Анализ движения основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ движения основных средств на примере ОАО «Хлебозавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие основных средств;
рассмотреть теоретические аспекты анализа движения основных средств;
провести анализ движения основных средств на примере предприятия ОАО «Хлебозавод»

Оглавление

Введение
1. Теоретический аспект анализа основных средств
1.1 Сущность основных средств
1.2 Классификация основных средств
1.3 Методика анализа состава и движения основных средств
2. Анализ движения основных средств на примере ОАО «Хлебозавод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод»
2.1 Расчет основных коэффициентов анализа движения основных средств
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

анализ движения ос.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

По технической пригодности:

- пригодное оборудование;

- оборудование, требующее капитального ремонта;

- оборудование, которое нужно списать.

 

1.3 Методика анализа состава и движения основных средств

Результаты анализа состава основных средств позволяют разработать меры по оптимизации их структуры в целях повышения эффективности их использования. Изменение размера основных средств определяется сопоставлением наличия их на конец года с наличием на начало года, а также с отчетными данными предыдущих лет. Повышение удельного веса активной части основных средств является результатом технической оснащенности фирмы оборудованием и транспортными средствами. Увеличение доли основных непроизводственных средств свидетельствует о дополнительном вводе в эксплуатацию объектов социально-культурного или бытового назначения за счет собственных источников средств, т.е. улучшилась сфера обслуживания работников. Оптимальным размером данной группы считается, когда их удельный вес в общей стоимости основных средств составляет 23-27%.

Анализ динамики состава и движения основных средств предлагаем проводить во взаимоувязке с жизненным циклом товара и финансовыми результатами деятельности организации.

На этапе рождения осуществляется приобретение новых технологий и техники, активно ведется инновационная деятельность, однако прибыль невелика или она отсутствует по данному производству, так как произведенный усовершенствованный товар не имеет массовой продажи.

Этап развития характеризуется интенсивным развитием технологических систем (оборудования, технических средств, технологий), продукция которых востребована массовым потребителем, темпы роста выручки опережают темпы роста затрат.

Фаза зрелости - это стабильность в использовании оборудования и техники, хорошо известных конкурентам, но при этом отсутствует дальнейшее совершенствование технологической системы, происходит моральное устаревание основных средств. Произведенные товары находят сбыт, но прибыль уменьшается за счет перераспределения сегментов рынка в пользу других производителей.

На этапе старости, когда используется физически и морально изношенное оборудование и устаревшая технология производства, покупатели теряют интерес к продукции, так как существуют лучшие по качеству, цене и другим характеристикам товары, или меняются вкусы и предпочтения покупателей, которые были не учтены производителями. В результате темпы снижения объемов продаж возрастают, ассортимент товара сужается, возникает риск убыточности. Требуется диверсификация, техническое перевооружение и модернизация производства.

Следовательно, в процессе жизненного цикла товаров происходит движение основных средств, характеризующееся следующими показателями:

- коэффициентом обновления,

Коэффициент обновления характеризует затраты, направленные на расширение и замену одних средств другими;

- коэффициентом выбытия.

Прирост основных средств в стоимостном выражении может происходить за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, приобретения бывших в эксплуатации основных средств, безвозмездного поступления, аренды, переоценки.

Уменьшение стоимости основных средств может происходить в результате выбытия вследствие ветхости и износа, продажи, безвозмездной передачи на баланс другим предприятиям, уценки основных средств, сдачи в долгосрочную аренду;

- коэффициентом прироста:

- коэффициентом ликвидации:

- коэффициентом замены:

- коэффициентом расширения парка машин и оборудования.

Для расчета показателей необходимо брать первоначальную стоимость основных средств (форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу").

Техническое состояние анализируется:

- коэффициентом износа:

Возрастание коэффициента износа может быть обусловлено переходом на ускоренный метод начисления амортизации, приобретением или получением от других предприятий основных средств с уровнем износа больше, чем в среднем по предприятию, низкими темпами обновления, невыполнением плана по вводу в действие основных средств и модернизации производства;

- коэффициентом годности.

Повышенный коэффициент годности характеризует удельный вес неизношенной части основных средств и свидетельствует о хорошем состоянии средств. На практике коэффициент износа не отражает фактической изношенности основных средств, а коэффициент годности не дает точной оценки их текущей стоимости. Как уже отмечалось ранее, в связи с возможностью выбора линейного и ускоренного методов начисления амортизации будут получены различные результаты остаточной стоимости основных средств, величина которой отражается в разд. 1 бухгалтерского баланса "Внеоборотные активы", а это скажется на показателях уровня обеспеченности предприятия основными средствами, рентабельности их использования, ликвидности и платежеспособности предприятия. Например, используя один из методов ускоренной амортизации, величина износа будет больше, чем при линейном методе начисления, вследствие чего будет занижена рентабельность использования основных средств из-за уменьшения прибыли по причине завышения себестоимости. В то же время в структуре бухгалтерского баланса уменьшится величина труднореализуемых активов, повысив ликвидность баланса и платежеспособность фирмы, а также снизится налоговая нагрузка организации за счет налога на прибыль.

В российской практике отсутствует методика уменьшения стоимости основного средства в связи с его повреждением или моральным устареванием, что искажает финансовые результаты организации и показатели эффективности использования основных средств. В международном учете (МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов") изложен порядок пересчета балансовой стоимости активов в случае их обесценивания и признания от данного факта убытка. Снижение стоимости актива отражается в отчете о прибылях и убытках в том периоде, когда это было выявлено. Если же в дальнейшем руководство компании решит, что признаки обесценивания исчезли, тогда стоимость основных средств можно увеличить на сумму ранее признанного убытка. Кроме того, по МСФО при линейном методе начисления износа основных средств амортизацию не приостанавливают, если объект находится на консервации или временно не эксплуатируется, что является отличительным признаком отечественной практики. Необходимость внесения корректировок в ПБУ 6/01 в соответствии с международными стандартами наиболее очевидна при определении реальной стоимости имущества организации и ее использовании для расчета показателей эффективности использования основных средств.

