Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:47, реферат
В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.
Как
школа в экономической науке
монетаризм в основу рыночных отношений
ставит денежно-кредитные отношения.
В послевоенный период роль монетаризма
возродил известный американский ученый,
лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (чикагск
В
отличие от кейнсианцев,
Сторонники монетаристског
Рассмотрение
двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной
политики монетаристами и кейнс
1)
монетаристы считают, что
2) кейнсианцы в своем механизме проведения денежно-кредитной политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.
Следует
иметь в виду, что конкретная денежно-
Приоритетная
роль монетаризма в разработке
и проведении денежно-кредитной
-
регулирование количества
-
регулирование банковских
- регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;
- регулирование ставкой процента и т.д.
Суть монетаризма можно свести к двум основополагающим тезисам:
1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.
2. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег (рост не более 3—5% в год).
Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.
Рыночная
система, если она не подвергается государственному
вмешательству, считают они, обеспечивает
значительную макроэкономическую стабильность.
Государственное управление считается
бюрократическим, неэффективным и даже
вредным для индивидуальной инициативы;
оно подавляет свободу человека. Государственный
сектор, по их мнению, должен быть как можно
меньше. Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетари
Обосновывая
подходы к государственному
экономическому регулированию в
современных условиях, западные ученые
ссылаются на так называемую
теорию "фиаско" (т.е. недостаточности,
несостоятельности) рынка и государства.
Там, где рынок не может обеспечить оптимальное
распределение ресурсов, там, где рынок
терпит неудачу, рыночное саморегулирование
должно быть дополнено различными
формами ГРЭ. И наоборот — неэффективность ГРЭ,
Анализ
западных теорий и мирового опыта показывает,
что существует более или менее стандартный
набор общепринятых форм и методов ГРЭ. В
современной смешанной экономике развитых
индустриальных стран процесс дерегулирования,
т.е. сокращения масштабов прямого государственного
вмешательства в процесс воспроизводства, сопровождаетс
Перестройка всей системы государственного регулирования экономики, адаптация ее к изменившимся условиям выразились вдиверсификации экономической политики государства — policydiversiti, т.е. разнообразии государственной экономической политики.
Переоценка
ценностей в сфере ГРЭ в
индустриально развитых странах
влечет за собой и смену его
объектов, уменьшение значения отраслевого
принципа. Критерием предоставления
государственной финансовой помощи и
поддержки становится не столько необходимость
развития определенной отрасли или сектора
национальной экономики, отдельных низовых
звеньев народного хозяйства, сколько
достижение приоритетных стратегических
целей: ресурсосбережение,
Одновременно происходит и переориентация ГРЭ, смещение ее акцентов. Усиливается активная деятельность государства, направленная на расширение возможностей конкурентно-рыночного регулирования. Главной его задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке.
Активизируется
и другая функция ГРЭ, которая
состоит в общей координации
Отличительной
чертой французского планирования на
современном этапе является его
исследовательский характер. На основе
глубокого и всестороннего
В Японии, где индикативное планирование используется около 40 лет, план определяет долгосрочные направления экономической политики правительства, прогнозирует возможные трудности при ее проведении и меры по их преодолению, задает ориентиры деятельности предприятий и роста благосостояния нации. Планы имеют гибкий характер, легко корректируются применительно к новой экономической конъюнктуре.
Одной из главных составляющих долгосрочной стратегии государства во многих странах с развитой смешанной экономикой является социальная политика. Она включает политику доходов и цен, занятости населения, социальную защиту и социальные гарантии и другие сферы государственного социального регулирования:
При
всех особенностях и различиях японской
и европейской моделей
Смена приоритетов государственного регулирования в развитых индустриальных странах за последние десятилетия выразилась и в том, что на первый план наряду со стимулированием развития конкурентной сферы выходят действия государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды и экология и т.д.
Опыт ГРЭ в индустриально-развитых странах для России предполагает конкретно-исторический подход и к этому опыту, и к нынешнему состоянию нашего общества, его проблемам и противоречиям. С одной стороны, налицо феномен неуправляемости экономики, с другой стороны: низкая финансовая, платежная и налоговая дисциплина, низкий профессиональный уровень аппарата управления, отсутствие достоверной информации, в том числе статистической о процессах, происходящих в народном хозяйстве. В России не сложились еще зрелые рыночные отношения. Это означает, что у нас недостаточно развита рыночная инфраструктура, слаба законодательная база, дефицит кадров, подготовленных к работе в условиях рыночной экономики. Поэтому в условиях, когда старый хозяйственный механизм уже не действует, а новый — только формируется, необходимо создание российского варианта ГРЭ, эффективность которого находится в прямой зависимости как от силы государства, так и от степени зрелости рыночных отношений.
Итак, к факторам, которые определяют качество и эффективность ГРЭ, относится сильная государственная власть — законодательная, исполнительная и судебная. Качество и эффективность ГРЭ в значительной мере определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность ГРЭ зависят от адаптивности его методов и инструмент