Анализ деловой активности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Оглавление

Введение 4
Теоретическая часть 6
1. Эффективность управления капиталом 6
2. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности 7
3. Рентабельность и эффективность работы предприятия 10
4. Анализ положения компании на рынке ценных бумаг 13
Расчетная часть 18
Задание №1 18
Задание №2 20
Задание №3 23
Заключение 45
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

2.docx

— 85.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Теоретическая часть 6

1. Эффективность управления капиталом 6

2. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности 7

3. Рентабельность и эффективность работы предприятия 10

4. Анализ положения компании на рынке ценных бумаг 13

Расчетная часть 18

Задание №1 18

Задание №2 20

Задание №3 23

Заключение 45

Список использованных источников 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа  нужны, прежде всего, собственникам, а  также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. И все эти пользователи информации, прежде всего, ставят себе задачу провести анализ финансового состояния предприятия на базе его бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях деятельности предприятия.

Финансовая отчетность хозяйствующих  субъектов становится основным средством  коммуникации и важнейшим элементом  информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Чем же объясняется такое внимание к отчетности? Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Результаты финансового  анализа необходимы, прежде всего, для  использования внутри предприятия:

  • для повышения эффективности предприятия;
  • для конкурентоспособности продукции и услуг;
  • для избегания банкротства и крупных финансовых неудач;
  • для роста объемов производства и реализации;
  • для максимизации прибыли и минимизации расходов
  • для выживания фирмы в условиях конкурентной борьбы.

Целью данной курсовой работы является расширение и углубление знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, рассмотрение и обобщение на примере избранной темы теорию и практику анализа, научиться делать обоснованные выводы по итогам работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Эффективность управления  капиталом

Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является не просто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах  с представителями различных партнерских групп. Система экономического рейтинга промышленных, торговых, финансовых корпораций в развитых капиталистических странах, основанная на такой оценке, четко определена. Она содержит фиксированный набор документов, содержащих финансово-экономические показатели, которые в обязательном порядке заверяются независимой аудиторской фирмой по итогам года. Заключение аудиторской фирмы, публикуемое в средствах массовой информации вместе с балансовыми отчетами, необходимо не только для инвесторов, акционеров корпорации, но и для налоговых инспекций, банков и других кредиторов. Высокий рейтинг, рассчитанный авторитетной аудиторской фирмой, — лучшая реклама в международном бизнесе. А на фондовом рынке действует правило: «Покупаются не акции — покупается компания».

В странах с развитой экономикой расчетами ключевых показателей финансовой активности, помимо специализированных организаций, занимаются правительственные учреждения.

В обобщенном же виде можно  утверждать, что оценка деловой активности предприятия сводится, в конечном счете, к определению эффективности управления капиталом, находящимся в распоряжении предприятия.

Показатели выручки от реализации и чистой прибыли позволяют  оценить эффективность управления всей суммой авансированного капитала. Показатель «производительность труда» оценивает эффективность управления трудовыми ресурсами (человеческим капиталом, в том числе и предпринимательскими способностями менеджеров). Показатель «фондоотдача» характеризует эффективность управления основным капиталом. Показатели оборачиваемости позволяют оценить эффективность управления оборотным капиталом. Комплексная же оценка деловой активности требует особого внимания к вопросам, которые возникают на пересечении различных сфер анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Управление оборотным  капиталом требует решений, основанных на компромиссе между доходностью и риском. Для большинства предприятий продолжительность операционного цикла оборотных активов, как правило, больше, чем продолжительность операционного цикла соответствующих пассивов. Это является существенной причиной возникновения нехватки оборотных средств.

Для преодоления дефицита источников оборотного капитала предприятию необходимы краткосрочные банковские кредиты, иные заимствования, а также возможность управлять дебиторской задолженностью. Однако дебиторская задолженность, денежные средства на расчетном счете, запасы и затраты в готовой продукции, другие элементы оборотного капитала оказывают различное воздействие на эффективность экономической деятельности. Поэтому финансовый менеджер должен уметь управлять не только величиной, но и структурой оборотного капитала.

Соответственно разными  оказываются цели менеджера относительно различных элементов оборотного капитала. Столь же несходны и модели управления ими. Среди них выделяют модели управления запасами, выпуском, ценой товара (услуги), производственными и технологическими процессами, дебиторской, кредиторской задолженностями и другими источниками оборотного капитала.

