Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:49, реферат
Концепция разделения и взаимодействия властей зарождалась в определенных исторических, политических и социальных условиях. В течение веков она подвергалась корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах.
1
Возникновение, развитие
и становление
концепции разделения
властей
.
Концепция
разделения и взаимодействия властей
зарождалась в определенных исторических,
политических и социальных условиях.
В течение веков она
При рассмотрении процесса формирования концепции разделения властей можно выделить несколько важных, но отличающихся по своему содержанию и результатам периодов. Во-первых, создание мировоззренческого фона, обстановки, в которой стало возможным применение концепции разделения властей. Во-вторых, создание самой концепции, ее теоретическая обработка, становление и оформление в политико-правовых и философских источниках, а также первые попытки реализации теории разделения властей или хотя бы отдельных ее частей в политической практике ряда государств. В-третьих, это первые корректировки, дискуссии, которые неизбежно возникали с учетом первого применения теории в государственно-правовой сфере [22, с.208].
Эта
идея возникала у мыслителей древности.
Еще древнегреческий историк
Полибий восхищался той системой
распределения власти между различными
государственными органами, которые
существовали в республиканском
Риме. Власть в этом государстве, писал
он, поделена таким образом, чтобы
ни одна из ее составляющих частей не перевешивала
бы другую. «Дабы государство
неизменно пребывало в
Об «отдельных частях» государства писал, в частности, великий Аристотель: «Во всяком государственном устройстве основных частей три; вот они: первая – законосовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая – должности (именно какие должности должны быть вообще, чем они должны ведать, каков должен быть способ их замещения), третья – судебные органы» [19, с.225].
В
эпоху средневековья
Но при всей значимости эпохи средневековья следует все же признать, что более важным этапом, подготовившим основные идейные, теоретические и духовные предпосылки дальнейшей разработки и модернизации данной концепции, стали Реформация и Просвещение.
Так, к концу XVII века концепция разделения властей обрела основные черты. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье.
Дж.
Локк считал, что главная угроза
свободе состоит в
Однако необходимо заметить, что Дж. Локк, разделяя власти на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял все власти законодательным органам, поскольку «тот выше, кто может предписывать законы». Он не выделял отдельно судебную власть, так как считал её основным элементом исполнительной власти [39, с.7].
Крупнейшей фигурой, сыгравшей особую роль в этом процессе, стал Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред де Монтескье - великий просветитель. Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в его творчестве. Различая в каждом государстве три рода власти ─ законодательную, исполнительную и судебную.
«В государстве, то есть в
обществе, где есть законы, свобода
может заключаться лишь в том,
чтобы иметь возможность
Характеризуя ветви власти, Монтескье писал, что в силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую просто исполнительной властью государства»[19, с.232].
В его работе «О духе законов»
содержится критика древних
Монтескье критиковал деспотические государства и писал: «В деспотических государствах закон не существует: судья сам себе руководящий принцип… В условиях республиканского правления в природу государственной формы входит правило: судьи следуют тексту закона». «Судьи нации являются только рупором, озвучивающим текст закона, это существа без души, которые не могут уменьшать ни силу, ни строгость закона» [14, с.5].
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о разделении властей, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчётливо проявилось в Конституции США 1787г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г., в целом ряде других правовых актов.
Например, статья 16 названной Декларации гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» [27, с.5].
Авторы
Декларации имели ввиду не просто
какой либо письменный текст, названный
конституцией или основным законом
государства. Под словом «конституция»
они подразумевали
Конституция США построена на принципе разделения властей. Статья 1 начинается так: «Всей законодательной властью, здесь закрепленной, наделяется Конгресс США, который состоит из Сената и Палаты представителей». Статья 2 гласит: «Исполнительной властью наделяется Президент Соединенных Штатов», а в статье 3 сказано: «Судебной властью в Соединенных Штатах наделяется только верховный суд и те нижестоящие суды, которые будут по мере надобности образовываться и учреждаться Конгрессом» [18,с.112]. Как видно из выше написанного все власти поименованы и расставлены по местам.
