Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «государственный долг»
-изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
- определить принципы управления государственным долгом;
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешнего и внутреннего государственного долга

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 1.02 Мб (Скачать)

  5.По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

Государственные займы  выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Государственные  займы являются добровольными.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты;

  6.По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды :

- процентные займы,  доход по которым устанавливается  в форме фиксированного процента  от номинала. При этом может  устанавливаться как твердо фиксированная  на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть  такая, которая изменяется в  зависимости от различных факторов, прежде всего от спроса и  предложения на кредитном рынке.  Выплаты процентного дохода осуществляется  на купонной основе. Она может  проводиться ежегодно, раз в полугодие,  ежеквартально. Такой тип займа  является основным, так как именно  в процентных бумагах размещена  основная часть государственного  долга в промышленно развитых  странах;

- дисконтные займы,  они характерны тем, что государственные  ценные бумаги приобретаются  с определенной скидкой, а погашаются  по номинальной стоимости. Данная  разница представляет доход кредитора.  На таких ценных бумагах отсутствуют  купоны, поэтому их еще называют  облигациями с нулевым купоном.

- выигрышные займы,  доход по которому осуществляется  на основе тиражей выигрыша. Доход  таким образом, получают не  все кредиторы, а только, те  чьи облигации выиграли. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

- индексационные  займы, доход по которым выплачивается  посредством индексирования номинальной  стоимости первоначально приобретенных  инвестором ценных бумаг.

Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в  государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства  могут установить льготы по налогообложению  доходов, полученных от государственных  ценных бумаг;

  7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В таком случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. А в случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговыx обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду;

  8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (такая форма наиболее удобна, в случае если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта). Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений oт объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока;

  9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода, а также займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например, ставки по межбанковским кредитам в стране;

  10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

Государственный долг требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение  заемных средств, так и на их погашение.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

- наличие кредиторов, у которых есть временно свободные  средства;

- доверие кредиторов  государству;

- заинтересованность  кредиторов в предоставлении  займов государству;

- возможность государства  своевременно и полностью возвратить  долг и выплатить доход.

Источниками погашения  государственных займов могут выступать:

- доходы от инвестирования  заемных средств в высокоэффективные  проекты;

- дополнительные  поступления от налогов;

- экономия средств  от сокращения расходов;

- эмиссия денег;

- привлечение средств  от новых займов (рефинансирование  долга).

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа  и установление стабильности государственных  ценных бумаг на финансовом рынке.

Делая выводы, можно  сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов  финансовых отношений.  
 
 
 

      2.Глава.Государственное  регулирование внешнего  и                                  внутреннего долга РФ.

 

2.1Принципы  управления государственным   долгом на современном  экономическом уровне

     Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. И Россия не является исключением. Государственный бюджет Российской Федерации, хоть и является бездефицитным, не в состоянии «выкроить» необходимые для проведения реформ средства. Но политика внешних заимствований не должна быть бездумной: еще лишь ведя переговоры о получении кредита от иностранного государства, Россия уже должна знать до мельчайших подробностей как будут использоваться эти средства, с какой эффективностью и за счет чего этот долг будет погашаться.

     Существование  государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства  по его управлению. Под управлением  государственным долгом понимают  совокупность действий государства  в лице его уполномоченных  органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания  государственного долга.

     Понятие  управления государственным долгом  может рассматриваться в широком  и узком смыслах.

     Управление  государственным долгом в широком  смысле предполагает:

-формирование политики  в отношении государственного  долга;

-определение основных  показателей и предельных значений  государственной задолженности;

-установление основных  направлений воздействия на микро-  и макроэкономические показатели;

-выделение приоритетных  направлений использования привлеченных  ресурсов и т.д.

     Определение  политики в отношении государственного  долга и его верхний предел  устанавливают законодательные  органы власти, а оперативное  управление им осуществляет исполнительная  власть.

     Управление  государственным долгом в узком  смысле предполагает определение  условий выпуска, обращения и  погашения конкретных государственных  ценных бумаг.

     Еще  более узкая трактовка управления  государственным долгом предполагает  регулирование состава и структуры  совокупного государственного долга  при его неизменной величине. В ее рамках объектами регулирования  являются:

-структура сроков  обращения различных долговых  обязательств;

-структура кредиторов (посредством выпуска нерыночных  займом, предназначенных для определенных  групп кредиторов).

     Цель  управления государственным долгом  заключается в нахождении оптимального  соотношения между потребностями  государства в дополнительных  финансовых ресурсах и затратами  по их привлечению, обслуживанию  и погашению.

     В основу  управления государственным долгом  положены следующие принципы:

1   безусловности — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

2   единства учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

3   единства долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

4   согласованности — создание максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

5    снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих уменьшить как риски кредитора, так и риски инвестора;

6    оптимальности — создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

7   гласности — предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

     Управление  государственным долгом осуществляется  с помощью следующих методов:

-рефинансирования  — погашения части государственного  долга за счет вновь привлеченных  средств;

-конверсии — изменения  доходности займа;

-консолидации —  превращения части имеющейся  задолженности в новую с более  длительным сроком погашения.  Чаще всего использование этого  приема связано с желанием  государства устранить опасность,  которая может грозить денежно-кредитной  системе в случае массовых  требований по погашению задолженности;

-новации — соглашения  между государством-заемщиком и  кредиторами по замене обязательств  в рамках одного и того же  кредитного договора,

-унификации —  решения государства об объединении  нескольких ранее выпущенных  займов;

-отсрочки — консолидации  при одновременном отказе государства  от выплаты дохода по займам;

-дефолта — отказа  государства от уплаты государственного  долга.

      Современный  внешний долг РФ складывается  из трех составляющих.

1. Долги перед  кредиторами из западных стран.  Их можно разделить на 4 группы.

     Первую  группу составляет задолженность  перед так называемыми официальными  кредиторами, т.е. перед коммерческими  банками западных стран, предоставляющими  средства взаймы под гарантии  соответствующих правительств или  при страховании кредитов в  государственных структурах. Регулирование  задолженности этого вида входит  в компетенцию Парижского клуба  — особого международного координирующего  органа, членами которого являются  официальные представители стран,  являющихся наиболее крупными  международными кредиторами.

     Вторую  группу составляют кредиты, предоставляемые  коммерческими банками западных  стран самостоятельно, т.е. без  государственных гарантий. Регулирование  такой задолженности осуществляет  Лондонский клуб, который представляет  собой неофициальное объединение  представителей банков-кредиторов.

     К третьей  группе относятся кредиты, предоставленные  различными западными коммерческими  структурами. Они связаны в  основном с поставкой товаров  и оказанием услуг.

Информация о работе Государственный долг РФ