Становление и развитие адвокатуры в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:10, реферат

Краткое описание

Современную деятельность и состояние адвокатуры в Казахстане невозможно понять и рассмотреть без изучения истории ее становления, формирования и развития, поскольку нельзя; без этого понять смысл задач, стоящих перед этим важным общественно-правовым институтом. В конечном итоге это позволит нам определить место, роль и значение адвокатуры в строительстве правового и демократического государства.
В силу особенностей выполняемых функций, возложенных на адвокатуру, и её положения в системе правовых отношении, в различные периоды истории подходы к ней менялись в зависимости от политической системы общества, его экономического уровня, правовой культуры и правосознания граждан и многого другого.

Оглавление

Введение 3
1 Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года 4
2 Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский период 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

Реферат история адвокатуры.docx

— 33.09 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

3

1

Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года

4

2

Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский  период

8

 

Заключение

11

 

Список использованной литературы

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово адвокат пришло из латинского языка, от «advocatus». И означало это слово «приглашенный», от «advoco» - призываю, приглашаю.

Современную деятельность и  состояние адвокатуры в Казахстане невозможно понять и рассмотреть  без изучения истории ее становления, формирования и развития, поскольку  нельзя; без этого понять смысл  задач, стоящих перед этим важным общественно-правовым институтом. В  конечном итоге это позволит нам  определить место, роль и значение адвокатуры в строительстве правового и  демократического государства.

В силу особенностей выполняемых  функций, возложенных на адвокатуру, и её положения в системе правовых отношении, в различные периоды  истории подходы к ней менялись в зависимости от политической системы  общества, его экономического уровня, правовой культуры и правосознания  граждан и многого другого.

Путь становления адвокатуры был трудным, и всегда на отдельных  этапах развития общества предпринимались  различные поиски совершенствования  форм, способов и методов деятельности организации адвокатуры.

Появление профессиональной адвокатуры в период до 1917 года тесно  взаимосвязано с историей становления  и развития законодательства Российской империи в состав, которой входил и Казахстан, и в частности  проведением прогрессивной судебной реформы 1864 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Становление  и развитие адвокатуры в Казахстане  в период до 

   1917 года

 

В юридической терминологии того времени понятие "адвокат" появилось в 1864 г., однако даже в советский  период вплоть до 1939 г., данный термин не употреблялся в действовавшем законодательстве. Что касается организационно-пpaвовой формы деятельности адвокатуры, какой является коллегия адвокатов, то она никогда не имела и не имеет да сих пор того общественно-правового значения и корпоративного единства, каким обладает она в развитых демократических странах (США, Германии, Франции и др.).

Судебными уставами 1864 года (Устав об учреждении судебных установлений. Устав уголовного судопроизводства Устав гражданского судопроизводства. Устав по наказаниям, налагаемым мировыми судьями создавалась оригинальная и эффективная система правосудия.

Устав об Учреждении судебных установлений, утвержденный Указом Правительствующего сената от 20 ноября 1864 года, сделал адвокатуру новым юридическим учреждением  России.

При царском самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось нежеланием государства  разрешить создание новых независимых  институтов гражданского общества, а  именно - профессиональных адвокатских  объединений.

Следует иметь в виду, что до реформы судебной системы  институт защиты не представлял собой  какой-либо оформленной и организованной общественной группы с четкими задачами, целями и интересами, более того, их представители не имели соответствующего профессионального образования, своей  организационной структуры и  названия. Роль адвокатов выполняли  на протяжении нескольких веков частные  лица - стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, соответственно определенные требования к ним (наличие специального образования и др.) не предъявлялись. Как правило, их обязанности ограничивались составлением, подачей некоторых  документов (бумаг). И даже создание в 1832 году института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать представителям различных социальных слоев России защиту их интересов.

Адвокаты разделялись  на две категории - присяжных поверенных - корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов, и частных  поверенных, практиковавших адвокатскую  деятельность индивидуально. При судебной палате был создан совет присяжных  поверенных, избираемый из членов присяжных  поверенных, в задачу которого входило  контролирование за деятельностью  отдельных адвокатов и ряд  других функций. Высший надзор за деятельностью  совета присяжных поверенных возлагался на Судебную палату и Правительствующий  сенат.

В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных, из числа квалифицированных членов, действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных при  судебной палате. Они состояли из председателя, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными. Выборы в совет проводились в  отдельности на каждую должность  простым большинством голосов. Совет  переизбирался ежегодно на общем  собрании присяжных поверенных после  отчета прошлого состава.

Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, ocyществлял дисциплинарную практику, распределял бесплатные дела среди присяжных поверенных, регулировал различные споры между ними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов.

Таким образом, присяжная  адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии - так  называемое сословие присяжных поверенных, объединенных внутренним самоуправлением  в виде выборных органов – советов  присяжных поверенных, и внешним  надзором высших судебных мест. Помимо защиты по уголовным делам (в том  числе по назначению суда), представительства  сторон в гражданском процессе, на адвокатов возлагалось оказание юридической помощи населению, включая  предоставление бесплатных консультаций для бедных.

Уставом об учреждении судебных установлений предъявлялись жесткие  требования к новому общественно-правовому  институту, в нем четко регламентировались права, обязанности и ответственность  присяжных поверенных. Присяжными поверенными  могли быть только те лица, которые  отвечали необходимым для этого  условиям и приняты в корпорацию адвокатов в установленном порядке.

Эти нормативные правовые требования, были разделены на две  категории - положительные (кто мог  быть) и отрицательные (кто не мог  быть присяжным поверенным).

Так, согласно ст. 354 Учреждения судебных установлений присяжными поверенными  могли быть лица, достигшие 25-летнего  возраста, имеющие высшее юридическое  образование и, кроме того, пять лет  судебной практики в качестве чиновника  судебного ведомства или помощника  присяжного поверенного.

В ст.355 прямо указывалось, что присяжными поверенными не могли  быть:

1) не достигшие 25-летнего  возраста;

2) иностранцы;

3) объявленные несостоятельными  должниками;

4) состоящие на службе  от правительства или по выборам,  за исключением лиц, занимающих  почетные или общественные должности  без жалованья; 

5) подвергшиеся по судебным  приговорам лишению или ограничению  прав состояния, а также священнослужители,  лишенные духовного сана по  приговорам духовного суда;

6) состоящие под следствием  за преступления и проступки,  влекущее за собою лишение  или ограничение прав состояния,  и те, которые, находясь под  судом за такие преступления  или проступки, не оправданы  судебными приговорами: 

7) исключенные из службы  по cyдy или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех обществ, к которым они принадлежали;

8) те, которым по суду  воспрещено хождение по чужим  делам, а также исключенные  из числа присяжных поверенных.

Здесь необходимо отметить, что уже тогда Советы присяжных  поверенных при рассмотрении вопроса  о приеме руководствовались также  данными о нравственных качествах  кандидата на основе всевозможных сведений об этой личности. В Учреждении судебных установлений был определен и  порядок вступления к осуществлению  деятельности присяжного поверенного, который включал следующие требования: принятая и приписки. Принятие в  присяжные поверенные зависело от совета; его решение - основной акт зачисления в корпорацию присяжных поверенных. В том случае, когда один совет  отказывал просителю в приеме, это же лицо при тех же данных могло быть принято другим советом. Определения совета об отказе и приеме, основанные на условиях формальной правоспособности, могли быть обжалованы в судебную палату и затем в Правительствующий  сенат; но определения совета о непринятии в присяжные поверенные обжалованию  не подлежали. Приписка осуществлялась судебной палатой на основании определения  совета о принятии данного лица в  число присяжных поверенных. Процесс  приписки состоял из внесения фамилии  принятого в совет присяжных  поверенных округа, в подписи на свидетельстве,  выданном советом, и  в публикации о его принятии.

