Возникновение, развитие и становление концепции разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:49, реферат

Краткое описание

Концепция разделения и взаимодействия властей зарождалась в определенных исторических, политических и социальных условиях. В течение веков она подвергалась корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах.

Файлы: 1 файл

1 Возникновение.docx

— 27.82 Кб (Скачать)

     Русские государствоведы не поддерживали идею абсолютного разделения властей  в том виде, в котором она  изложена у Монтескье. Поэтому законодательная, исполнительная и судебная деятельность понимались в смысле разделения функций единой государственной власти между различными её органами. Но всё же в обозначении этих органов почти всегда применялось понятие «власть», что можно объяснить и научной традицией, и использованием терминов в законодательстве [21, с.45].

     Некоторые учёные, такие как А. А. Жилин, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, доказывают правильность классической схемы. Вот их основные доводы. С генетической точки зрения судебная деятельность выделяется раньше для удовлетворения одной из первых общественных потребностей человека ─  разрешения споров с себе подобными; судебная власть в зачаточной форме  старее всех других властей. Суд руководствуется  только началами права, а другие органы ─ и целесообразностью [21, с. 46] .

     Например  Бачило И.Л. считает, что на проведение экономических и социальных реформ влияет нерешенность проблемы разделения государственной власти по её традиционным структурам ─ законодательной , исполнительной и судебной. Слишком большой потенциал  энергии уходит на конфронтацию исполнительной и законодательной ветвей власти, внутриорганизационные отношения [1, с.28].

     Ю.А. Тихомиров утверждает, что существует четыре формы разделения властей  в обществе. Во-первых, это внутригосударственное  разделение, то есть формы осуществления  государственной власти. Во-вторых, политическое взаимодействие, плюрализм  как принцип выражения интересов  социальных общностей и их организаций. В-третьих, расширяющаяся сфера самоуправления и саморегулирования в гражданском  обществе. В-четвертых, международное  сотрудничество государств по обеспечению  прав человека на основе принципа консенсуса [32, с.209].

     Так что же такое «разделение властей»? Демичев Д.М. дает следующее определение: «Разделение властей – это  конституционный принцип организации  управления государственной жизнедеятельностью, суть которого заключается в разделении единой государственной власти на три  ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной  власти – законодательную, исполнительную и судебную и разграничение полномочий между ними» [4, с.203].

     Таким образом, данный принцип объективно выражается в специализации государственных  органов по видам деятельности, которые  наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны, независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать друг друга. При  этом ни одна из ветвей не может принять  на себя функции других и в тоже время не может действовать изолировано  друг от друга. Все ветви власти должны взаимодействовать, образуя единый государственный механизм [5, с.8].

     Теория  разделения властей считается в  настоящее время одним из самых  важных принципов организации и  деятельности государственного аппарата. Понятно, что само по себе разделение властей – это не самоцель и  не средство от пороков и недостатков  государственного управления. Но это, как показал исторический опыт, все  же лучшая из имеющихся конструкций.

Информация о работе Возникновение, развитие и становление концепции разделения властей