- Муниципальная
служба учреждается и функционирует в
сфере публичной власти, ибо муниципальная
деятельность является публично-властной
деятельностью. Эта черта муниципальной
службы сближает ее с государственной
службой, тоже относящейся к сфере публичной
власти. Муниципальная власть (местное
самоуправление) и власть государственная
– формы публичной власти.
- Муниципальная
служба имеет специфические задачи, связанные
с обеспечением полномочий местного самоуправления.
К ним относятся: обеспечение самостоятельного
решения населением вопросов местного
значения, что предполагает наличие системы
эффективного функционирования демократических
институтов управления, позволяющих выражать
интересы и волю местного значения. К основным
задачам муниципальной службы относится
обеспечение прав и свобод человека и
гражданина на территории муниципального
образования. На муниципальную службу
возлагается основная тяжесть работы
по подготовке, принятию, исполнению и
контролю решений органов местного самоуправления.
Муниципальная служба признана также
стоять на защите прав и законных интересов
муниципального образования, его населения.
Государство устанавливает конституционный
запрет на ограничение прав местного самоуправления,
гарантирует его право на судебную защиту,
которое должны использовать органы местного
самоуправления в случае нарушения полномочий
местного самоуправления, законных интересов
населения муниципального образования.
- Система правового
регулирования муниципальной службы имеет
три уровня: федеральный, субъектов РФ
и муниципальный.
- Вопросы формирования
личного состава муниципальной службы,
аттестации муниципальных служащих, а
также и некоторые другие решаются муниципальными
образованиями самостоятельно на основе
законодательства о муниципальной службе
и ее собственных нормативных правовых
актов.
- Правовой
статус муниципального служащего и правовой
статус государственного служащего имеют
общие черты: стаж муниципальной службы
приравнивается к стажу государственной
службы; на муниципального служащего в
области пенсионного обеспечения в полном
объеме распространяются права государственного
служащего и т.п.
- Финансирование
муниципальной службы осуществляется
за счет средств местного бюджета.
Муниципальная
служба основана на следующих принципах,
закрепленных Законом
об основах муниципальной службы:
- принцип верховенства
Конституции РФ, федеральных законов и
законов субъектов Федерации над иными
нормативными правовыми актами, должностными
инструкциями. Он вытекает из ч. 2 ст. 4 Конституции
РФ и является общим для организации и
деятельности государственной, муниципальной
и иных видов служебной деятельности в
нашем государстве;
- принцип приоритета
прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственного действия.
- принцип самостоятельности
органов местного самоуправления в пределах
их полномочий.
Конституция
РФ признает и гарантирует местное
самоуправление, его самостоятельность
(ст. 12).
Муниципальная
служба не входит в систему государственной
службы, не является ее структурной
частью. Это самостоятельный институт
местного самоуправления. Органы государственной
власти не вправе вмешиваться в деятельность
органов местного самоуправления по
решению вопросов местного значения,
которые закон относит к ведению
муниципальных образований. Решения
органов и должностных лиц
местного самоуправления могут быть
отменены лишь органами и должностными
лицами, их принявшими, либо признаны недействительными
решением суда.
- принцип профессионализма
и компетентности муниципальных служащих.
Он требует от муниципальных служащих
знать свои права и обязанности, повышать
уровень своих профессиональных знаний
и навыков;
- принцип ответственности
муниципальных служащих за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей, признанный обеспечить
дисциплину в деятельности муниципальных
служащих, формирование чувства их личной
ответственности за порученное дело;
- принцип равного
доступа граждан к муниципальной службе
в соответствии с их способностями и профессиональной
подготовкой. Он основан на конституционных
положениях о равноправии граждан: граждане
Российской Федерации имеют равные права
на осуществление местного самоуправления,
в том числе и право на равный доступ к
муниципальной службе независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям.
- принцип единства
основных требований, предъявляемых к
муниципальной службе в Российской Федерации,
а также учета исторических и иных местных
традиций, предполагающий единство основ
правового статуса муниципальных служащих:
общие перечни ограничений, связанных
с муниципальной службой, гарантий и т.д.
- принцип правовой
и социальной защищенности муниципальных
служащих призван обеспечить стабильность
кадров в органах местного самоуправления,
а также защитить муниципальных служащих
от политической конъюнктуры, от произвола
руководителя, гарантировать муниципальному
служащему соответствующие условия работы,
пенсионное обеспечение, помощь семье
муниципального служащего в случае его
смерти, связанной с исполнением им должностных
обязанностей, и т.д.;
- принцип внепартийности
муниципальной службы имеет целью не допустить
перехода муниципальной службы под контроль
политических организаций.
