Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:38, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 4
1.Государственный бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. 6
2.Рассмотрение бюджета. 16
3.Доходы государственного бюджета. 18
4.Рассходы государственного бюджета. 20
5. Бюджетный дефицит и профицит и способы его финансирования. 26
6.Заключение. 29
Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.
– доходы
федерального бюджета по группам, подгруппам
и статьям классификации доходов бюджетов
Российской Федерации;
Утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.
Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.
Принятый
Государственной Думой
3. Доходы государственного бюджета
Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Так,
в бюджетной классификации
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов.
В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.
Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов:
а) с наследства и дарений;
б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений.
Такие
специфические налоги не вносят существенного
вклада в доходную часть бюджета.
4.
Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Категория
расходов бюджета проявляется через конкретные
виды расходов, каждый из которых может
быть охарактеризован с качественной
и количественной сторон. Качественная
характеристика позволяет установить
экономическую природу и общественное
назначение каждого вида бюджетных расходов,
количественная – их величину. Расходы
бюджета представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением государством своих
функций. Эти затраты выражают экономические
отношения, на основе которых происходит
процесс использования средств централизованного
фонда денежных средств государства по
различным направлениям. Расходная часть
охватывает всю экономику, так как государство
учитывает экономические интересы общества
в целом. На величину и структуру расходов
федерального бюджета влияют множество
факторов, как-то: государственное устройство,
внешняя и внутренняя политика государства,
общий уровень экономики, уровень благосостояния
населения, размер государственного сектора
в экономике и многие другие факторы. Через
бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели
– организации производственной и непроизводственной
сферы, являющиеся получателями или распорядителями
бюджетных средств. Бюджет определяет
только размеры бюджетных расходов по
статьям затрат, а непосредственные расходы
осуществляют бюджетополучатели. Кроме
того, за счет бюджета происходит перераспределение
бюджетных средств по уровням бюджетной
системы через дотации, субвенции, субсидии
и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят
в основном безвозвратный характер.
На возвратной
основе могут предоставляться только
бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи
расходов бюджета РФ: управление, оборона,
поддерживание правопорядка, социальное
обеспечение, здравоохранение, культура,
образование, а также обслуживание внешнего
государственного долга.
Формы расходов бюджетов:
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом
В
зависимости от ориентации государственного
регулирования структура
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды: