Истоки зарождения паблик рилейшнз в Америке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:02, доклад

Краткое описание

Разобраться в сути современной системы связей с общественностью, понять ее принципы и социальные функции практически невозможно, не совершив экскурса в историю становления паблик рилейшнз на американском континенте, не изучив опыта, накопленного обществом, с самого начала стремившегося сбросить оковы сословных и политических традиций Старого Света. Основы профессии паблик рилейшнз зарождались тут одновременно с борьбой американских патриотов за независимость и установлением республиканских демократических форм правления в отличие от европейских, монархических.

Файлы: 1 файл

пиар история.docx

— 20.07 Кб (Скачать)

Истоки зарождения паблик рилейшнз в Америке

Разобраться в сути современной  системы связей с общественностью, понять ее принципы и социальные функции  практически невозможно, не совершив экскурса в историю становления  паблик рилейшнз на американском континенте, не изучив опыта, накопленного обществом, с самого начала стремившегося сбросить оковы сословных и политических традиций Старого Света. Основы профессии паблик рилейшнз зарождались тут одновременно с борьбой американских патриотов за независимость и установлением республиканских демократических форм правления в отличие от европейских, монархических.

Сердцевиной американской революции  в ее человеческом измерении явились  апелляция к общественному мнению и влияние на него, целенаправленное использование каналов коммуникации и стремление привлечь на свою сторону  каждого индивида. Колонисты и  их лидеры изначально стремились убедить  в необходимости избавиться от колониальной зависимости не только рядовых эмигрантов и беженцев из Англии и других стран  Европы, но даже монархов старого континента.

Хотя профессия паблик рилейшнз как особая и отдельная от других в те времена еще не сформировалась, однако тактика и приемы этого ремесла стихийно, но неуклонно развивались. Лидеры борцов Америки за независимость не упускали ни единого случая, чтобы подхлестнуть наступательные действия, заручившись поддержкой своих новых политических планов со стороны общественности. Для этого использовались разнообразные пропагандистские средства: пресс-бюллетени, газеты, встречи с героями освободительного движения, лозунги, символы, риторика, паблисити, не говоря уже о митингах, парадах, выставках, поэзии, песнях, комиксах, салютах и др.

Стоит подчеркнуть, что, несмотря на отдельные факты искусственного нагнетания эмоций вокруг некоторых  событий, основоположниками принципов, которыми и сегодня пользуются в  сфере паблик рилейшнз, являются Самуэль Адаме и его соратники по руководству борьбой Америки за независимость. Благодаря их творческим находкам, новым подходам к мобилизации общественного мнения была продемонстрирована эффективность целого ряда приемов и методов связей с общественностью, вошедших в арсенал современных паблик рилейшнз:

• необходимость создания организации, способной возглавить кампанию и сплотить людей (такими организациями  были бостонская группа «Сыновья свободы», основанная в 1766 году; «Корреспондентские комитеты», зародившиеся в Бостоне  в 1775 году);

• использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие (например, «Древо свободы»);

• использование лозунгов, преподносящих сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов (к примеру, лозунг: «Свобода или смерть»);

• организация событий, привлекающих внимание общественности, провоцирующих  дискуссии и тем самым структурирующих  общественное мнение (например, упомянутое уже «Бостонское чаепитие»);

• опережение оппонента  в интерпретации происшедшего, чтобы  изложенная первичная оценка события  была воспринята как единственно  правильная («Бостонская бойня»);

• необходимость постоянного  и непрерывного использования в  ходе кампании всех возможных, каналов  влияния на общественное мнение и  пропаганды новых идей и убеждений.

Такие подходы к связям с общественностью, к более эффективному общению с населением оказались  намного результативнее действий метрополии, полагавшейся не столько на пропагандистскую работу, сколько на существующее в  то время колониальное право и  давление военной силы. Не случайно в условиях войны Америки за независимость эмоционально окрашенные политические баталии оказались более плодотворными, нежели сражения с использованием огнестрельного оружия.

Следующим важным этапом в  развитии инструментария паблик рилейшнз в США стал период создания американской конституции. Борьба вокруг нее, как известно, развернулась между федералистами и их противниками. Она велась на страницах прессы в виде статей, памфлетов и произведений других литературных жанров с целью убедить публику в необходимости ратификации конституции. Американские политические лидеры Александр Гамильтон, Джеймс Медисон и Джон Джей, взяв общий псевдоним Паблиус, писали и рассылали в ведущие редакции газет пламенные воззвания в поддержку конституции. Все эти письма (а их было 85) впоследствии были изданы как единый документ под названием «Письма федералиста». Они и в наше время используются для интерпретации положений американской конституции.