 

2. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности

Управление денежными  средствами начинается с момента  заключения договора на поставку продукции или с момента выписки покупателю счета-фактуры на оплату продукции и получения предварительной оплаты (возможны варианты), а заканчивается выплатами кредиторам, персоналу, бюджетам и т.п. При этом управление денежными средствами тесно связано с управлением дебиторской задолженностью, которая может возникнуть на различных этапах операционного цикла. Если дебиторская задолженность возникает на последнем этапе цикла производства и реализации продукции, она, как правило, переходит в состав оборотных активов, которые служат ресурсом для производства и реализации следующей партии товаров (работ, услуг), но это не всегда устраивает дебиторов. Анализ дебиторской задолженности имеет особое значение в периоды инфляции, когда такая иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.

Управление дебиторской  задолженностью состоит в выработке  и реализации политики ценообразования, инвестиций и кредита, направленной на ускоренное востребование долгов и снижение риска неплатежей. Неравномерность изменения цен на различные группы ресурсов и товаров в условиях инфляции должна быть также учтена в процессе управления.

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя анализ дебиторов, анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности, контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, разработку политики предоставления коммерческих кредитов, оценку параметров и реализацию авансовых, факторинговых, фьючерсных и других видов расчетов.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только на условиях предоплаты или, наоборот, о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской задолженности  и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Определенный интерес представляет рассмотрение динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Такой анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженностей характеризует финансовую устойчивость фирмы и эффективность финансового менеджмента. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия. Предприятие приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимым со стороны налоговых органов и кредиторов. Поэтому финансовые менеджеры обязаны решать не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. В этом случае важно изучить условия коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

Анализ дебиторской задолженности  предусматривает рассмотрение ее абсолютной и относительной величин, оценку их изменений по данным горизонтального и вертикального анализов баланса. Увеличение статей дебиторской задолженности возможно по разным причинам. Оно может быть вызвано неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров, неплатежеспособностью и даже банкротством некоторых потребителей, слишком высокими темпами наращивания объема продаж, трудностями в реализации продукции и т.д.

Целесообразно проводить  анализ дебиторской задолженности  по срокам образования (до 1 мес., от 1 до 3 мес., от 3 до 6 мес., от 6 мес. до 1 года, свыше 1 года). И это понятно. Ведь продолжительные неплатежи надолго отвлекают средства из хозяйственного оборота. В балансе дебиторская задолженность подразделяется на два вида: задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты, и задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты. Очевидно, учет суммы задолженности, проходящей по счетам, имеет смысл лишь до тех пор, пока существует вероятность ее получения. Разумно предположить, что эта вероятность зависит от продолжительности периода погашения дебиторской задолженности. Просроченная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе предприятия. Она включает в себя не оплаченные в срок покупателями счета по отгруженным товарам и сданным работам, расчеты за товары, проданные в кредит и не оплаченные в срок, а также векселя, по которым денежные средства не поступили в срок, и т. п.

В заключение назовем некоторые  наиболее общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью:

  1. Следует вести постоянный контроль за состоянием расчетов с покупателями.
  2. С целью уменьшения риска неуплаты одним или нескольким крупными покупателями следует по возможности иметь широкий круг потребителей.
  3. Необходимо учитывать, что значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия.
  4. Следует использовать опыт успешных предприятий по предоставлению скидок в случае досрочной оплаты товаров (работ, услуг), начисления кредитных процентов в случае задержки оплаты.

 

3. Рентабельность и эффективность работы предприятия

Показатели рентабельности позволяют оценить результаты деятельности предприятия в целом. Они дают также возможность сравнивать между  собой альтернативные варианты использования  авансированных ресурсов и текущих затрат с точки зрения их эффективности. Тем самым можно получить ответы на вопросы, интересующие каждого предпринимателя. Каким образом лучше использовать имеющийся в распоряжении капитал? Организовать производство или потратить часть денег, а остаток разместить на депозитном счете в банке? Если производить товары, то какие и в каком количестве?

Для оценки деловой активности акционерных обществ (или предприятий, выплачивающих дивиденды по ценным бумагам) применяется коэффициент устойчивости экономического роста:

 (1.1)

где - чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди акционеров);

D - дивиденды, выплачиваемые акционерам;

E - собственный капитал.

Важны и другие показатели рентабельности. Характеристикой эффективности управления служит рентабельность продукции:

Ррп =Прп /С*100%, (1.2)

где Ррп – рентабельность продукции;

Прп – прибыль от реализации продукции;

С - полная себестоимость реализованной продукции.

Эффективность затрат на основной вид деятельности и на другие ее виды позволяет сравнить показатель рентабельности основной деятельности:

 (1.3)

где ВП - валовая прибыль;

Выр - выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей).

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия