Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:07, курсовая работа
“Всеохватные партии” (Киркхаймер,1966) превратились в бро¬керов, торгующих государственными постами. Партии все более и более проникаются государ¬ственным интересом и все менее и менее становятся агентами граж¬данского общества. Они начинают проявлять свои собственные интересы, от¬личные от интересов их клиентов. Партии манипулируют государст¬вом в интересах своих клиентов в гражданском обществе, и в своих собственных интере¬сах.
Модуль 4. Сравнительное исследование функций, ролей и процессов в рамках политической науки
Тема 2. Измерение партийных систем (6 часов)
Демократия становится публичным заискиванием элит, а не включением населения в производство политической стратегии, а также процедурой легитимации политики партий, говорящих “мы сделаем лучше то, что они (и мы) предлагают”. Неразличимость партийных программ делает ответственными за государственную политику все партии и в то же время понижает ответственность конкретной партии. Демократия становится средством достижения социальной стабильности, а не социальных перемен.
Типы партий и их характеристики
Характеристики |
Элитная партия |
Массовая партия |
Всеохватная” партия |
“Картельная” партия |
Исторический период |
XIX век |
1880-1960 |
1945- |
1970- |
Степень вовлечения масс |
ограниченное право голоса |
расширение избирательных прав и всеобщее избирательное право |
всеобщее избирательное право |
всеобщее избирательное право |
Уровень распределения политически значимых ресурсов |
значительно ограниченное |
относительно концентрированное |
менее концентрированное |
относительно рассредоточенное |
Основные цели политики |
распределение привилегий |
социальная реформация или сопротивление ей) |
социальное улучшение |
политика как профессия |
Основа партийной конкуренции |
предписанный статус |
репрезентативная способность |
эффективность политики |
управленческие способности, действенность |
Структура электоральной конкуренции |
управляемая |
мобилизация |
конкурентная |
ограниченная |
Природа партийной деятельности и партийных кампаний |
иррелевантная |
деятельностно-интенсивная |
деятельностно- и капитал-интенсивная |
капитал-интенсивная |
Основной источник партийных ресурсов |
личные контакты |
членские взносы и пожертвования |
пожертвования из большого числа источников |
государственные субсидии |
Отношения между обычными членами и партийной элитой |
элиты являются “обычными” членами |
“снизу вверх” (Михельс); элита ответственна перед членами |
“сверху вниз”; члены организованы для одобрения элит |
стратархия; взаимная автономия |
Характер членства |
небольшое и элитистское |
большое и однородное; активно вовлекаемое; членство на основе идентичности; акцент на правах и обязанностях |
членство открытое для всех (гетерогенное и поощряемое); акцент на правах, а не обязанностях; членство маргинальное по отношению к индивидуальной идентичности |
ни права, ни обязанности не являются важными (различия между членами и нечленами неясные); акцент на членах как личностях, а не как единицах организации; члены оцениваются по вкладу в легитимизационный миф |
Партийные каналы коммуникации |
межперсональные структуры |
партия находит свои собственные каналы коммуникации |
партия соревнуется за доступ к непартийным каналам коммуникации |
партия получает привилегированный доступ к государственно-регулируемым каналам коммуникации |
Положение партии между гражданским обществом и государством |
неясные границы между государством и политически релевантным гражданским обществом |
партия принадлежит гражданском |
партии как конкурирующие брокеры между гражданским обществом и государством |
партия становится частью государства |
Репрезентативный стиль |
опекун |
делегат |
предприниматель |
государственный деятель |
Гражданское общество, типы партий и модели демократии
Гражданское общество |
Партия |
Демократия |
Основной принцип демократии |
«Клубное» |
Элитная |
Ограниченная |
Смена элит |
Поляризованное |
Массовая |
Репрезентативная |
Ответственность |
Мозаичное |
«Всеохватная» |
Плюралистическая |
Оппозиционность |
Сетевое |
«Картельная» |
Консенсуальная |
Легитимностъ |
Массовые движения появились в 70-х г, критика институционализации политики, огосударствления политической организации, отрыва партий от исходных массовых интересов, узкой идентификации, заполитизированности (публичное против частного), элитарности и олигархизации. Протестная активность при решении отдельных вопросов (“single-issue campaigns”), т.к. партии ориентируются на усредненную политику и избегают решений противоречивых или неоднозначных проблем.
Популистские партии правого толка (неопопулистские или “анти-политические”, “анти-истеблишментские”). Идеи “национального предпочтения”, сильного государства, критика традиционных форм демократии+отказ от насилия внутри страны (не “радикально правые”, а “крайне правые”). Представляют себя единственными силами, которые способны защитить угнетенные интересы всего народа. Национальный Фронт во Франции, ЛДПР в России. Критикуют истеблишмент за рационализированную и онаученную риторику, выступая за необходимость “понятности” политики, ее соответствие здравому смыслу. Антиавторитарные мотивы, существующая демократия - “фальшивая”, “авторитарная”. Подчеркивание своей маргинальности, периферийности, несистемности. Агрессивный стиль оппозиционной борьбы; постоянная конфронтация. Идеологическая основа - “харизматический популизм”.
“корпоратизм” и “неокорпоратизм”. Филипп Шмиттер “Все ли еще век корпоратизма?” (1974). Корпоратизм-«Система представительства интересов, элементы которой представляют собой ограниченное число обязательных, не конкурирующих между собой, иерархически организованных и функционально дифференцированных единиц, признанных, лицензированных или созданных государством и наделенных монополией на представительство определенных интересов в обмен на ту или иную степень правительственного контроля за подбором их лидеров и артикуляцией требований и поддержки». Заинтересованные группы этатизируются и присваивают себе монополию на представительство отдельных слоев общества. Процесс принятия решений приобретает характер сделок между бюрократией и немногими, хорошо организованными заинтересованными группами, которые являются «внутренне олигархическими», т. е. их лидеры в большей степени представляют самих себя, чем пассивную и апатичную массу рядовых сторонников.:
Современную «социетальную» версию, Шмиттер назвал неокорпоратизмом. В экономической жизни ведущую роль приобретают немногочисленные, но очень крупные корпорации; в ответ на это профсоюзы тоже укрупняются, выделяется группа их могущественных лидеров; рядовые члены профсоюзов и предпринимательских ассоциаций утрачивают возможность влиять на принимаемые решения; постепенно сглаживаются различия по социальному происхождению, уровню образования и идеологическим ориентациям между ведущими бизнесменами, руководителями профсоюзов и государственными служащими, что приводит к формированию у них общего технократического мировоззрения, но отдаляет от общества. Великобритания. Норвегия.
Изучение партийных систем выражается в поиске зависимостей между партийными системами на электоральном или парламентском уровнях и факторами электоральной, социальной и государственной систем.
Исследование условий фракционализации парламентов. Политический плюрализм как показатель демократичности системы имеет некоторые границы, переход за которые грозит ее устойчивости. Пауэлл изучал партийную фракционализацию парламентов в 27 странах (84 случая выборов) за период 1965 — 1976 гг. Факторы раздробленности парламентов: особенности электоральной системы, социальная дифференциация общества и форма государственного правления.
Зависимая переменная - фракционализация парламента, которая определяется специальным индексом — индекс Рэ.
Индекс Рэ = 1 — Σ Si2, где
Si — доля мест i-ой партии в парламенте.
Независимые переменные выражаются индикаторами:
(1) Этническая дифференциация:
Индекс Рэ = 1-й- Σ gj2,
где gi — доля i-ой этнической группы в составе населения.
(2) Индекс сельскохозяйственного населения:
Используется шкала от 1 до 3:
5—19% сельскохозяйственного населения — 1,
20 — 49% сельскохозяйственного населения — 2,
50 — 80% сельскохозяйственного населения — 3.
(3) Индекс католического населения:
Для измерения католического населения использовалась шкала от 1 до 3. Она сопоставлялась с долей католического населения аналогично предыдущему индексу:
5—19% католического населения — 1,
20 - 49% католического населения - 2,
50 — 80% католического населения — 3.
(4) “Сила” электоральной системы подсчитывается по шкале от 1 до 3:
Плюральная система выборов при одномандатных округах — 3,
Смешанная система — 2,
Пропорциональная система — 1.
(5) Форма государственного правления оценивалается по шкале 0 — 1. Президентская форма государственного правления — 1, другие — 0.
Эффективное число электоральных и парламентских партий. Не все партии оказывают влияние на ход выборов и не все из них являются значимыми для избирателя. Влияние на государственную политику и законотворческий процесс ограничивается “эффективным числом” партий. Индекс “эффективного числа партий” предложен Макку Лааксо и Рейном Таагепера в 1979 г.:
N = 1/Σpi.2
где pi — доля мест, полученных i-ой партией.
