Важнейшие федеральные нормативно-правовые акты РФ о местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Правовая основа местного самоуправления. Соблюдение принципа соподчиненное нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления.
Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г.

Оглавление

1.Системы нормативно-правовых актов о местном самоуправлении………....3
2. Федеральное законодательство о местном самоуправлении……………..7
3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о местном самоуправлении и акты, принимаемые органами местного самоуправления……………………9
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

контр.готова.docx

— 30.38 Кб (Скачать)

Содержание:

 

1.Системы  нормативно-правовых актов о местном  самоуправлении………....3

2. Федеральное  законодательство о местном самоуправлении……………..7

3. Нормативно-правовые  акты субъектов РФ о местном  самоуправлении и                                       акты, принимаемые органами местного самоуправления……………………9

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Системы  нормативно-правовых актов о местном  самоуправлении

 

 Правовая  основа местного самоуправления  представляет собой взаимосвязанную  систему нормативных правовых  актов и правовых норм, регулирующих  вопросы организации и деятельности  местного самоуправления и его  предназначения, как института, в  общей системе управления.

Система нормативных правовых актов и  норм о местном самоуправлении имеет  следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы.

Первую  группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним  относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные  правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государственной  Думы Российской Федерации, имеющие  нормативный характер, постановления  Конституционного суда Российской Федерации  и т. д.).

Вторую  группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные  правовые акты исполнительных органов  государственной власти и должностных  лиц субъектов Российской Федерации.

Третью  группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся  решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе, положения о структуре  органов местного самоуправления, о  порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и  подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению  к подзаконным актам. Подзаконные  акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный  акт противоречит закону, то он не действует  в части противоречащей закону и  должен быть приведен в соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные  законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные  акты всех уровней органов государственной  власти и местного самоуправления. Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах  Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации  не должны противоречить Конституции  Российской Федерации,

 Федеральным  законам, а также нормативным  правовым актам, принимаемым Президентом  Российской Федерации и Правительством  Российской Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение  принципа соподчиненное нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом становления и развития института местного самоуправления. Нормативные акты о местном самоуправлении должны составлять единый согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства.

Согласно  статье 7 Федерального Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Далее Закон  устанавливает норму подчиненности  нормативных актов субъектов  Российской Федерации нормативным  актам Федерального уровня. Часть 2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами

 Российской  Федерации вопросов местного  самоуправления осуществляется  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и настоящим  Законом».

В части 3 этой же статьи Закон вводит норму  о согласованности остальных  законов, устанавливающих нормы  муниципального права с Конституцией Российской Федерации и базовым  Федеральным Законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это означает, что все принимаемые  нормативные акты не должны противоречить  не только Конституции Российской Федерации, но и названному Федеральному закону. Следовательно, и Конституция РФ и названный федеральный закон  являются фундаментом, на котором строится вся правотворческая деятельность всех органов государственной власти в области местного самоуправления.

В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные, полностью посвященные  регулированию всех или отдельных  отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдельные  нормы, касающиеся местного самоуправления.

Специальными  законами являются, например, Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный  Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный Закон «Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе  местного самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов  Российской Федерации, а также в  отдельных законах субъектов  Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

К таким  законам можно отнести Закон  Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и  другие, налоговый и бюджетный  кодексы.

 

 

 

 

 

 

2. Федеральное  законодательство о местном самоуправлении

 

Базовым, специальным законом, развивающим  нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе  местного самоуправления, является Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все остальные  законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции  Российской Федерации.

Другие  федеральные законы могут только развивать, более детально регулировать отдельные группы отношений, предусмотренных  названным

Федеральным Законом.

Законодательная деятельность федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации свидетельствует, что нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении и нормы Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления» нашли  развитие, как в федеральных законах, так и в законах субъектов  Российской Федерации. Мы уже называли эти законы, подразделяя их на две  группы: специальные и содержащие отдельные нормы, регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.

Специальным подзаконным нормативным правовым актом является, например, Постановление  Правительства Российской Федерации  от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной  программе государственной поддержке  местного самоуправления».

Отдельные нормы, регулирующие отношения в  системе местного самоуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации  «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности  в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г.

Подзаконные нормативные акты принимаются для  обеспечения выполнения норм Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов, регулирующих отношения в  системе местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормативно-правовые  акты субъектов РФ о местном  самоуправлении и акты, принимаемые  органами местного самоуправления

 

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. К ним относятся  конституции республик в составе  Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы  субъектов Российской Федерации  также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном  самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении.      В большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997 годах.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования  отношений в системе местного самоуправления.

В развитие и для исполнения законов субъектов  Российской Федерации исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации принимают  подзаконные акты о местном самоуправлении, которые также подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать законам субъектов Российской Федерации, в силу того, что законы обладают высшей юридической силой.

В системе  местного самоуправления также принимаются  нормативные правовые акты, входящие в единую систему правовой основы местного самоуправления.

К ним  относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний (сходов) граждан; решения представительных органов местного самоуправления; решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц местного самоуправления.

Устав муниципального образования является важным нормативным  правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.

Каждое  муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный  на основе действующего законодательства о местном самоуправлении.

Федеральный Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении имеют  отдельные статьи, устанавливающие  обязательность наличия у муниципальных  образований их уставов.

Информация о работе Важнейшие федеральные нормативно-правовые акты РФ о местном самоуправлении