Крайне важно отметить, что сумма амортизационных отчислений, с одной стороны, является денежным выражением потери физических и технико-экономических качеств основных средств и отражает стоимостную величину их износа. Начисленная сумма износа, накапливаясь, становится источником, необходимым для восстановления окончательно износившихся основных средств. Она приравнивается к собственным источникам финансирования, однако, как показывает практика, не используется по назначению.

С другой стороны, сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства или обращения и отражается на соответствующих счетах учета затрат на производство, и является одной из составных частей себестоимости, а при реализации продукции - частью выручки. Схему движения амортизации можно представить в следующем виде: начисленный износ -> себестоимость -> продажа продукции -> возмещение износа -> приобретение основных средств за счет износа.

Изложенное раскрывает влияние амортизационной политики предприятия на его финансовые результаты и финансовое состояние, и необходимость ее грамотной разработки в целях оптимизации налогооблагаемой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ движения основных средств на примере ОАО «Хлебозавод»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод»

ОАО «Хлебозавод» расположено по адресу: 423504, Россия, Республика Татарстан, г. Заинск, ул. Зеленая, 5. Филиалов не имеет. Форма собственности - частная.

Основной вид деятельности - производство хлебобулочных и кондитерских изделий.

Основной целью осуществления деятельности является получение прибыли.

Предметом деятельности ОАО «Хлебозавод» является: производство хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, ведение оптовой и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, торгово-посредническая деятельность. Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Средняя суточная выработка предприятия составляет 38,1 тн при максимально возможном выпуске - 76,2.

Хлебозавод открылся в 1934 году в приспособленном здании общежития. В 1967 году была произведена реконструкция и переоборудование. В настоящее время предприятие также нуждается в замене устаревшего оборудования.

До 1986 года хлебозавод входил в состав хлебопекарного объединения. В 1992 году предприятие изменило свою организационно-правовую форму, став акционерным обществом открытого типа. Учредитель АООТ «Хлебозавод» - Комитет по управлению государственным имуществом.

В связи с происходившими реформами, касавшимся АО, в частности их обязательной государственной перерегистрации и переименовании АООТ и АОЗТ в ОАО и ЗАО, хлебозавод был переименован и зарегистрирован как ОАО «Хлебозавод».

На предприятии шесть производственных линий. Хлебозавод постоянно расширяет ассортимент выпускаемой продукции, разрабатывая и используя различные новые рецептуры хлебобулочных изделий. С этой целью предприятие тесно сотрудничает с ВГТА. Начав свою деятельность с выпечки только одного наименования изделия - хлеба «Пшеничного», хлебозавод увеличил количество предлагаемых видов хлебобулочных и кондитерских изделий приблизительно до 150.

Предприятие состоит из следующих отделов: строительная группа, транспортный цех, отдел сбыта, отдел главного механика, отдел главного энергетика, торговый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, планово-экономический отдел.

Ремонт (текущий и капитальный) осуществляется силами самих цехов, поэтому ремонтная служба как самостоятельное подразделение отсутствует.

Согласуется план на техническое обслуживание и ремонт на основе данных за предыдущие периоды. Определяются объемы работ и соответственно им определяются и заказываются необходимые детали, запчасти, инструменты.

Энергоцех отсутствует. Поставки электроэнергии осуществляются по договоренности с предприятиями-поставщиками энергии. Для конечного выполнения заказов применяется транспортный цех. Доставка по городу осуществляется бесплатно.

Численность работников основного производства составляет 285 человек. Распределение их по категориям персонала определяется планом по труду, который составляется на полугодие и утверждается директором предприятия.

Штатное расписание рабочих основного производства отражается в плане по труду. Численность рабочих-сдельщиков устанавливается опытным путем, исходя из объема работ. На основном производстве работают 4 бригады по 12 часов в 2 смены (по две бригады в смену).

На технологических линиях основного производства работает 58 рабочих с разрядами от 2 до 5. Средний разряд рабочих составляет 3, 4, но на предприятии расчет среднего разряда не осуществляется. Учеников на предприятии нет, кадры набираются из числа людей, уже знакомых с производством и обученных.

Цены на продукцию обычно указываются предприятием в прайс-листе. В данном списке предоставлена продукция, как реально выпускающаяся, так и выпускавшаяся.

Цены основываются на себестоимости продукции, которая складывается из нескольких составляющих. Кроме того, в цену продукции включаются налоги с имущества и НДС. Таким образом, отпускная цена увеличивается на 3% (по хлебным изделиям) - 30% (по кондитерским изделиям).

Маркетинговый отдел отсутствует как самостоятельное подразделение, его функции выполняет один специалист из экономического отдела. Цели: продвижение товара, содействие сбыту. Задачами отдела являются изучение рынка и продукции конкурентов, поиск новых решений для содействия увеличению продаж.

Рынок предприятия - пищевой, представлен продуктами как первой необходимости и товарами повседневного спроса, так и изделиями, более относящимся к предметам роскоши и покупаемым случайно. Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на потребителей широкого круга, в основном с низким и средним достатком. Как правило, спрос на продукцию хлебозавода определяет уровень выработки.

Виды продуктов, производимых хлебозаводом, можно разделить на несколько групп: хлеб; диетические изделия; булочные изделия; сдобные изделия; кондитерские изделия; прочие изделия

2.1 Расчет основных коэффициентов анализа движения основных средств

Данные о наличии, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.

Информация о работе Анализ движения основных средств