Затем было предложено “эффективное число” партий применительно к избирательному процессу и к распределению мест в парламенте. Показатели: эффективное число электоральных партий (effective number of party votes — ENPV) и эффективное число парламентских партий (effective number of party seats — ENPS), которые характеризовали число партий, оказывающих наибольшее влияние на политический процесс. Эти показатели вводятся как зависимые переменные Лейпхартом, Коксом и др. Данные переменные измеряются следующими индексами:
1. Эффективное число электоральных партий (ENPV):
ENPV=1/Σvi2,
где vi — доля голосов, полученных i-ой партией на выборах.
2. Эффективное число парламентских партий (ENPS):
ENPS =1/ΣSi2,
где Si — доля мест в парламенте, полученных i-ой партией.
Пример: Подсчитаем эффективное
число электоральных и
Результаты парламентских выборов в Финляндии (1983 г.)
Партии |
Число голосов |
% |
Число мест |
% |
Социал-демократическая партия |
795.953 |
26,7 |
57 |
28,5 |
Национально-коалиционная партия |
659.078 |
22,1 |
44 |
22,0 |
Партия центра |
525.207 |
17,6 |
38 |
19,0 |
Народный демократический союз |
416.270 |
13,8 |
27 |
13,5 |
Сельская партия |
288.711 |
9,7 |
17 |
8,5 |
Шведская народная партия |
146.881 |
4,9 |
И |
5,5 |
Христианский союз |
90.410 |
3,0 |
3 |
1,5 |
Конституциональная партия |
11.104 |
0,4 |
1 |
0,5 |
“Зеленые” |
42.045 |
1,4 |
2 |
1,0 |
Другие |
4.035 |
0,1 |
0 |
0,0 |
Всего |
2.979.694 |
|
200 |
|
ENPV = 1 / (0,2672 + 0,2212 + 0,1762 + 0,1382 + 0,0972 + 0,0492 + 0,032 + 0,0042 + 0,0142 + 0,0012) = 1 / (0,0713 + 0,0448 + 0,031 + 0,019 + 0,0094 + 0,0024 + 0,0009 + 0,0 + 0,0002 + 0,0) = 1 / 0,183 = 5,46
ENPS = 1 / (0,2852 + 0,222 + 0,192 + 0,1352 + 0,0852 + 0,0552+ 0,0152 + 0,0052 + 0,012) = 1 / (0,0812 + 0,0484 + 0,0361 + 0,0182 + 0,0072 + 0,003 + 0,0002 + 0,0 + 0,0001) = 1 / 0,1944 = 5,14
Разница показателей небольшая, т.к. в Финляндии парламент избирается на основе пропорционального представительства с использованием формулы Д’Онта при распределении мест. В других странах разница между ENPV и ENPS может быть большей.
Измерители диспропорциональности между распределением голосов на выборах и распределением мест в представительных органах власти.
Индекс диспропорциональности Дугласа Рэ (I) основывается на подсчете модульной разницы между процентом голосов и процентом мест всех партий, которые набрали по крайней мере полпроцента голосов, суммирования этой разницы и нахождения средней величины, которая и является показателем диспропорциональности. показывает средний процент сверхпредставленных и недопредставленных избирателей, приходящихся на одну электоральную партию. Чем выше индекс, тем больше диспропорциональность в системе.
I= Σ|Vi-Si|/n
где
n- число партий,
Vi — процент голосов, полученных i-ой партией,
Si — процент мест, полученных i-ой партией.
Квадратичный индекс диспропорциональности Мозера(LSq) :
где
Vi — процент голосов, полученных i-ой партией на выборах,
Si — процент мест, полученных i-ой партией в парламенте.
Индекс диспропорциональности Лейпхарта
Индекс Лейпхарта= (|Va-Sa|+|Vb-Sb|)/2
Va , Vb - процент голосов, полученных двумя наиболее успешными партиями на выборах,
Sa , Sb — процент мест, полученных двумя наиболее успешными партиями в парламенте.
Результаты выборов в Палату общин Канады в сентябре 1984 г.
Партии |
Голоса |
% |
Места |
% |
Прогрессивная консервативная партия |
6276530 |
50,0 |
211 |
74,8 |
Либеральная партия |
3516173 |
28,0 |
40 |
14,2 |
Новая демократическая партия |
2358676 |
18,8 |
30 |
10,6 |
Другие |
394594 |
3,1 |
1 |
0,4 |
Всего |
12545973 |
|
282 |
|