Муниципальная
служба в Российской Федерации осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ,
федеральными законами об общих принципах
организации местного самоуправления
и об основах муниципальной службы
и др., конституциями, уставами, законами
субъектов Федерации, а также
уставами муниципальных образований.
Закон
об общих принципах организации
местного самоуправления относит к
ведению органов государственной
власти Российской Федерации «регулирование
основ муниципальной службы» (ст.
4). Это предполагает установление на федеральном
уровне положений, определяющих, что следует
понимать под муниципальной службой, каковы
ее задачи и основные принципы организации,
каковы основы статуса муниципальных
служащих и т.д. Все эти положения закреплены
в Законе об основах муниципальной службы.
К
компетенции органов государственной
власти субъектов Федерации относится
законодательство о муниципальной
службе (ст.5 Закона об общих принципах
организации местного самоуправления).
Законодательное
регулирование вопросов муниципальной
службы осуществляется субъектами Федерации
в соответствии с Конституцией РФ и
федеральными законами.
Законодательство
субъектов Федерации включает не
только законы о муниципальной службе,
но и законы об аттестации муниципальных
служащих, о системе оплаты труда муниципальных
служащих. Законами субъектов Федерации
утверждаются реестры муниципальных должностей
муниципальной службы, устанавливается
соотношение муниципальных должностей
муниципальной службы и государственных
должностей государственной службы РФ
с учетом квалификационных требований,
предъявляемых к соответствующим должностям
муниципальной и государственной службы.
Законодательство
о муниципальной службе относит
к ее правовой основе уставы муниципальных
образований, а также иные нормативные
правовые акты муниципальных образований.
В
соответствии с законодательством
муниципальные образования определяют
порядок прохождения муниципальной
службы, требования к муниципальным должностям,
права и обязанности, виды поощрений муниципального
служащего и др.2
3.
Виды и характеристика
административно-предупредительных
мер.
В
теории административного права
выделяют четыре основных вида государственного
принуждения: уголовное, административное,
дисциплинарное и гражданско-правовое.
Административное
принуждение – это метод психического
или физического воздействия на сознание
и поведение людей, применяемый в сфере
государственного управления в целях
предупреждения, пресечения административных
правонарушений и привлечения виновных
лиц к административной ответственности.
По
целевому назначению
меры административного
принуждения могут
быть подразделены на
три группы:
- Административно-предупредительные
меры;
- Административно
- пресекательные меры;
- Меры административной
ответственности.
Административно-предупредительные
меры применяются при отсутствии правонарушений,
при наступлении определенных условий,
чаще всего чрезвычайного характера. Целями
их является предупреждение правонарушений,
охрана общественной безопасности и предупреждение
вредных, тяжелых последствий.
Классификация
мер административного
предупреждения.
Предположение о том, что лицо собирается
совершить административное правонарушение
либо иное противоправное деяние, служит
основанием для применения мер административного
предупреждения.
Меры
административного
предупреждения – это способы и средства,
направленные на предупреждение и предотвращение
правонарушений и обстоятельств, которые
угрожают жизни и безопасности граждан
или нормальной деятельности государственных
органов, предприятий и организаций. Они
носят профилактический характер и выражаются,
как правило, в виде определенных ограничений
и запретов.
Наиболее
распространенными
мерами административного
предупреждения являются:
-
контроль и надзорные проверки;
-
введение карантина, остановка
движения транспорта на отдельных
улицах, например, в случае аварии
или иного происшествия, закрытие
Государственной границы;
-
проверка документов, контроль и
досмотр вещей;
-
принудительное выселение граждан
из домов, грозящих разрушением;
-
санитарный досмотр грузов;
-
технический осмотр транспортных
средств;
-
реквизиция;
-
резервация;
-
установление запретных зон и
закрытых территорий;
-
различные ограничения и запрещения
на осуществление определенных
действий (по проведению демонстраций,
уличных шествий и т.п.);
-
обязательная регистрация (оружия, транспортных
средств, уставов общественных объединений
и т.д.).3
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Административное
право. «Учебное пособие», 2003. - 352 с.
Авторы: Котельникова Е.А., Семенцова
И.А., Смоленский М.Б.
- Муниципальное
право РФ: Учебник. -2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Юристь, 2003. – 559 с. Авторы:
Кутафин О.Е., Фадеев В. И.
- Административное
право Российской Федерации (конспект
лекций), 2001. – 352 с. Авторы: Алехин А.
П., Кармолицкий А.А.