Раскрывая содержание этих пропагандистских усилий основателей  американской демократии как одного из примеров наиболее удачных связей с общественностью, американский историк  Аллан Нэвинс писал: «Достижение общенационального одобрения конституции явилось по сути делом паблик рилейшнз, и Гамильтон, с его острым инстинктивным пониманием ситуации, заботясь о конституции, учитывал молчаливую покорность мыслящих людей; поэтому он и делился с ними своими мыслями...».

После принятия конституции  борьба вокруг нее не утихла, особенно по вопросам прав личности, защиты ее от посягательств правительственных учреждений. Подготовленные Медисоном первые десять поправок к конституции под общим названием «Билль о правах» были одобрены в 1791 году. Эти поправки имели чрезвычайное значение для становления паблик рилейшнз как профессиональной системы. Американские историки утверждают даже, что «Билль о правах», на основании которого гражданину гарантировались политические права и свободы, можно считать своеобразной ратификацией практики паблик рилейшнз.

В этом кроется великая  истина. Вот почему смело можно сделать вывод: только в обществе, где личность пользуется всей гаммой гражданских прав и свобод, где человек воспринимается как индивидуальность, на поступки которой можно повлиять лишь поощрением, убеждением, личной заинтересованностью, а не приказом или подчинением тотальной воле государства или коллектива, только там и тогда возникает историческая потребность в новой атмосфере отношений между людьми, между государством и гражданами, между организацией и общественностью, то есть объективная необходимость в развитии профессионального института паблик рилейшнз.

 

Бум формирования PR на Западе (сначала в США, затем в Европе) как самостоятельной сферы общественной жизни пришелся на шестидесятые годы, период формирования основ постиндустриального  общества. В 1970-х годах PR как отдельная  дисциплина вошел в программы  университетов и колледжей, PR-службы появились в каждой уважающей  себя фирме. В целом, сегодня можно  говорить об институционализации PR и  о достаточно сплоченном международном PR-сообществе, объединяющем PR-организации  большинства стран, прежде всего  Европы и США.

Развитие PR-деятельности в  Европе находилось под сильным влиянием американской теории PR. Но постепенно здесь начали формироваться собственные  научные школы.

В Германии складывалась особая концепция, трактовавшая связи с  общественностью как инструмент интеграции общественных сил, с помощью  которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической  и социальной сферах и сдержать так  называемый эффект отчужденности людей. Основные задачи PR заключались в  том, чтобы помочь отдельным субъектам  ориентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать  собственное мнение.

Представители французской  школы PR послевоенного периода тоже стремились выработать свои принципы и технологии, учитывающие человеческий фактор. В отличие от американской концепции связей с общественностью, где доминировал принцип продвижения  корпоративного интереса, гуманистический  характер французского PR позволил назвать  эту школу «стратегией доверия»

 

В Европе первые организации ПР и научные исследования появились уже после второй мировой войны. Они не носят столь прагматического характера и построены скорее на достижении гармонии между ожиданиями индивидуума, деятельностью организации и ценностями общества. Все они рассматриваются как равные партнеры в системе ПР, в результате чего общество в целом и его производственные отношения будут развиваться в сторону гуманизации, где ключевые позиции займут предприятия-граждане. В 50-е годы во Франции состоялось первое заседание делового клуба «Стеклянный дом», на котором присутствовали представители ряда крупных компаний и министерств. Основной задачей этого объединения было воплощение в практику методов улучшения человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом. Идею этой неформальной организации отражает английская пословица: «Людям, живущим в стеклянных домах, не следует бросаться камнями».

Во Франции  в 60-е годы на этих принципах было открыто первое высшее учебное заведение  коммуникативного типа СЕЛСА при  Сорбоннском университете — Высшая школа информационных и коммуникационных наук. В программу дисциплин включаются не только ПР, но и реклама, маркетинг, коммерческая и политическая коммуникация. Французские исследователи в своих конкретных исследованиях явно стремились очеловечить деловые структуры. Так, одна из популярных книг о ПР начиналась словами «Есть ли у организации душа?».

В послевоенной Германии службы ПР практически обязательны для крупных предприятий и правительственных и государственных учреждений, в стране работает около 100 агентств. Обязательным образованием по менеджменту обладают все ПР-мены, их средний возраст — около 40 лет, среди них много женщин.


Информация о работе Истоки зарождения паблик рилейшнз в Америке