Банковский продукт. Свойства и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение сущности и содержания банковских продуктов и услуг, а также организацию эффективных продаж банковских продуктов и услуг..
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и характеристику банковских продуктов и услуг, их виды.
2. Изучить методы продаж, правила эффективной продажи банковских продуктов и услуг.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковская система, являясь  неотъемлемой частью экономической  системы любой страны, занимает стратегическое положение в экономике, что определяется ее целями, задачами, функциями, а также  воздействием на другие системы. Любой  сбой в функционировании банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих субъектов. Современная банковская система России развивается под воздействием как позитивных внешнеэкономических факторов, так и внутренних социально-экономических процессов, которые создают благоприятные условия для развития кредитования реального сектора экономики.

В процессе своей деятельности любой банк вступает в контакт  с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д. С  ними банк взаимодействует с целью  оптимизации прибыли. Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации. Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов и включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей и т.п.

Рынок розничных банковских услуг только формируется и имеет  огромный потенциал роста (по статистике, 50-60% населения практически не пользуются банковскими услугами). Денежные доходы населения растут, что ведет к росту сбережений, а они являются важным источником формирования пассивов для банков, так как могут служить дополнительными ресурсами для кредитования населения.

Актуальность настоящей  работы обусловливается стремительным  развитием рынка банковских продуктов и услуг, постоянной либерализацией выдачи кредитов, необходимостью снижения кредитных рисков, отсутствием у населения четкого понимания механизма кредитования и специальной регулирующей нормативно-правовой базы.

Цель курсовой работы - рассмотрение сущности и содержания банковских продуктов и услуг, а также организацию эффективных продаж банковских продуктов и услуг..

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:

1. Рассмотреть понятие и характеристику банковских продуктов и услуг, их виды.

2. Изучить методы продаж, правила эффективной продажи банковских продуктов и услуг.

Предметом исследования данной курсовой работы является - банковские продукты и услуги, эффективность  их продаж..

Объект исследования - кредитные организации, осуществляющие разработку и внедрение новых банковских продуктов и услуг.

Теоретической основой  данной работы стали труды ведущих  отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, денежно-кредитные  аспекты экономической политики государства, основы функционирования коммерческих банков, их места и роли в рыночной экономике.

Информационной базой  при выполнении данной работы являлись нормативные и законодательные  акты РФ, разработки ведущих организаций  по банковскому делу, монографии и статьи в научных журналах. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, материал работы иллюстрирован рисунками и таблицами. В конце работы приводится список литературы, включающий законы и нормативные акты РФ, монографии и статьи периодической печати.

 

 

 

Глава 1. Сущность банковских продуктов и услуг

1.1 Понятие банковского  продукта и банковской услуги

 

В современном мире понятия  банковский продукт, банковская услуга трактуются по-разному. В теоретических  работах и в практической банковской деятельности эти понятия используются некорректно применительно к истории товарно-денежных отношений. Так, достаточно часто встречается отождествление понятий банковский продукт и банковская услуга.

В банковском деле используется понятия банковский продукт, банковская услуга, товар. Рассмотрим их подробнее.

Понятие банковский товар  в литературе отсутствует и в  практике не используется, хотя банки  оперируют не просто продуктами и  услугами (банковскими). Они фактически производят и продают их в товарной форме.

Специфика банковского  маркетинга обусловлена особенностями  самого банковского товара (продукта и услуги) и их отличиями от других товаров и видов экономической  деятельности.

Можно утверждать, что  банковский продукт - это конкретный банковский документ (или свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный, пластиковая карточка) и т. п.

Банковская услуга представляет собой разнообразные банковские операции по обслуживанию клиента. Банковский продукт и услугу в реальной действительности сложно вычленить, поскольку многие банковские операции (услуги) заканчиваются определенным документом.

Сходство банковского  продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковская услуга носит первичный характер, банковский продукт вторичный.

Банковской услуге присущи  определенные специфические черты [14]. Прежде всего, покупателю банковской услуги трудно разобраться и оценить, что продается до ее приобретения, а иногда даже после этого. Клиент вынужден верить банку, у него обязательно должен присутствовать элемент доверия к банку. Одновременно неосязаемость банковской услуги усложняет управленческую деятельность банковского работника. У него возникают две проблемы: во-первых - сложно показать клиентам свой товар; во-вторых - еще более сложно объяснить во всех деталях клиентам, за что они платят деньги.

Специфика банковской услуги заключается и в том, что в  отличие от материальных товаров  ее нельзя производить впрок и  хранить, она может производиться  только в момент ее востребования; эти  два процесса не могут быть оторваны друг от друга. Кроме того клиент банка не может сразу оценить качество предлагаемой и предоставляемой ему услуги.

 

1.2 Основные виды банковского продукта. 

 

Для создания четкой системы  управления розничным банковским обслуживанием  и последующего роста его эффективности необходимо строго классифицировать виды предоставляемых розничных банковских продуктов. Это позволит структурировать основные направления реальных потребностей потребительского рынка в розничных банковских услугах для оптимального распределения финансовых ресурсов банков.

Сберегательный  депозит - это денежные средства, размещаемые физическими лицами в банках и других кредитных организациях в целях хранения и получения дохода. В зарубежной практике к сберегательным относят депозиты, которые служат для накопления или вложения денежных сбережений населения, а также некоммерческих организаций и деловых фирм. При этом к сберегательным вкладам не относят денежные суммы, помещенные на счета, предназначенные для осуществления платежей. В российской практике к сберегательному депозиту относят срочные вклады населения.

