 2 трлн. 698,3 млрд. руб. в 2009 г.
В 2011 г размер госдолга достигнет 15,7 %. При этом размер внешнего долга составит 2 трлн. 984,5 млрд. руб., а внутреннего – 4 трлн. 355,7 млрд. руб. В 2012 г размер госдолга составит 16,4 % ВВП, размер внешнего долга - 4 трлн.6,8 млрд. руб., внутреннего – 4 трлн. 557,3 млрд. руб.
Объем госдолга РФ в
2010 г составит 13,4% ВВП, в 2011 г – 15,7%
ВВП, в 2012 г – 16,4% ВВП »2
2.2 Анализ управления
Государственным долгом
в России
В условиях мирового кризиса резко возрастает значение антикризисных мер
по минимизации его последствий. В связи с этим повышается роль инструментов государственной долговой политики как источника финансовых ресурсов, необходимых для экономики. Сейчас, когда для российской экономики все более актуальным становится вопрос о финансировании бюджетного дефицита, механизмы формирования
госдолга должны стать объектом более пристального внимания.
Подходы регуляторов на предкризисном этапе
Основные направления долговой политики, проводимой за последние 5–7 лет, в частности, предпологали:
- увеличение объемов государственного внутреннего долга;
-замещение государственных внешних заимствований внутренними;
- досрочное погашение внешнего долга;
-стерилизацию излишней денежной массы в антиинфляционных целях.
Задачи антикризисного управления, которые стоят сегодня на повестке дня, приводят к необходимости модификации проводимой долговой политики. При этом традиционные подходы под воздействием бюджетного дефицита,
потребности в дополнительных
госгарантиях и иных факторах приобретают
в кризисных условиях новое содержание.
Долги и бюджетная политика
В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011-го и 2012 года подчеркивается, что
кратко- и среднесрочная политика в области государственного долга
РФ направлена:
- на обеспечение сбалансированности федерального бюджета;
-развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
-активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
Ключевые задачи
в области государственных
объема внешнего долга и расходов на его обслуживание с объемом
ВВП, экспорта, ЗВР, доходами федерального бюджета и т.д.) останутся
на более благоприятном уровне по сравнению с другими странами.
Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное
сокращение общей величины государственного долга РФ. В первую
очередь это связано
со значительным снижением в 3 раза
внешнего долга (рис. 1).
Хотя доля внутреннего
долга в структуре общего долга увеличилась
(с 16% на 01.01.2004 до 56 – на 01.08.2009), тем не менее
отношение внутреннего государственного
долга к ВВП заметно сократилось ( рис.
2)
Результатом проводившейся политики замещения внешнего долга внутренним стало заметное снижение нормы обслуживания государственного долга: с 9,9% в 2006 г. до 1,6 – в 2008 г. В дальнейшем предусматривается сохранение преемственности в сфере долговой
политики, в первую
очередь в области
взаимодействия с международными финансовыми организациями.
В кратко- и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга может продолжить рост при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренними.
При этом возможны:
- полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств;
-ускоренная реализация большинства действующих проектов, осуществляемых в рамках соглашений о займах;
- внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов российскими юридическими лицами без осуществления государственных заимствований РФ.
Особенности текущей долговой политики
Предполагается модификация ряда подходов проводимой долговой политики. Это, в частности, связано с прогнозируемым дефицитом
госбюджета в 2009–2012
гг. (рис. 3).
Согласно данным Минфина РФ, государственный долг страны может составить (в трлн руб.): на 1 января 2011 г. – 5,7; на 1 января 2012 г. – 7,3; на 1 января 2013 г. –8,6. В итоге снижавшееся до 2008 г. отношение совокупного объема государственного долга Российской Федерации к ВВП может вновь
начать расти (рис.
4).
Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках, как ожидается, увеличится с 17,8 млрд в 2010 г. до 20,0 млрд .долл. в 2012 г. Предполагается, что доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета превысит в 2012 г. 6%.
В настоящее время отношение государственного долга РФ к ВВП гораздо ниже, чем во многих других странах (рис. 5) причем в последние годы этот показатель во многих государствах увеличивался. Планируемое регуляторами повышение в 2,5 раза отношения
государственного долга РФ к ВВП (с 6,46% в 2008 г. до 16,41— в 2012 г.)
в целом соответствует зарубежной практике. Анализируя проблему
в 2007 г., Центр стратегического анализа (ЦСА) подчеркивал следующее: с учетом возможного изменения геополитических и геоэкономических факторов можно предположить повышение роли механизмов как внутреннего, так и внешнего госдолга. Последующие события заставили обратить внимание на эти основополагающие принципы долговой политики. В кризисный период возникает необходимость в дополнительной господдержке кредитования, инвестиций, экспорта промышленной продукции. В итоге существенно повышается роль госгарантий в системе долговой политики
Внутренний государственный долг РФ: объем, структура и выплаты
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, составляет 1,512 трлн руб. (по состоянию на 01.08.2009), причем летом
этого года тенденция
к его снижению сменилась на обратную
(рис. 6).
Российский внутренний государственный долг формирует относительно небольшое число инструментов, состоящих из четырех видов государственных облигаций. В настоящее время основную часть в его структуре составляют ОФЗ-АД. Это является результатом улучшения внешне экономической конъюнктуры и макроэкономических показателей
в предкризисный период, позволившим правительству привлекать
средства под более низкую доходность. Виды облигаций, составляющих
внутренний долг,
постоянно меняются (рис. 7)
и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится 7–13 лет. К числу так называемых «долгожителей» можно отнести ГКО, получившие
широкую международную известность в связи с кризисом 1998 г. и
просуществовавшие с начала 1994 г. до конца 2006 г. Жизненный цикл
ОФЗ-ПД, вероятно, будет еще длиннее: этот вид ценных бумаг
существует с 01.01.1997.
По сравнению с ведущими странами рынок инструментов
внутреннего госдолга в Российской Федерации остается недостаточно развитым. Это касается, в частности, диверсификации используемых ценных бумаг.
Осуществление антикризисных мер и дефицит бюджета, вероятно, будут способствовать заметному увеличению объема внутреннего и внешнего госдолга РФ как в кратко-, так и среднесрочном плане, а также диверсифика-
ции его инструментов. В результате могут возрасти абсолютные и относительные показатели расходов по обслуживанию госдолга.
При ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятных внутриэкономических факторах возможно значительное повышение нормы обслуживания внутреннего и внешнего госдолга, что в перспективе может наложить дополнительную нагрузку на бюджет РФ.
Необходимо формирование и поддержание спроса на инструменты госдолга.
Важно
также, чтобы размещение новых бумаг на
рынке не привело к вытеснению финансовых
ресурсов из других сегментов экономики,
создавая там дополнительные проблемы
(эффект, определяемый термином crowding
out)3. В то же время расширение использования
инструментов дол-говой политики может
способствовать созданию более гибких
механизмов для решения актуальных проблем
в различных сферах бюджетной, денежно-кредитной,
социальной и т.д. При этом, однако, долговая
политика должна быть взвешенной и являться
предметом постоянного мониторинга.
4