Ещё
одним представителем, который исследовал
проблемы теории разделения властей, был
Иммануил Кант. Характеризуя различные
власти, он подчёркивал, что правосудие
должно осуществляться судом присяжных,
избираемым народом. Определяющее значение
в его теории, исходившей из идеи
народного суверенитета, придаётся
разграничению законодательной
и исполнительной властей. «Республиканизм,
─ писал он,─ есть государственный
принцип отделения
Дальнейшее свое развитие концепция разделения властей получает в № 51 «Федералиста»(1788г.). Здесь речь шла о создании системы, способной к саморегулированию. «Федералисты» утверждали, что «необходимо, чтобы все назначения на высшие должности в исполнительных, законодательных и судебных органах исходили от первоисточника власти – от народа – и шли не по сообщающимся друг с другом каналам» [22, с.223].
Концепция «Федералиста» завершает собой классический период развития теории разделения властей.
Что же касается современных интерпретаций теории разделения властей, то можно заметить, что на данном этапе прослеживается разное понимание и толкование теории разделения властей. Основные направления по которым прослеживаются разногласия следующие:
- разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике;
- разная интерпретация проблем соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики её применения;
- разноречивое понимание и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, и месте и роли судебных органов ─ с другой [24, с.53].
Исходя из того, что все три
ветви власти очень тесно
Значительные разногласия проявляются и при решении проблем соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики её применения. В научной литературе сложилось мнение, что существует не общая теория, а лишь принцип разделения властей. В своём практическом воплощении он направлен по мнению американского исследователя Б. Зигана, на то, чтобы разрешить внутренне противоречивую проблему, связанную с созданием такой государственно-правовой системы, которая, с одной стороны, «была бы достаточно властной, чтобы полностью выполнять своё предназначение, а с другой ─ не такой всесильной, чтобы подавлять общество и отдельных людей. Ведь хорошо известно, что неограниченная власть, независимо от того, в руках какого органа она сосредоточивается всегда содержит в себе риск быть постепенно трансформированной в неограниченную тиранию».
Довольно
устоявшимся при этом представлением
о разделении властей является мнение,
во-первых о том, что разделение властей
─ это не статика, а динамика,
процесс. А во-вторых, что это не
общая теория, а принцип, связанный
с построением «
Нескончаемые споры идут вокруг вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей, а также места и роли в рассматриваемой триаде судебных органов.
В
одних случаях акцент делается на
то, что в системе разделения властей
суд должен выступать своего рода
гарантом сложившегося их равновесия.
В других случаях суд в системе
разделения властей рассматривается
как своеобразный арбитр, как институт,
выступающий в качестве посредника
между законодательной и
При рассмотрении проблем оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей общей исходной посылкой является следующая: парламент (конгресс, Национальное собрание) принимает законы, а правительство (президент, кабинет) их исполняет.
Исполнительная власть может возрастать в основном благодаря двум причинам: во-первых, в силу «успешного давления президента на конгресс», а во-вторых, благодаря «добровольному делегированию конгрессом части своих законодательных полномочий исполнительной власти» [35, с.66].
Что же касается отечественных исследований в области теории разделения властей, то до весны 1985 года о ней говорилось с сугубо академических позиций или в критическом плане. Со ссылкой на классиков марксизма-ленинизма утверждалось, что в западных странах, в частности в США, эта концепция применяется господствующим классом буржуазии лишь в той мере, в какой она соответствует сложившимся отношениям [2, с.11].
С
началом «перестройки» и вплоть
до нынешних дней о теории разделения
властей говорят и пишут
В начале XX века теория разделения властей воспринималась в основном в критическом плане. Преобладали суждения, согласно которым государственная власть едина и неделима. Например, Ф.В. Тарановский указывал на единство государственной власти, в пределах которого сохраняется разделение органов в соответствии с основными функциями государственного управления [19, с.251].
Информация о работе Возникновение, развитие и становление концепции разделения властей