Депозит до востребования - депозит без указания срока хранения, который возвращается по первому требованию вкладчика. Обычно по сберегательным вкладам начисляются проценты по ставкам ниже рыночных. Депозитом до востребования являются средства на чековом счете в банке. Движение средств по этим счетам (поступление и списание) может оформляться наличными деньгами, чеком или переводом. По договору банковского вклада банк, принявший поступившую от вкладчика денежную сумму, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. У большинства коммерческих банков депозиты до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре депозитов. Это, как правило, самый дешевый источник образования банковских ресурсов.

Предоставление  кредитов правительству осуществляется через приобретение банками краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных облигаций на сумму, составляющую определенную долю от всех имеющихся в банке депозитов. Эмитентом государственных облигаций выступает правительственный орган - Министерство финансов РФ.

Наиболее распространенным видом облигаций являются Государственные  краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). При принятии решения о выпуске определяются предельный объем, период его размещения и потенциальные владельцы. Банк России является уполномоченным агентом для выполнения служебных поручений по обслуживанию выпуска ГКО и гарантирует своевременность их погашения.

Потребительский кредит - кредит, выдаваемый для покупки каких-либо товаров или услуг, например, мебели, видеотехники или туристической путевки. Большинство потребительских кредитов на рынке выдаются с фиксированной процентной ставкой, которая сохраняется в течение всего срока кредита. При фиксированной процентной ставке кредитор требует, чтобы клиент ежемесячно вносил платеж для погашения кредита. Сумма ежемесячных платежей предварительно рассчитывается на весь срок кредитования, фиксируется в кредитном договоре, и состоит из выплаты части основной суммы кредита и выплаты процентов за пользование. Срок кредитования составляет от 6 месяцев до 25 лет.

Рассматривая потребительское  кредитования необходимо уделить внимание таким его основным видам как  автокредит, ипотечный кредит, образовательный кредит, кредит на неотложные нужды и кредитная карта.

Автокредит - кредит, выдаваемый банком на приобретение автомобилей, как новых, так и подержанных. Обычно выдается на срок от одного до пяти лет. Большинство кредитов на покупку машины на рынке выдаются с фиксированной процентной ставкой, которая сохраняется в течение всего кредитования.

Ставка и срок кредитования и рассчитываемые на их основе ежемесячные  платежи по кредиту являются ключевыми  факторами в выборе банка-кредитора. Ставка кредитования по автокредитам в настоящее время колеблется от 9 до 12 процентов годовых.

В настоящее время  в России порядка 60% всех автомобилей  покупается на заемные средства.

 


Образовательный кредит. Условия образовательного кредита иногда более выгодны, чем у обычного потребительского кредита.

Сумма кредита может составлять несколько тысяч рублей (в зависимости  от стоимости обучения и платежеспособности будущего студента), срок такого кредита - до 10 лет.

Кредит на неотложные нужды - это разновидность потребительского кредита, которая предоставляется заемщику для любых целей. Часто в анкетах банков вас просят указать, на какие именно цели вы берете этот кредит (например, покупка товаров, ремонт квартиры, возврат долгов и т. п.), но это вас ни к чему не обязывает. Средства кредита вы можете тратить исключительно по собственному усмотрению.

Суммы, которые выдаются в кредит на неотложные нужды, могут варьироваться  от 10 тысяч рублей до 1 млн.

Кредит на неотложные нужды в  настоящее время является одним из самых популярных видов кредитов. Заемщик получает средства на любые цели личного потребления. При расчете максимального размера кредита банком может быть учтен доход супруга или супруги заемщика либо другие дополнительные доходы заемщика.

Как правило, кредиты на неотложные нужды выдаются на срок от 1 года до 5 лет. При этом ставки по ним обычно выше, чем по целевым потребительским  кредитам, например, на покупку бытовой  техники, автомобиля или квартиры.

Кредитная карта - это именной платежно-расчетный документ в виде пластиковой карточки, выпущенный кредитным учреждением и удостоверяющий наличие у владельца карты кредита в данном учреждении. Получить кредитную карту сравнительно просто. В большинстве случаев банк-эмитент даже не потребует подтверждения дохода с места работы. Достаточно просто указать свои данные в заявлении на получение карты, и после телефонной проверки данных банк выдаст разрешение на выпуск карты. Банк-эмитент кредитной карты не требует обеспечения кредита, т.е. никакого залога не требуется. Однако в случае невозврата кредита по карте проценты будут продолжать накапливаться, кроме того, включаются так называемые проценты за невозврат кредита.

Основным преимуществом кредитных  карт является то, что клиенту не надо каждый раз обращаться в банк за кредитом; кредит по карте является автоматически продлеваемым.

Ипотечный кредит (ипотека) - кредит, выдаваемый для покупки недвижимости под залог недвижимости в качестве обеспечения возврата кредита. Обычно это долгосрочный заем, выдаваемый на срок от 10 до 30 лет. Ипотечный кредит может быть получен как под обеспечение недвижимостью, уже имеющейся в собственности, так и под обеспечение покупаемой недвижимости - как готовой, так и строящейся. Обеспечением по кредиту может выступать квартира, дом либо земельный участок. Ипотечный кредит может быть также использован на другие цели - например, на ремонт квартиры.

Однако в последнее  время все большее количество кредитных учреждений отказываются от этой практики и выдают ипотечные кредиты без первоначального взноса, что является несомненным преимуществом подобных программ.

Ипотечные кредиты выдаются с фиксированной процентной ставкой, которая сохраняется в течение  всего срока кредита, или с  плавающей ставкой, привязанной к ставке Центрального Банка РФ. При фиксированной процентной ставке кредитор требует ежемесячного внесения платежей для погашения кредита.

Информация о работе Банковский продукт. Свойства и виды