Одно из важнейших прав, которым обладал присяжный поверенный, заключалось в том, что поверенные каждого округа судебной палаты самостоятельно из своих членов избирали совет, что  являлось выражением корпоративности  данного института. Позже контрреформы 1874 года значительно ослабили адвокатуру и применительно к ней стал использоваться термин "сословие", что означало объединение юристов, исполняющих специфическую общественную функцию. Права и обязанности  членов сословия, которые не регламентировались законом, были отражены в Уставах, однако они были в основном немногочисленны.

Вознаграждение присяжного поверенного за его труд определялось письменным соглашением его с  доверителем и клиентом; при отсутствии такого соглашения вознаграждений определялось специальной таксой (только для гражданских  дел установленной министром  юстиции. Основным критерием при  определении размера вознаграждения служила цена иска, при этом с увеличением цены иска процент уменьшался: поверенный истца получал четвертую, а поверенный ответчика третью часть от причитавшейся ему оплаты.

В присяге, принимаемой присяжным  поверенным, были отражены профессиональные обязанности, где он клялся строго соблюдать  закон и честь адвоката, советы же обязаны были наблюдать за точным его исполнением (ст.367, п.2 Учреждена  судебных установлений). Деятельность присяжных поверенных осуществлялась только в одном округе, так как  по ст.356 Учреждения судебных установлений они обязаны были избирать местожительство  в одном из городов округа той  судебной палаты, к которой были приписаны.

Контроль совета за своими членами осуществлялся только в  том случае, если их деятельность находилась в сфере действий совета, т.е. в  пределах данного судебного округа. Закон допускал одно исключение, если дело, начатое в одном округе, переносилось в другой, например, вследствие кассационного решения, тогда адвокат  подчинялся совету присяжных поверенных того места, где шло производство по делу. Если он должен был уехать в  другой город для ходатайства  по делу, то обязан был все находящиеся  у него дела, подлежащие производству в его отсутствие, передать (с  согласия доверителя) другим присяжным  поверенным.

В обязанность присяжного поверенного входило ведение  списка дел, которые ему поручались (как подлежащие, так и неподлежащие действию таксы), и представление  его в совет присяжных поверенных по первому требованию.

В п.4 ст.З 55 указывалось, что  присяжный поверенный не имел право  состоять на действительной службе, так  как это могло привести к ограничению  его деятельности и зависимости  от государственных органов и  чиновников.

Определенное распространение  в это время получил институт помощников присяжных поверенных. Согласно ст.354 Учреждения судебных установлений, к ним относились лица, "занимавшиеся в течение пяти лет судебной практикой  под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников". В комментариях к ст.354 дается объяснение, что "с  учреждением сословия присяжных  поверенных у них могут быть помощники (по практическим занятиям), которые, кончив курс юридических наук, но нигде  не служившие, могут, тем не менее, иметь  сведения и в судебной практике". 6 июня 1874 года был издан закон, учредивший наряду с присяжными поверенными  институт частных поверенных. Основанием утверждения в должности частного поверенного и получения права  на участие в производстве гражданских  дел у мировых судей и в  общих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял  ходатайство по делам. В отличие  от присяжных -поверенных, имевших право  выступать в любом суде.

2 Основные этапы  развития адвокатуры в Казахстане  в советский 

   период

 

После утверждения советской  политической системы значительные изменения претерпела и адвокатура. Деятельность присяжной и частной  адвокатуры по реформе 1864 года была отменена первыми декретами советской  власти, так как она противоречила  принципу построения нового социалистического  государства. Постепенно адвокатура стала  выполнять придаточную, вспомогательную  функцию в советском правосудии. Подходы к организации института  защиты и участия защитников в  суде при этом неоднократно менялись. Отвергая, одну форму и вводя другую, советское законодательство постепенно утверждало коллективную, отвечающую требованиям и задачам укрепления тоталитарного режима, форму деятельности защитников.

Информация о работе Становление и развитие адвокатуры в Казахстане