Анализ деловой активности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Оглавление

Введение 4
Теоретическая часть 6
1. Эффективность управления капиталом 6
2. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности 7
3. Рентабельность и эффективность работы предприятия 10
4. Анализ положения компании на рынке ценных бумаг 13
Расчетная часть 18
Задание №1 18
Задание №2 20
Задание №3 23
Заключение 45
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

2.docx

— 85.00 Кб (Скачать)

Рентабельность совокупного  капитала рассчитывается по формуле:

, (1.4)

Применение данного показателя основано на предположении, что прибыль порождается капиталом и не зависит от стоимости имущества. Оценка капитала предприятия в этом случае прямо зависит от величины чистой прибыли, подтверждая что капитал — это актив, способный приносить прибыль. Недостатком такого подхода надо считать слишком большую условность оценки капитала и ориентацию больше на будущие доходы, чем на реально полученные. Другим важным недостатком показателя рентабельности совокупного капитала является то, что он искажает представление о финансовых результатах предприятия в условиях инфляции. Он оценивает эффективность экономической деятельности в зависимости от величины прибыли, полученной за отчетный период, но в будущем предприятие может столкнуться с совершенно новой ситуацией.

Важную информацию к размышлению  акционерам предприятия дает знание рентабельности собственного капитала:

, (1.5)

где величина собственных средств на начало и на конец года.

Данный показатель позволяет  оценить эффективность управления авансированным на этапе организации предприятия капиталом. Рост показателя свидетельствует о том, что финансовые менеджеры умело используют привлеченные финансовые ресурсы.

Если рассматривать предприятие  как инвестиционный проект, то потребуется оценить эффективность первоначальных вложений. Для этого необходимо знать период окупаемости собственного капитала:

, (1.6)

где СК - средняя стоимость  собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль.

Перечислив немалое число  критериев оценки, приходится тем не менее заметить, что названные показатели, даже если мы будем анализировать их динамику за ряд лет, не могут дать полную характеристику финансового положения предприятия.

Более строгая оценка финансового  положения и деловой активности предприятия предполагает решение целого спектра задач. Необходимо разработать систему критериев, в которой нормативное значение каждого показателя задано по классам финансового состояния и деловой активности в соответствии с практикой анализа предприятий данной отрасли. Нужно затем установить вес каждого оценочного показателя в системе индикаторов. Следует определить класс предприятия, или его рейтинг, как среднее арифметическое взвешенное из рейтингов по отдельным индикаторам. Такая работа позволит сравнить финансовое положение и деловую активность данного предприятия с другими предприятиями отрасли, всей экономики и даже с предприятиями других стран. Особенно это важно в том случае, когда руководство предприятия решает выпустить ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств для его развития.

 

4. Анализ положения компании на рынке ценных бумаг

Этот фрагмент анализа, называемый также анализом рыночной активности, выполняется, во-первых, сотрудниками финансовых служб компаний, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги, и, во-вторых, любыми участниками фондового рынка. Поэтому термин "рыночная активность" имеет, по сути, двоякий смысл: активность в отношении собственных ценных бумаг и активность в отношении ценных бумаг сторонних компаний. В первом случае речь идет о том, что любая компания, естественно, отслеживает изменение цен собственных акций и пытается доступными средствами воспрепятствовать динамике, представляющейся негативной, с позиции ее владельцев и руководства. Во втором случае речь идет об управлении инвестиционным портфелем компании.

Анализ в рамках описываемого блока не может быть выполнен непосредственно по данным бухгалтерской отчетности - нужна дополнительная информация; кроме того, помимо бухгалтерских данных к анализу привлекают внешнюю информацию о положении компании на рынках ценных бумаг. Основными показателями, используемыми в расчетах, являются: количество выпущенных акций, рыночная цена обыкновенной акции, размеры выплачиваемых по акциям дивидендов и др.

В акционерных компаниях  чистая прибыль распределяется на выплаты  по привилегированным акциям, обыкновенным акциям, на реинвестирование прибыли (т.е. использование ее на расширение производственно-финансовой деятельности). Если при выплатах по привилегированным акциям обычно исходят  из фиксированных ставок, то соотношение  между размерами выплат по обыкновенным акциям и величиной реинвестированной прибыли определяется успешностью текущей работы и стратегией развития фирмы. Акционеры могут предпочесть сиюминутной выгоде в виде полученных дивидендов по акциям вложение большей части доступной к распределению прибыли в развитие фирмы в надежде, что в будущем доходы по акциям существенно возрастут. Прибыль, вложенная в развитие фирмы, накапливается по годам и отражается в балансе отдельной статьей "Нераспределенная прибыль прошлых лет (отчетного года)" либо распределяется по фондам согласно выбранной учетной политике.

Любые решения в этой области  отражаются на положении фирмы на рынках ценных бумаг. Рыночная активность как раз и заключается в  том, чтобы выбрать оптимальную стратегию и тактику в использовании прибыли, ее аккумулировании, наращивании капитала путем выпуска дополнительных акций и даже влиянии на рыночную цену акции. Основные показатели этого блока таковы: доход на акцию, ценность акции, дивидендная доходность акции, дивидендный выход, коэффициент котировки акции. Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране окончательно еще не сложилась, приводимые названия показателей являются условными, а в скобках приводятся англоязычные названия.

Доход (прибыль) на акцию (Earnings Per Share, EPS). Представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на широкую публику - владельцев обыкновенных акций. Рост этого показателя или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции способствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо подчеркнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании, естественно, не приносит непосредственного дохода эмитенту (предприятию, выпустившему данные акции), вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными выгодами, например, растет доход от капитализации, возрастает заемный потенциал компании, становится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т.п. Основной недостаток данного показателя в аналитическом плане - пространственная несопоставимость ввиду неодинаковой рыночной стоимости акций различных компаний.

Ценность акции (Price/Earnings Ratio, P/E). Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию EPS. Коэффициент Р/Е служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за 1 руб. прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Для компаний, имеющих относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя "ценность акции".

Дивидендная доходность акции (Dividend Yield) выражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.

Дивидендный выход (Dividend Payout) рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя - доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.

Коэффициент котировки акции (Market-to-Book Ratio) есть отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Таким образом, она складывается из номинальной стоимости (т.е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.

Анализ рыночной и инвестиционной активности не сводится только к расчету описанных коэффициентов. Выбор путей наиболее целесообразного вложения капитала предполагает также использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики и получающих все большее распространение при проведении финансовых и коммерческих расчетов.


Информация о работе Анализ деловой активности предприятия